{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Получить важное из обеих культур: как в AliExpress Russia объединяют корпоративные ценности России и Китая

Усердная работа и много 😇😀👍🤪😎.

В октябре 2019 года Mail.ru Group, Alibaba Group, «Мегафон» и РФПИ объявили о запуске совместного бизнеса в сфере электронной коммерции. Теперь в «AliExpress Россия» входят российские подразделения маркетплейсов AliExpress, Tmall и Pandao. В совет директоров новой AliExpress Russia вошли представители всех партнёров, а руководителями стали два гендиректора — от Mail.ru Group и от AliExpress.

Крупные китайские компании обычно предпочитают захватывать новые рынки, выкупая местные проекты и строя свой бизнес на их базе. В России всё пошло по-другому — Alibaba начала развивать маркетплейс вместе с локальными партнёрами. И это первый в истории компании случай.

Часть российских сотрудников несколько лет проработали в глобальном офисе AliExpress, а потом вернулись обратно и привезли с собой китайский подход к работе. Так в новой компании зарождается собственный культурный код, который объединяет опыт двух стран.

Сотрудники, которые пришли после создания совместного предприятия или рассматривают компанию в качестве потенциального работодателя, будут работать в новых реалиях, объединяющих лучшие корпоративные ценности России и Китая.

Традиционно считается, что китайцы и русские — это совершенно разные нации, у которых нет ничего общего. Но при ближайшем рассмотрении можно рассмотреть одинаковые национальные черты.

Очень много работы!

Во многих китайских ИТ-компаниях распространена культура трудоголизма — сотрудники работают шесть дней в неделю по 12 часов (с девяти утра до девяти вечера).

При этом компании не требуют от сотрудников работать сверхурочно, они делают это добровольно, понимая, насколько высока конкуренция за работу.

В России сфера электронной коммерции активно трансформируется, сотрудники решают новые и интересные задачи. Люди сильно вовлечены: это видно по их отдаче и вовлечению в новые проекты. В нашей компании мы ценим и поощряем тех, кто относится к своей работе с большим энтузиазмом.

Миф о культе руководителя

Китайскую корпоративную культуру часто оценивают как жёсткую иерархию, а подвергнуть сомнению решения начальства — значит проявить неуважение.

Китайцы действительно строго относятся к иерархии в коллективе, но обсуждения в компании только приветствуется. Любой вопрос можно обсудить с кем угодно, в том числе с заграничными коллегами.

В компании, например, есть корпоративный мессенджер, через который можно написать даже самому Джеку Ма, чтобы попросить совета — им могут пользоваться и сотрудники в России.

Указывать на ошибки руководства можно и нужно. Но это не стоит делать публично — в китайской культуре тот, кто жалуется, теряет лицо, так как не смог добиться нужного результата самостоятельно. Китайцы напоминают о проекте всеми возможными способами, есть даже неформальное правило: если про задачу не сказали три раза, значит она не так важна.

При этом для китайских коллег чрезвычайно важен личный контакт и чувство сопричастности и коллективного духа. Руководитель и сотрудники всегда должны быть в контакте. Это почти полностью исключает кабинеты и закрытые пространство. Личный контакт с руководством означает и то, что начальство постоянно вовлечено в задачи команды, проблемы. Семейственность вообще свойственна китайской культуре и поэтому важно, чтобы у руководителей был персональный контакт с каждым из сотрудников.

В компании действует принцип move fast — нужно уметь быстро признавать промахи и устранять их последствия. Это особенно важно в молодом бизнесе вроде AliExpress Russia: сфера электронной коммерции в России динамично развивается, и каждая ошибка может отразиться на бизнесе. Достаточно хорошее решение лучше, чем его отсутствие.

На самом деле методы управления в России бывают гораздо более директивными, чем в Китае. Например, когда в России сотрудник устраивается на испытательный срок, то, как правило, сразу получает конкретные задачи от начальства. От их выполнения зависит, останется ли он в компании.

У китайцев другой подход: на испытательном сроке новый сотрудник проходит тренинги, погружается в новую среду, сам выбирает путь достижения цели, а после — защищает свою работу перед руководством и коллегами.

Для нас очень важно честное понимание и определение поведения и отношений, которые мы хотим видеть во всей компании. Поэтому мы совместно с командой сформировали систему ценностей компании.

Сейчас мы находимся в поиске процессов и систем, которые помогут этой культуре прижиться. И с испытательным сроком мы нашли решение, которое позволило достигать бизнес-целей, сохраняя при этом насыщенную среду, в которой каждый сотрудник чувствует драйв и неограниченную возможность для развития. Такой подход предполагает постановку целей новым работникам по принципу SMART.

Одна из китайских мудростей, которую часто вспоминают в AliExpress Russia — «Только злые духи ходят прямыми дорогами». Она характеризует гибкость, с которой китайцы подходят и к дедлайнам, и к планированию вообще. Главное для них — цель, а пути её достижения могут меняться на ходу.

Культурный код: «мимимишность» 😅 😇

Китайцы постоянно используют эмодзи и смайлики, даже в деловой переписке: там, где российский сотрудник напишет сухое и вежливое письмо, китайский может ограничиться одним эмодзи. Обсуждения в общих чатах сопровождаются огромным количеством смайликов — так китайцы дают понять, что получили и прочли сообщение. А также выразили уважение собеседнику.

Российским сотрудникам бывает сложно к этому адаптироваться. А для многих китайских коллег поначалу русские воспринимаются довольно суровыми. Для нас сейчас очень важно формировать привычки и практики, которые помогут сотрудникам и компании. Подобные проблемы адаптации и восприятия обычно решает личная встреча и фокус на отношениях и взаимодействии. Так, например, мы внедрили программу Lunch club, которая по определенному алгоритму находит любому желающему сотруднику компанию для совместного обеда.

Стоит отметить, что китайские коллеги очень чутко относятся к местным традициям и локальным практикам — если объяснить им, почему в стране принято вести дела именно так, они быстро адаптируются. А еще мы договорились о важности уважения другой культуры, личного пространства и о том, что we speak english.

Многочисленные исследованиям уже не раз показывали, что кросс-культурные корпорации становятся самыми успешными и именно в обмене опытом, знаниях и разных подходах и кроется секрет успеха. Одна из текущих ценностей в «AliExpress Россия» — сила в различии. Именно в этом и есть одно из ключевых преимуществ и уникальность нашей команды.

Никаких закрытых чатов

Китайцы — сторонники полной прозрачности в работе. О заведении закрытых или анонимных чатов для обсуждения любых вопросов речи даже не идёт. Китайским сотрудникам важно единение, синергия на рабочем месте.

Яркий пример — отношение сотрудников к еженедельным отчётам о проделанной работе. Российские сотрудники часто воспринимают требование составлять их как не самую полезную форму бюрократии: руководство получает сотни таких отчётов, читать их все у него возможности нет, а значит производство таких отчётов — пустая трата времени.

Коллеги из Китая такой подход не разделяют: для них еженедельные отчёты — способ создать во всей компании единое информационное поле, поделиться планами, обсудить важные вопросы. Им и в голову не приходит, что кто-то может счесть отчёты бесполезными. Одна из наших важнейших HR-задач — найти баланс в подобных вещах.

Такой подход сейчас называют «уникальной китайской бирюзой». В Alibaba Group есть специальные долгосрочные образовательные программы от Джека Ма и Дэниэла Чжана для тысячи лучших сотрудников, где с одной стороны есть мастер-классы от лидеров программы, с другой — приглашенные профессора из MIT, Гарварда и других университетов рассказывают о новых методиках управления. Китайцы их изучают и внедряют у себя лучшее.

Например, мои китайские коллеги в «AliExpress Россия» (участники подобных программ) приверженцы «Теории U» Отто Шармера и организационного модели Роберта Кигана и Лизы Лэйхи авторов известной книги «Культура для каждого. Как стать организацией осознанного развития».

Раскладушки для послеобеденного сна

Конечно, есть. От традиций всё-таки не убежишь 🛌.

На самом деле у китайцев и русских, которые работают в «AliExpress Россия», гораздо больше общего, чем различий. Главные элементы корпоративной культуры в активно развивающемся e-commerce: системы, отношения и практики, которые базируются на ценностях.

В первую очередь это ответственность за результат, решительность и скорость, упорство и вдохновение. Наша основная HR-задача — создать такую среду, где все эти элементы будут находиться в балансе друг с другом и придерживаются основной линии ценностей компании. Не стоит бояться работы в многонациональных командах, ведь именно компании, в которых смешано больше всего культур, национальных особенностей и опыта, становятся самыми успешными.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Виталий Черненко

Автору нужно статьи про Северную Корею писать. Хорошо получается. Волчий менеджмент али уже хорошо описан как и все минусы азиатских корпораций в принципе. Здесь их очень мягко обошли)

Ответить
Развернуть ветку
Serious

Судя по тексту статьи автор еще работает в компании, так что про менеджмент либо хорошо либо никак )))

Ответить
Развернуть ветку
Zhbanova Anastasia

Привет! AliExpress сейчас – это новая компания, которую создали вместе с российскими инвесторами в октябре прошлого года. И менеджмент у компании наполовину российский, наполовину китайский, кстати. Но и про китайский менеджмент я бы так говорить не стала – сама работаю здесь (признаю, правда, только три месяца, но пока волков не заметила!)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович
пока волков не заметила

 Ну это до первой проблемы

Ответить
Развернуть ветку
Zhbanova Anastasia

Буду держать в курсе)

Ответить
Развернуть ветку
Serious

Похоже на отзыв с алиэкспресса.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Mitryashkin

"Обсуждения в общих чатах сопровождаются огромным количеством смайликов" - полный ахтунг.

Ответить
Развернуть ветку
Комментарий недоступен

если не перегибать то всё норм. очень помогает доносить мысли

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Krivonosov

С Новым короновирусом я бы поднопрягсят на месте специалистов)

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Krivonosov

Прошу прощения. Не увидел, что написал. Поднапрягся, конечно

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Berendeev
Ответить
Развернуть ветку
Wonabeez Doratie

Хоспади, лучше бы вы не писали, что у вас люди работают по 12 часов 6 дней в неделю и не дай бог, вы вашему начальнику смайлик в чате не поставите, коммунистическая партия Китая вас расстреляет. А про Корп культуру мейлру и ее отсутствие давно наслышаны. Адская химера получилась, короче)

Ответить
Развернуть ветку
Zhbanova Anastasia

Я, кстати, 5 лет проработала в Mail.ru Group и нигде не видела лучшей корпоративной культуры, хотя работала в разных компаниях: и международных, и российских. А на ваш взгляд где лучшая корпоративная культура?

Ответить
Развернуть ветку
Гала Перидоловна

Конечно не видели. Более или менее нормальная корпоративная культура в Яндексе. 

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Беглорян

Рекомендую воздержаться от обучения до изобретения вакцины. 

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Berendeev

Вы бы хоть немного разобрались в вопросе для начала https://tjournal.ru/analysis/138318-koronovirus-2019-ncov-razbor-dlya-pacanov-kotorye-3-den-podryad-sledyat-za-koronavirusom

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда