Жизнь гигантского стартапа: как развивается «AliExpress Россия»

Компания «AliExpress Россия» обосновалась в одной из башен «Москва-Сити». Вице-президент по организационному развитию и управлению персоналом Анна Орлова провела экскурсию по офису и рассказала о планах компании.

AliExpress существует в России более десяти лет. В конце 2019 года материнская компания бренда — Alibaba — заключила партнёрство с Mail.ru Group, «Мегафон» и РФПИ. Так образовалась «AliExpress Россия», в которой сейчас работает более 700 сотрудников.

Ещё в прошлом году команда была в семь раз меньше, но и в 2021 году компания продолжает нанимать, ориентируясь на бизнес-показатели. В июне «AliExpress Россия» заняла ещё один, уже третий по счету этаж в одной из башен «Москва-Сити».

Зачем локализовать китайский продукт

Адаптация продукта под местный рынок — одна из приоритетных технологических задач. Привычки и ожидания клиентов в разных странах отличаются, важно им соответствовать. Многие помнят первые ощущения от мобильного приложения «глобального» AliExpress. Всё мигает, как новогодняя ёлка, очень много ярких и кислотных цветов.

Если для восточной культуры это норма — такое решение стимулирует пользователя проводить в приложении много времени и больше покупать — то российским потребителям такое оформление кажется чересчур агрессивным: у нас привыкли к спокойным цветам и простому интерфейсу.

Начав работать с китайскими командами, мы сперва никак не могли привыкнуть, что в отчётах не очень хорошие показатели помечались зеленым, а отличные — красным. Для китайцев красный — цвет красоты, цвет счастья: всё, что хорошо, помещают в красный. А вот минимализм, наоборот, воспринимают плохо.

Анна Орлова, вице-президент по организационному развитию и управлению персоналом «AliExpress Россия»

Чего удалось достичь и что в планах

2020 год оказался для AliExpress успешным — компания выполнила бизнес-цели, во многом благодаря своевременным инвестициям в логистику. Так, совместно с «Почтой России» и логистическим оператором «Цайняо» удалось запустить проект AliExpress Plus с ускоренной доставкой и лёгким возвратом. Средний срок — 15 дней для доставки из Китая и 4-5 дней для России.

Ежемесячная аудитория AliExpress в России составляет 29,1 млн человек, ежедневная – 8,8 млн. Количество уникальных посещений за год достигает 72,5 млн, что на треть больше, чем было годом ранее. При этом на локальном уровне ещё есть, куда расти. У внутреннего рынка большой потенциал: одни продавцы могут монетизировать свои хобби, другие — заниматься социальным предпринимательством. Например, как Гузель Санжапова: в уральском селе Малый Турыш девушка открыла производства мёда, сладостей и натуральной косметики, создав рабочие места для пожилых людей.

То, что делает Гузель, созвучно нам. Это и наша социальная миссия — давать людям возможность, не переезжая в другие города, заниматься любимым делом, производить вещи, в которые они вкладывают душу, продавать их и иметь необходимый достаток.

Анна Орлова, вице-президент по организационному развитию и управлению персоналом «AliExpress Россия»

На AliExpress более 45 тысяч российских продавцов, они предлагают около семи миллионов товаров с быстрой доставкой по всей стране. Это как крупные бренды (Puma, «Твоё», Love Republic, Pandora, Kari), так и небольшие производства (Варвара Зенина, Outlaw, Roman Uvarov Design). Продавцов из Китая и других стран — более 225 тысяч.

Во время режима самоизоляции активно рос сегмент e-grocery, поэтому «AliExpress Россия» решила запустить сервис быстрой доставки продуктов. Сейчас он работает в нескольких городах и приносит несколько тысяч заказов в день. Доставкой занимаются партнеры — «Самокат» и «Вкусвилл». Недавно стал доступен и заказ лекарств через сервис «Все аптеки».

Ещё одна задача, на которой фокусируется «AliExpress Россия» — развитие электронной коммерции во «ВКонтакте» и «Одноклассниках». В 2020 году витрины AliExpress появились в обеих соцсетях, и за год их аудитория превысила 8 млн человек. В планах — развивать совместные программы лояльности, новые сценарии использования.

В 2021 году «AliExpress Россия» планирует увеличить долю локальных продаж в обороте с 25% до 50%. Для этого команда работает над собственной платформой логистики. В этом году AliExpress откроет новые пункты выдачи заказов, расширит сеть постаматов и сократит сроки доставки из Китая.

Мы прошли много сложных моментов в перестройке корпоративной коммуникации, и сейчас наступает золотая пора. Новички могут быстро видеть результат своей работы. Я даже немного завидую тем, кто придет в компанию именно сейчас.

Анна Орлова, вице-президент по организационному развитию и управлению персоналом «AliExpress Россия»

В ближайшие месяцы в российский офис переедет несколько коллег из Китая, также продолжают расширять штат специалистов из маркетинга, коммерции и ИТ. Для них «AliExpress Россия» и освоила дополнительный этаж в башне «Москва-Сити».

Адаптация сотрудников и корпоративная культура

Коммуникацию в компании можно разделить на три больших блока.

Первый — инфраструктура. Когда российские компании после локдауна только начали осваивать формат удалённой работы, у AliExpress уже всё для этого было готово: например, собственная программа для видеоконференций и звонков с коллегами, корпоративный календарь и даже мессенджер со встроенным переводчиком.

Второй блок — корпоративная культура и этика общения. Чтобы коллеги эффективно взаимодействовали друг с другом, в «AliExpress Россия» есть курс по китайской культуре.

Третье — командный дух и сопричастность. Каждый месяц в офисе проводят Big Onboarding Day, где сотрудники погружаются в функциональные задачи друг друга. Например, знакомятся с работой продавцов или оказываются «на передовой» службы поддержки — решают реальные кейсы клиентов.

Для продуктивной работы есть и много других фишек. Например, можно сходить на обед или ужин или даже отправиться в путешествие за счет компании. Такие путешествия сплачивают команду. За последний год у сотрудников «AliExpress Россия» были поездки в горы, в Сочи и Калининград.

Каждый месяц одна из команд рассказывает публично на всю компанию, как она работала над своим проектом и какие были сложности — об этом полезно узнавать и всем остальным коллегам. Такие встречи называются у нас All Hands.

Команды, которые показывают высокие результаты, получают денежное вознаграждение от компании. И хотя потратить призовые деньги можно как угодно, чаще всего сотрудники перечисляют их в благотворительные фонды.

Как пандемия изменила «AliExpress Россия»

Топ-менеджмент «AliExpress Россия» знал о серьезности пандемии «из первых уст» — первая волна заболеваний ударила по Китаю. В целях безопасности карантин для сотрудников, возвращавшихся из командировок в Китай, объявили за три месяца до официального локдауна.

Весной инфраструктура была готова к переходу на удалённый режим, а администраторы, технические специалисты и HR-департамент работали над тем, чтобы переход в новый формат был для сотрудников комфортным. Для помощи на всех видеоконференциях первое время присутствовал HR-сотрудник.

Особенно внимательно мы относились к новичкам, которым во время локдауна только предстояло адаптироваться к команде. Они получили на дом рабочий ноутбук, но не могли пообщаться с новыми коллегами вживую. И нам хотелось их поддержать. Но, можем похвастаться — по итогам удовлетворенность новых сотрудников адаптационным периодом — больше 88%.

Анна Орлова, вице-президент по организационному развитию и управлению персоналом «AliExpress Россия»

Также в компании оперативно обновили соглашение с партнёром по ДМС и внедрили опыт китайских коллег — так называемый Health Check. Сотрудники ежедневно рассказывали о своем состоянии здоровья, о предполагаемых контактах с заболевшими.

Теперь компания работает по гибридной модели. 60% сотрудников — в офисе, 40% — удалённо. Многие люди работают из других городов и стран. Если сотрудник эффективен дистанционно, его никто не принуждает регулярно посещать офис. В «AliExpress Россия» лояльная и гибкая система, в которой главное — результат.

«AliExpress Россия» продолжает увеличивать штат. Компании нужны новые сотрудники, чтобы развивать ИТ-направление, логистику и улучшать сервис. В 2021 году компания начала локализацию службы клиентской поддержки и планирует вдвое увеличить количество специалистов, работающих с обращениями клиентов — до 500 человек. ИТ-направление компании увеличилось в десятки раз, эксперты уже успели локализовать мобильное приложение, исправить баги, которые мешали комфортному шопингу на площадке и запланировать множество других улучшений.

Сейчас «AliExpress Россия» развивается в новых сегментах бизнеса — быстрой доставке еды и лекарств, что требует привлечения новых сотрудников. Проверить актуальные вакансии компании можно здесь.

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Dmitry Makhov

"Команды, которые показывают высокие результаты, получают денежное вознаграждение от компании. И хотя потратить призовые деньги можно как угодно, чаще всего сотрудники перечисляют их в благотворительные фонды".

Людям настолько не нужны деньги, что они за идею работают?

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Больше похоже на принудительные отправки денег в фонды. Не думаю, что бы обычные персонал бежал бы сдават деньги, которые есть всегда потратить)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Руслан Ніколаєнко

партия даст им одну кошко-жену и миску риса...возможно

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Товарищ

Либо премия не такая большая, либо Тимлид (или начальник) сдал деньги, а другим не хочется отклоняться от коллектива. Это ведь поведение барашков - куда пастух, туда и ...

Ответить
Развернуть ветку
Max Gromov

1) Верните нормальную работу сортировки товаров! (например сортировка по цене уже не один год НЕ работает)
2) верните нормальный фильтр бесплатной доставки, а то продаваны выставят цену в 20р, а в карточке доставка еще 500р.., хотя в списке товаров значилась бесплатная доставка. Или еще интереснее: в приложении бесплатная доставка, добавишь в корзину, а в браузере хочешь оформить заказ - оплати доставку...
3) Какого хоть ... я не могу выбрать себе английский интерфейс и чтобы он не сбрасывался почти каждое обновление страницы? Что за дичь у крупного портала в 2021 году...

Как наши продавцы хлынули на али, так начались нелепые и тупые накрутки отзывов :)

Ответить
Развернуть ветку
AliExpress Россия
Автор

Добрый день! Очень жаль, что вы столкнулись с техническими сложностями при заказе товаров. Мы передадим комментарий техническим специалистам и попросим их обратить особое внимание на эти пункты

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Victor

Офис выглядит так же вырвиглазно как и приложение.

Ответить
Развернуть ветку
Wittgenstein

Постыдились бы, стартап. Это Сбер и Яндекс по сравнению с вами стартапы :)

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ніколаєнко

AliExpress существует в России более десяти лет-стартап которому только в России 10 лет, спасибо, посмеялся.

Ответить
Развернуть ветку
Канищев Максим

Тех поддержка на али скатилось в уг. Смысла ничего дорого заказывать там нет. Жалко конечно но озон и wb сейчас уделывают Ali во всём.

Ответить
Развернуть ветку
useless uS

В приложении даже найти кнопку "Открыть спор" - это уже задачка уровня не ниже школьной олимпиады.

Ответить
Развернуть ветку
NONCHALANT

Приложение с абсолютно убогим дизайном и Галкиным, чья ЦА это Одноклассники и то далеко не факт. Если вы уж и равняетесь на Таобао вы хоть посмотрите как это там реализовано.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Штейн

Али, где мои стёкла для айфона,второй месяц жду

Ответить
Развернуть ветку
useless uS

Наверно там же, где мой переходник c Type-C на USB. Провалились в дыру в пространственно-временном континууме благодаря жадности хитрых продавцов и попустительству площадки. 

А я еще думала, когда заказывала переходник за 35 рублей, ну как вообще может сходиться экономика. Это ж сам переходник что-то стоит, пусть даже 5 рублей, но это же надо принять заказ, упаковать, отправить, доставить, получить прибыль в конце концов. 

А спустя несколько месяцев ожидания я поняла, как устроена эта бизнес-модель - продавец не отправляет ничего вообще и получает 35 рублей с каждого лоха вроде меня.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
AliExpress Россия
Автор

Добрый день! Пожалуйста, уточните детали заказа в личных сообщениях

Ответить
Развернуть ветку
Никита

1) Фильтры работают отвратительно. Год назад писал о проблеме - им похер.
2) Жаловался на подобные товары, которые таким разводом привлекают внимание https://aliexpress.ru/item/1005001481413557.html - им похер.
3) Жаловался из-за того, что цена товара одна - заходишь на страницу, а там нет ничего даже близко за такую цену - им похер.
4) Писал, что продавцы затрахали к основному товару в карточку вставлять доп. товар в разы дешевле, чтобы вылететь в топ по цене - им похер.
5) Писал, что за%бал% фейковые скидки в 90% - им похер.

это из того, что вспомнил.
Короче, китайская помойка, которой похер на пользователей, им главное бабло.

Ответить
Развернуть ветку
sardelkin

лучше бы сайт локализовали, судя по тормознутости он загружается из китая

Ответить
Развернуть ветку
Яков Балыхин

Гавно это али. Заказ ждёшь  3 месяца. Открываешь спор, а они, "подожди ещё". Удалил к бебеням. Деньги не вернули. Я лучше на Озоне куплю, с доставкой в 3 дня. Да и по цене дешевле. 

Ответить
Развернуть ветку
useless uS

Недавно была статья про то, что WB будет торговать напрямую китайскими товарами. Если там можно будет купить товары с Али, но с гарантированной доставкой (да еще и в пункт выдачи, который зачастую сильно ближе и удобнее отделения Почты), готова платить больше.

Мне раньше было прикольно заказывать какую-то ерунду мелкую на Али,  а когда не пришло три заказа, а вернулись деньги только за один, желание отпало полностью. 

Ответить
Развернуть ветку
AliExpress Россия
Автор

Здравствуйте! Пришлете номер заказа в личные сообщения? Постараемся разобраться в вашей ситуации 😊

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Макс Петров

Раз в ход уже пошли платные публикации "об успешном успехе Aliexpress" - видимо, совсем у ребят дела плохи

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Riazantsev

Офис российский, а методы типично китаёзные: офис в Сити, реклама с поп-звёздами: золотая пыль и только. 

За такими "стартапами" всегда интересно смотреть, когда китайцы начинают оптимизировать расходы :)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Подгорный

Предложили торговать на али-Россия.Я предложил им просто забить мою позицию "орех пекан" в поиске. Вылазит и запчасти к космическому кораблю и платья, торшеры  и колеса к авто))) Как торговать то там?))) 

Ответить
Развернуть ветку
Askar Samanchiev

И чем оно лучше обычного Алика?

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Очень странно, что столько лет на рынке в РФ, но адаптировать вообще UI/UX приложения, сделать нормальную поддержку, процедуры возвратов и т,д. не смогли. 
Для начала привести клиентов к тому, что бы было понять. А потом уже можно было подключать РФ продавцов, доставку еды и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Frolov

Хотел устроиться на работу в AliExpress. Скинул эту статью знакомому, который там работает. Он сказал, что про премии, которые отправляются на благотворительность, он слышит в первый раз (либо не отправляются, либо сотрудников никто не спрашивает), и про поездки в Калининград и Сочи за счёт компании тоже ничего не знает, ему не предлагали и информацию такую он даже не встречал (может кого-то один раз отправили и теперь везде пишут об этом). Офис, говорит, обычный: шумный оупен спейс, кухни, туалеты, переговорки, ничем не лучше, чем у многих других IT компаний.

Что-то после всего этого передумал устраиваться в эту контору...

Ответить
Развернуть ветку
AliExpress Россия
Автор

Добрый день! Мы удивлены, что ваш друг не знаком с корпоративной программой для сотрудников. Пожалуйста, приходите вместе к нашим коллегам из HR и они с радостью расскажут о корпоративных тимбилдингах и других классных возможностях для сотрудников компании 😉

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Максим Трофимов

Алиэкспресс скатился в днище, заказывал мелочь за 300р ребёнку, причем быстрой доставкой в пятерочку. Шло полтора месяца, доставка в итоге намертво зависла на "в офисе службы доставки", открыл диспут, пишу мол не получил, посылка без движения лежит и вместо 10 дней путешествует скоро 2 месяца, ребёнку эта вещь давно не нужна. Ну думаю сейчас как обычно быстро разрулится. Захожу в приложение через два дня - диспут закрыт без компенсации и у заказа проставлен статус получен. Ну и всё ) Мелочь, конечно, до этого покупок было на десятки тысяч без проблем или проблемы решались легко, но больше рисковать не буду. Алиэкспресс давай до свиданья!

Ответить
Развернуть ветку
AliExpress Россия
Автор

Максим, добрый день! Пришлете номер заказа в личные сообщения? Разберемся в ситуации и постараемся помочь 😊

Ответить
Развернуть ветку
Clif

Странная история случилась : оплатил товар; через два дня приходит смс от каких-то странных структур с требованием: Dlya tamozhennogo oformleniya gruza AEPU00*******RU2(Aliexpress) prosim ne pozdnee 48 chasov soobshchit svedeniya ili vash tovar budet otpravlen obratno. login: 89********* parol: fw*********pin kod: ****** https://unitrade.alta.ru/login?a=*************   
 Товар еще в Китае, а таможенные брокеры уже имеют все мои данные указанные в профиле на Али, и грозят отправить товар обратно.  Можете сказать, как персональные данные и данные о покупке товара с Алиэспресс Россия оказались в руках третьих лиц?
Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
AliExpress Россия
Автор

Добрый день! Эти данные запрашивает таможенная служба для контроля ввозимых товаров. Мы гарантируем сохранность личных данных, а их предоставление значительно ускорит процесс таможенного оформления и доставки товара. Запрос подобной информации может зависеть от способа доставки, но без ее предоставления, увы, не получится доставить товар на территорию РФ(

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Bert

@AliExpress Россия Добрый день! Скажите, пожалуйста, как так получается.
Заказал небольшой товар на Алиэкспресс с экспресс-доставкой. И как оказалось, доставка осуществлялась через Пятерочку (5post). И товар ожидает меня на кассе магазина, которые находится не близко ко мне (не вижу смысла тратить 200р на такси, что бы забрать товар за 1200р.). Хотя в шаговой доступности со мной есть две Пятерочки, в одной из которой стоят постоматы.
Пробовал писать и звонить в 5post, говорят, что выбрана самая дешевая доставка и в данной доставке сменить точку выдачи нельзя.
Пробовал писать продавцу - он говорит обращаться к службе доставки и потом попросил написать в ТП.
Написал в ТП, а там бот EVA зачем-то открыла спор на возврат денег. Ну ладно, дополнил спор и попросил вернуть деньги, т.к. товар не получил. Продавец со мной не согласился и теперь нужно ждать месяц, пока в спор включится Алиэкспресс. 

Теперь главный вопрос, почему товар поступил в точку, далекую от места в заказе? Просто это какая-то база складирования посылок и самый дешевый вариант выдачи? Сможете ли вы ответить на вопрос или передать его компетентному коллеги? Номер заказа 5010875725124824.

Ответить
Развернуть ветку
AliExpress Россия
Автор

Добрый день, Альберт! Заказ конечно же должен быть доставлен в тот пункт выдачи, который указан при оформлении заказа. Однако такое иногда случается, что постамат может быть заполнен/сломан уже после отправки посылки, поэтому ее перенаправляют на другой адрес. Хотим вас отблагодарить за неудобства купончиком на 200 ₽ на любой заказ от 1500₽. Он будет начислен в течение 7 дней. Срок его действия - 1 месяц.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Утёмова

Добрый день, несколько раз отказали в бесплатном возврате, уже два месяца не могу выбить деньги за возврат по двум заказам, а вчера отказали ещё и по третьему. Все детали отправила в личку, помогите пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Утёмова

Ничем не помогли, перестали отвечать в личке, на этом помощь закончилась :) В результате у меня на руках дефектные товары на сумму 4000 рублей, которые я не могу вернуть, потому что Алиэкспресс отказал все мои споры по бесплатным возвратам по неизвестной причине. Кстати вот немного непонятно - а разве задачей Алиэкспресс Россия не является защита интересов русских покупателей?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
AliExpress Россия
Автор

Сожалеем, но решение о закрытии спора было вынесено службой безопасности AliExpress из-за постоянных нарушений правил Программы защиты покупателей. Об этом вам было сообщено в письме. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Екатерина Утёмова

Результат разговора в личке - предложили отправить товары в Китай за свои деньги, 800 рублей посылка, 2400 рублей 3 посылки. Это полный позор и провал... Специально копирую это в общий тред - страна должна знать своих героев

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Утёмова

Результат разговора в личке - предложили отправить товары в Китай за свои деньги, 800 рублей посылка, 2400 рублей 3 посылки. Это полный позор и провал... Специально копирую это в общий тред - страна должна знать своих героев. Разумеется я не буду этого делать.

Ответить
Развернуть ветку
AliExpress Россия
Автор

Добрый день, Екатерина! В личных сообщениях мы обратили внимание, что доставка будет компенсирована, если отправленные товары будут без следов использования. Понимаем, что вы расстроены, что не смогли воспользоваться услугой Бесплатного возврата. Как мы сообщили ранее, использовать услугу можно, соблюдая ее правила. Подозреваем, что платформа заподозрила злоупотребление программой, что и стало причиной отказа. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Екатерина

Никому не советую покупать здесь что то с 2012 года пользуюсь площадкой. Нов сентябре 2021г начались чудеса. Заказы с купонами просто закрывали. А в марте 2022 года. Вообще вопиющая наглость. Деньги не возвращают, хотя возврат был получен. Уже практически месяц мне не могут или не хотят вернуть деньги. Ждите. Все как попугаи пишут одно и тоже. Вы мошенники. Знаю из телеграмм каналов что случай не единичный. Досудебная претензия была направлена в рамках действующего законодательства. Не будет решен вопрос я пойду в суд. И всех призываю пользоваться судебной защитой. Пускай страна знает героев. В столь сложной экономической ситуации пользоваться денежными средствами клиентов это дно. Так же считаю, что всем пострадавшим от такой «политики» площадки нужно обращаться в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве. Комментарии в сообществах они закрыли предусмотрительно потому что количество жалоб зашкаливает. Но при этом они пишут что все работает. Оплаты проходят и сбоев нет. Конечно нет только работает они в одну сторону. Деньги никто возвращать не собирается. И товар забрали и деньги не вернули. Бравоооо.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Ivanov

Уважаемое руководство "AliExpress Россия"!
Подскажите, а кто убрал из способов оплаты Киви кошелёк в иностранной валюте? Ведь людям было выгодно покупать именно таким способом. Почему курс иностранных валют значительно отличается от официального курса? И третье, кому это выгодно, кому в карман попадает эта разница? Неужели у этих "карманников" совершенно отсутствует такое понятие, как чувство меры?

Ответить
Развернуть ветку
Со всем уважением
Ответить
Развернуть ветку
info Sacura

Офис можно посетить любому и в любой день?

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда