{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как работать из дома удаленно эффективно и без рисков для бизнеса. Опыт глобальной Alibaba и AliExpress Россия

В истории Alibaba уже были случаи, когда приходилось бороться с эпидемиями: эпидемия атипичной пневмонии, свиной и птичий грипп и другие. Один из главных инструментов (а возможно, и единственный) при этом — home-office.

Очень важно понимать, что уход на дистанционную работу не равен страху перед эпидемией, это уважение к взрослому поколению и здоровью близких и сотрудников. Дистанционная работа — это не отдых, это подчас еще большее рвение к работе.

В 2002 году в Китае была обнаружена эпидемия атипичной пневмонии. Многие люди были вынуждены оставаться дома на карантине долгое время: с января по июнь. Но именно это время считается для истории компании переломным, в этот момент была запущена площадка TaoBao, которая решала насущный вопрос — доставки товаров и продуктов на дом. При этом основатель Alibaba Group Джек Ма решил, что самым правильным и для сотрудников будет работать из дома, более 400 сотрудников отправились на home-office.

Это позволило, с одной стороны, остановить пандемию, с другой — больше времени проводить с близкими. Во время карантина даже сотрудники службы поддержки перевели свою работу на дом, и пользователи не заметили никакой разницы. В честь победы над эпидемией был основан праздник Ali Day, он отмечается 10 мая каждого года. В этот день сотрудники благодарят друг друга, свои семьи, приходят вместе с детьми и даже празднуют свадьбы.

В разгар атипичной пневмонии сотрудники Alibaba предприняли строгие меры предосторожности, чтобы защитить себя от потенциального вируса, например, носить маски в офисе.​

В случае с коронавирусом в 2020 году сотрудники Alibaba в Китае и других офисах по всему миру уже с января перешли на home-office. В России сотрудники AliExpress частично перешли на домашнюю работу с этой недели: в офисе только те, кто нужен для бесперебойной работы.

Сотрудники AliExpress из Китая показывают, что не сдаются перед эпидемией и соблюдают карантин.​

Мы хотели бы поделиться своим опытом и опытом китайских коллег со всеми, кому это может пригодиться сегодня.

Как настроена работа удаленно у сотрудников AliExpress Россия:

1. Вход во все системы осуществляется с помощью Alilang. У Alibaba есть единый портал, через который сотрудники получают доступ к согласованию финансовых документов, управлению задачами, обмену файлами.

2. У Alibaba есть собственный мессенджер DingTalk, в котором есть информация обо всех сотрудниках и их контакты, там можно не только вести переписку, но и созваниваться, присылать ежедневные отчеты в удобной форме, настраивать ежедневные автоматические отчеты о цифрах (например, росте продаж), устраивать конференц-звонки, делиться экраном с другими собеседниками.

3. Для того чтобы соблюдать режим работы, по отделам организованы ежедневные утренние онлайн-встречи stand ups, на которых ставятся цели и определяются ответственные. У топ-менеджеров есть утренняя встреча, на которой присутствует CEO компании.

4. В конце дня руководители просят делиться короткими отчетами о проделанной работе. Это сделано не для контроля, а для единого информационного фона.

Ежедневный созвон сотрудников AliExpress Россия в DingTalk.​

5. HR ежедневно отправляет health check in: сотрудникам нужно заполнить короткую форму о состоянии здоровья и планах поездок.

6. Для контроля ситуации создан оперативный штаб из представителей HR, IT-поддержки и административно-хозяйственного отдела. Представители штаба круглосуточно отвечают на любые вопросы сотрудников из любого часового пояса в приват-чате, в том числе осуществляют технический аудит всех сервисов и удаленных доступов.

7. В компании организовываются периодические live-трансляции важнейших собраний и выступлений CEO через Ding, трансляция доступна всем сотрудникам. Мы отменяем любое участие сотрудников в офлайн-конференциях, но они могут связываться по видео- или аудиосвязи в случае необходимости.

8. Сотрудникам, которым необходимо оказаться в офисе, предложено бесплатное такси от дома до офиса, а также маски и антибактериальные гели и спреи в офисе.

9. Для контроля удаленной работы и помощи руководителям выделены специальные ответственные HR-менеджеры, по одному на отдел. Их основные задачи: помогать организовывать утренние встречи, напоминать о ежедневных отчетах и состоянии здоровья, помогать со всем, что может быть нужно (как с технической частью, так и с медицинской помощью, если возникнет необходимость).

10. И последнее, но не менее важное — проведение медитаций, танцев, тренингов онлайн, по видеосвязи. Например, во время карантина в Китае в компании ввели «планка-challenge» — видеозвонок с тренировкой планки, куда может присоединиться любой желающий. В течение всего времени, когда сотрудники Alibaba работали из дома, в общих чатах и по видеосвязи проводились ежедневные спортивные тренировки, маскарады и даже совместные выступления с детьми. Все это укрепляет дух и сплачивает команду сильнее, чем можно подумать.

Мы очень надеемся, что ситуация в ближайшее время восстановится. Когда эпидемия 2002 года в Китае закончилась, в первый рабочий день в офисе устроили family day и пригласили всех сотрудников с их семьями. Это была возможность не только показать родным, как работают в Alibaba Group, но и поблагодарить членов семьи за то, что с пониманием отнеслись к их работе из дома. У AliExpress в России тоже есть такая традиция, мы обязательно организуем день для всех семей сотрудников, когда вместе победим вирус.

Невзгоды — необходимый ингредиент для появления великих людей и компаний

Джек Ма, основатель Alibaba Group
0
10 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артем Гарбер

Это будет первый случай, когда что-то позаимствовали у китайцев

Ответить
Развернуть ветку
Sandy Bell

Русифицировали и Продавали бы эту историю как готовый пакет для российского крупняка. Тк он счас в citrix коме...

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

"Невзгоды — необходимый ингредиент для появления великих людей и компаний" - ну да, есть шанс что успешный конкурент сдохнет. Так себе цитатка.

Ответить
Развернуть ветку
Lello Bittencourt

Vejo algo de qualidade em tudo isso,afinal vivemos num país de desigualdade e injustiças diárias e não podemos fazer nada:então nao quero apontar para os pontos negativos de ninguém e  nenhuma empresa que queira trazer trabalho e acessibilidade tecnológica a nos. 
Que sejam benvindos....e se eu puder estarei junto como profissional em  (T.I) é isso.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ларин

Первое правило джека ма: главное налоги не платить и пошлины таможенные.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жданов

Налоги он платит у себя, таможенные пошлины платят покупатели в России. Какие проблемы-то :)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ларин

Да что-то ты говоришь? Таможенные платежи на алиэкспрессе платят только от 200 евро, в реалиях китайцы занижают стоимость посылки.
Налоги они тоже практически не платят
Продукцию не  сертифицируют
Не декларируют

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жданов

Как будто пиши они реальную стоимость товара, то пошлины бы платили не покупатели, а кто-то другой :-) Налоги они платят там, где они должны платить налоги - у себя дома (ничего себе, кто бы мог подумать!).

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Беглорян

На зоне это еще 20 лет назад освоили, а вы только сегодня. 

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда