Рост онлайн-потребления, изменения в доставке, акцент на FMCG: что обсуждали на AERO Conference 2020
AliExpress Россия расширяет программы поддержки локальных производителей, «М.Видео» отказались от термина «офлайн», «Яндекс.Маркет» прогнозируют повышенную нагрузку на курьерскую доставку, Mail.ru Group говорит об индустрии доставки продуктов питания как о главном драйвере роста всего e-commerce ближайших лет.
Участники рынка рассказали, как меняется их бизнес с приходом глобального онлайна. Первая e-commerce конференция AERO (AliExpress Russia Online Conference) объединила более 5500 участников. Обсуждались важные для индустрии вопросы: «почему термин „офлайн“ уже устарел?», «как изменится объем рынка электронной коммерции в ближайшие несколько лет?», «какова бизнес-модель ритейла будущего?», «какой опыт получили компании во время первой волны Covid-19?» — и многие другие.
По прогнозу Data Insight, к 2024 году объем рынка электронной торговли в России вырастет до 7,2 трлн рублей с 1,7 трлн в 2019 году. Доля e-commerce в общем обороте розничной торговли достигнет 19% против 6% в 2019 году. По итогам 2020 года аналитики Data Insight прогнозируют, что объем рынка электронной торговли вырастет по сравнению с прошлым годом на 44% и достигнет 2,5 трлн рублей.
На конференции присутствовал Майкл Эванс, президент Alibaba Group — он принял участие в панельной дискуссии, посвященной экосистемам электронной торговли и влиянию на них пандемии. По его словам, рост и ускорение цифровизации бизнеса продолжатся:
По словам генерального директора AliExpress Россия Дмитрия Сергеева, главными итогами года стал массовый переход в онлайн малого и среднего бизнеса, рост спроса на видеоконтент, влоги и social e-commerce в целом. Также вслед за ростом онлайн-потребления заметные изменения произошли в доставке, особенно на «последней миле». И сейчас есть все основания полагать, что люди останутся в онлайне даже после Сovid-19 — онлайн-потребление в отдельных категориях только растет, особенно это заметно в FMCG.
Директор сервиса «Яндекс.Маркет» Татьяна Умряева также отметила, что на логистическую систему всех компаний легла большая нагрузка. И основным вызовом стало масштабирование курьерской доставки, спрос на которую вырос в разы. Компаниям пришлось в короткие сроки увеличивать штат курьеров, автомобильный парк и ускорять процессы пополнения складов и ассортимента.
В частности, на маркетплейсы стали выходить даже такие известные федеральные бренды, как «М.Видео», «Декатлон» и другие, имеющие собственные сильные интернет-магазины.
Так в «М.Видео» уже 80% продаж совершается онлайн, отмечает управляющий директор «М.Видео» Дагмара Иванова:
Те, кто изначально были ориентированы на онлайн, выиграли, считает основатель бренда Noryalli Лариса Меньшикова.
Участники дискуссии отметили, что e-grocery будет одним из драйверов рынка e-commerce в ближайшие годы. В этот сегмент вышли крупнейшие продуктовые сети, которые хотят сохранить за собой лидерство по продаже продуктов питания не только в офлайне, но и онлайне.
Также участники рынка считают, что один из трендов, который будут определять развитие рынка электронной коммерции – это продажи в социальных медиа, этот канал напрямую соединяет потребителей и бренд. По словам Бориса Добродеева, огромная масса людей была вынуждена переместиться в онлайн — компания видит гигантский прирост по всем онлайн-сервисам: