Открыть парикмахерскую и шоурум в одном помещении: опыт основательницы бренда Nosi

Парикмахер Юлия Яриновская шьёт платья с голографическими мигающими кнопками и бомберы из винила, а фурнитуру закупает в AliExpress. Она рассказала, как открыла свой бизнес, сколько зарабатывает и с какими трудностями сталкивается.

С чего начался проект

Идея открыть свою парикмахерскую студию и тогда же запустить бренд одежды появилась у меня несколько лет назад. До этого я около 10 лет работала парикмахером в различных салонах красоты и мне хотелось больше творчества и свободы.

В 2015 году решила реализовать свою идею, сняла помещение в Москве с арендной платой 25 тысяч рублей в месяц и открыла там студию. В одной части комнаты расположилась парикмахерская, а в другой — шоурум моего бренда одежды Nosi.

Основная концепция бренда — комфорт и уместность. Я, как и большинство жителей мегаполисов, люблю свободу передвижений, мне нравится всегда быть готовой к любому мероприятию. Хотелось создавать одежду, в которой можно чувствовать себя уместным везде: выйти за хлебом и не быть слишком нарядным, а потом пойти в этом же в театр и чувствовать себя хорошо.

У меня не было чёткого бизнес-плана и каких-то крупных разовых вложений, кроме, наверное, рулона ткани за 40 тысяч рублей, из которой начала шить одежду.

Помещение, которое арендовала, было неотремонтированным, поэтому пришлось постепенно приводить его в порядок. Несмотря на отсутствие жёсткого планирования и рекламы, мой проект органически развивался, постепенно росло количество клиентов.

Процесс производства

До переезда в Москву в 2011 году я жила во Владивостоке и из-за близости с границей очень много вещей покупала в Китае. Иногда ездила туда сама, иногда — заказывала на сайте Taobao.

Но с этим магазином было много сложностей, поскольку он ориентирован на внутренний рынок. Во-первых, сайт Taobao свёрстан полностью на китайском языке, которым не владею. Во-вторых, для заказа требовался посредник из Китая, потому что интернет-магазин позволял регистрироваться только владельцам китайских номеров телефона и оплачивать товары можно было картами китайских банков.

С появлением Al͏i͏Ex͏p͏r͏e͏s͏s стало гораздо проще делать покупки. Когда я открыла свою студию и бренд одежды, большую часть фурнитуры и расходников стала заказывать именно там.

Обычно я сначала придумываю модель одежды, а потом ищу подходящие материалы, но иногда именно интересные ткань и фурнитура вдохновляют на создание какого-то образа.

На Al͏i͏E͏x͏p͏r͏e͏s͏s захожу, когда нужно найти что-то необычное, например, я делала платья-рубашки с голографическими мигающими кнопками и бомберы из винила и искала для этого фурнитуру. Первые же ссылки в Google привели меня на платформу. А ещё заказывала там фосфоресцирующие пигменты, чтобы добавлять их в шелкотрафаретную печать. Когда-то заказывала аппарат для плетения косичек. У нас в России таких товаров нет в принципе, а у китайцев есть миллион приспособлений на все случаи жизни.

В России проблематично найти какую-то конкретную фурнитуру или ткань, особенно если ты точно знаешь, какой оттенок тебе нужен, а в Al͏i͏e͏x͏p͏r͏e͏s͏s выбор огромен. Но касаемо заказа готовой одежды, нужно учитывать, что в Китае размеры меньше, чем у нас, и я несколько раз не попадала в размер, заказывая вещи.

Ещё на AliExpress гораздо дешевле покупать расходники для парикмахерской — расчёски, пеньюары и мелкую фурнитуру. Например, кнопки-застёжки для одежды в России стоят 11 рублей за штуку, а в Китае — 3 рубля.

По моим подсчётам, фурнитура и расходники, которые закупаю, обходились бы на 100% дороже в оффлайне в России. Проблема в том, что я не могу покупать крупными партиями: выпускаю около 20-30 вещей одной модели (это полный размерный ряд). Если бы делала оптовый заказ в оффлайне, конечно, выходило бы значительно дешевле.

Доход

Поначалу парикмахерская студия (вместе с проданной одеждой) приносила доход размером 50-60 тысяч рублей в месяц, а сейчас — около 300 тысяч. Но и расходы тоже возросли: аренда того же помещения теперь обходится мне в 50 тысяч рублей в месяц, около 150 тысяч из заработанных 300 трачу на расходники, ткани, краски и фурнитуру.

Часть прибыли делю со швеёй, это моя подруга, с которой у нас договорные условия сотрудничества: она называет мне стоимость своей услуги по пошиву какой-то вещи, и я плачу ей эту сумму. Например, она сообщает, что за одну футболку возьмёт 100 рублей. Но, как правило, её услуги стоят около 25% от конечной стоимости вещи, указанной на ценнике. У швеи раньше было собственное производство, а сейчас она стала мамой и работает из дома.

Цены на изделия устанавливаю очень просто: умножаю себестоимость вещи (с закупкой материалов и оплатой услуг швеи) на два. Сама не люблю тратить много денег на одежду, поэтому и у моего бренда вполне демократичные цены. Отчасти по этой причине не планирую отдавать одежду моего бренда на реализацию: магазины накрутят ещё большую цену и концепция качественной и при этом бюджетной одежды будет утрачена.

Реклама

Я не вкладывала средств в раскрутку своего проекта. Весь мой трафик — органический, а клиенты появились благодаря сарафанному радио. Когда человек делает что-то хорошо, вокруг него обязательно собирается аудитория. Конечно, в Москве, помимо меня очень много хороших парикмахеров, но у каждого есть свой стиль и специализация. Поэтому, если у мастера мало клиентов, значит, он делает что-то не так.

Бренд одежды становился узнаваемым благодаря моему парикмахерскому ремеслу: ко мне приходили стричься и краситься, клиенты видели, как зарождается новый проект, как ремонтируется помещение, как в нём появляется новая одежда. Можно даже сказать, что одежда производилась на их деньги.

Целевой аудиторией Nosi стали люди от 30 до 40 лет, которые заняты околотворческой работой: очень много архитекторов, фотографы, фрилансеры. В основном, это женщины, так как в линейке больше женской одежды, но есть и мужская.

Я никогда всерьёз не занималась рекламой: покупала когда-то платные показы в Instagram, но быстро забросила это дело. Сейчас самостоятельно веду Instagram, но довольно нерегулярно: у меня просто не хватает времени, поскольку много стригу, крашу, шью одежду.

Соцсети — это очень эффективный инструмент, тем более для рекламы одежды, но я упустила время, когда выделиться среди разных аккаунтов Instagram было проще. Сейчас все научились хорошо фотографировать и писать интересные тексты, поэтому, чтобы привлечь аудиторию, нужен яркий необычный контент.

Поэтому чтобы развивать свой аккаунт в Instagram нужно либо платить большие деньги за рекламу, либо нанимать профессионального smm-редактора за 60-80 тысяч рублей в месяц. Я пока могу выделить на это направление не более 15-20 тысяч, но понимаю, что работа, выполненная за такие деньги, будет очень посредственная.

Возможно, вокруг Nosi уже пора создавать команду, в которой каждый будет ответственен за определённый сегмент бизнеса, в том числе, за маркетинг. Но я бы не хотела в этом вопросе придерживаться каких-то жёстких целей: на мой взгляд, команда должна появляться органически.

За время существования проекта у меня было всего четыре продажи через Instagram, все остальные пришли через оффлайн. Я часто провожу в студии различные бесплатные мероприятия: вечеринки, лекции, воркшопы. Так о бренде одежды узнаёт новая аудитория, а постоянные клиенты становятся лояльнее.

Например, в прошлом году мы проводили своп (встреча для обмена одеждой) и из переработанных вещей сделали шоперы. Ещё на одном мероприятии мы организовали чайную церемонию, которая длилась весь день и сопровождалась концертом моих друзей — эмбиент-музыкантов.

Иногда я организую в студии маркеты, где посетители могут продать свои вещи в секонд-хэнд или купить в нём что-то, а также приобрести обновку среди вещей Nosi или продать кому-то свою одежду нашего бренда.

Следующее мероприятие в нашей студии состоится в феврале 2020 года: я объединилась с художницей, у которой есть своя студия живописи, и вместе мы проведём уроки рисования, прочитаем лекции. Также можно будет напечатать любое изображение на своей или на нашей футболке.

Мои ошибки в процессе работы

За пять лет работы над проектом я много раз совершала ошибки и училась каким-то новым навыкам. Поначалу не умела составлять техническое задание, а лекала делала на картоне. Потом научилась работать с компьютерными программами для создания эскизов.

Много сложностей пришлось преодолеть, когда пыталась отдать производство на аутсорсинг. Подрядчики называли одни сроки, а потом задерживали их, на выполнение заказов уходило в три раза больше оговоренного времени. Устанавливала подрядчикам дедлайны, привязывала к сроку выпуска одежды мероприятия, но часто всё шло абсолютно не так, как было запланировано.

В результате почти перестала сотрудничать с производствами и отдала заказы профессиональной швее, которая теперь и создаёт изделия Nosi. Я тоже немного шью, в основном, образцы будущих изделий — у меня дома стоит швейная машинка.

Ещё несколько ошибок было связано с неправильным выбором ткани. Поскольку я не училась на дизайнера или швею, не знала многих тонкостей этой работы. У каждой ткани есть свои свойства, которые нужно учитывать в работе. Был случай, когда сделала зимнее пальто с подкладкой из плащёвки. Подкладка была серебряного цвета, очень красиво смотрелась. Но после того, как мы отшили партию, стало понятно, что в пальто невозможно находиться, потому что плащёвка не пропускает влагу, кожа не дышит и ты всё время потеешь.

С покупкой некачественных тканей, к счастью, не сталкивалась. Чаще всего заказываю их на AliExpress, опять же, потому что там дёшево и огромный выбор фактур и оттенков. Когда что-то заказываю, смотрю рейтинг продавца и обращаю внимание на отзывы реальных людей. Сейчас никому не выгодно портить свою репутацию, поэтому всё, что заказывала, было достойного качества.

Особенно теперь, когда AliExpress прочно выходит на российский рынок, доверия к площадке стало больше. Мне кажется, они очень дорожат своими клиентами и стараются быть максимально прозрачными.

Планы на 2020 год

В прошлом году я сделала первую коллекцию, состоящую из десяти вещей, а до этого выпускала по одной вещи. Даже не могу сказать, сколько заработала на коллекции: она распродаётся постепенно, один модельный ряд может раскупаться до года. Мне очень понравился сам процесс выпуска коллекции, и это вполне логично — создавать вещи сразу на сезон. К весне 2020 года планирую выпустить ещё одну коллекцию. Спойлер: недавно увлеклась печатью принтов и окрашиванием тканей, поэтому все вещи будут окрашены вручную.

Помимо выпуска одежды, планирую проводить в студии больше мероприятий: устраивать их хотя бы один раз в два месяца. Если у вас есть идеи какого-то интересного формата мероприятий и для их проведения нужна площадка — обращайтесь ко мне в соцсетях. Также я открыта к предложениям по участию в съёмках как дизайнер и как парикмахер.

А ещё хочу дать совет начинающим модельерам: не бойтесь, обязательно пробуйте свои силы. Если у вас нет денег на выпуск полноценной коллекции, начните с одной модели, экспериментируйте со стилями и форматом. Лучше сделать, чем не сделать и размышлять о том, чтобы могло или не могло случиться.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Eugene Basov

А разве предприниматель не должен заплатить НДС и пошлины при ввозе товаров?

Ответить
Развернуть ветку
La Tortuga

Путилендавец не доволен что предприниматель не платит дань-"сборы"))) В РФ нет налогов есть только "сборы" точнее дань.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Basov

🤮

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Василий Ще

К сведению: НДС, согласно правил ВТО, на импорт не распространяется, а экспортёру его в обязательном порядке компенсируют. Поэтому, несмотря на таможенные пошлины, свою продукцию выгоднее покупать за границей.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Basov

Первый раз слышу, насколько я знаю, НДС платят при импорте даже те, кто от него освобождён.
Но суть моего комментария даже не в этом, а в том, что очень странно смотрится рекламная статья Али, в которой основная мысль - покупка фурнитуры на Али, что не совсем чисто.

Ответить
Развернуть ветку
Lihacheva.life

Человечная история без намазоливших глаз "дедлайнов", "митапов", "коворкингов" и "асапов". В свое время покупала на Али все инструменты для работы с кожей, реальная экономия 100-200% по сравнению с российскими ценами. Своя мастерская - это мечта)

Ответить
Развернуть ветку
Марк Битюк

Спасибо за интересная историю, продолжайте в том же духе!
Мерч для "Дисциплины" тоже создали вы? :)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ларин

Ввоз товара для коммерческих нужд под маской личного потребления.  

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Shamba

75% хлопок
15% полиэстр
10% человеческая шерсть (следствие условий показа в одном помещении с парикмахерской)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.
Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда