Плагиат в академических работах студентов разных поколений

Статья подготовлена по следам конференции "Обнаружение заимствований"

Тема доклада «Там, где вы учились, мы преподавали». Плагиат в академических работах студентов разных поколений.

Спикер: Васильева Валерия Алексеевна, начальник отдела методологического сопровождения научной работы, управления научной работой РАНХИКС Санкт-Петербург.

Презентация доклада по ссылке.

Мы будем рассматривать, случаи плагиата в академических работах студентов разных поколений. В качестве теоретической рамки мы взяли теорию поколений Уильяма Штрауса и Нила Хау. Она была представлена впервые в 90-е годы прошлого века. Эта теория объясняет, почему появляются разные поколения, в чем их схожести и различия. И главное здесь то, что поколения, сформированные в разные указанные периоды, во многом по-разному реагируют на окружающие условия, по-разному решают проблемы, по-разному ведут себя. И это всё касается как нормативного, так и девиантного поведения.

Мы рассматриваем проблему общую — снижение качества высшего образования. И одну из основных причин — это увеличение масштабов академических девиаций в студенческой среде: списывание, плагиат, практики покупных работ и так далее.

Перед тем, как провести наше исследование, мы выдвинули несколько гипотез:

1. Общие масштабы академических девиаций совокупно растут от поколения к поколению.

2. Наиболее распространённые виды академических девиаций у разных поколений разные.

3. Значимость отдельных причин академических девиаций тоже у разных поколений разная, в свете того, что они живут в разных условиях — социальных, демографических, географических и так далее.

4. Уровень толерантности к академическим девиациям в учёбе растёт с каждым новым поколением.

Мы исследовали студентов четырёх поколений: беби-бумеров, поколение X, Y и сегодняшнее поколение Z. Предмет исследования — их академические девиации.

Академические девиации — это отклонение от правовых и моральных норм поведения, которые регулируют отношения в системе высшего образования. Условно говоря, студенты должны ходить на занятия. Если они прогуливают, они демонстрируют девиантное поведение.

Девиации не всегда бывают отрицательными. Скажем, студент-первокурсник написал статью, которую опубликовали в высокорейтинговом зарубежном журнале. Это не по правилам, а значит, отклонение, девиация. Но мы понимаем, что ничего плохого в этом нет.

Социологические исследования, которые мы провели, оценивали динамику межпоколенческих различий в академических девиациях и тесно разрабатывали рекомендации по их снижению. И здесь главной задачей было выявить мнение участников о масштабах и видах и формах академического мошенничества в своей студенческой среде.

Мы опрашивали сегодняшних студентов их мнение о том, что происходит сейчас, и спрашивали представителей трех предыдущих поколений про то время, когда они были студентами.

У нас было два параллельных онлайн-опроса. Один мы специально дали для студентов, а другой для всех трёх поколений предыдущих. Затем мы провели пять фокус-групп.

Здесь показана динамика академических девиаций совокупно: и по практикам списывания, и шпаргалкам, и покупке работ, и всем видам плагиата. Масштабы всех видов девиаций ступенчато повышаются, ответы «нет, я был честный» ступенчато понижаются с каждым новым поколением.

На этом скриншоте основные виды обманов. Предыдущее поколения, поколение Y, в основном просто брали готовые работы из Интернета – тогда ещё не была распространена широко система «Антиплагиат», поэтому это сходило им с рук. Сегодняшнее поколение подходят к проблеме более творчески и компилирует работу из других текстов, не указывая источников.

Здесь мы спросили о причинах, по которым, по мнению отвечающих, студенты прибегали к плагиату в их время. Сегодняшнее поколение больше всего жалуется на большую учебную нагрузку и отсутствие интереса к конкретной дисциплине. По моим наблюдениям, они очень утилитарно подходит к каждому своему телодвижению. Если им кажется, что это не пригодится, они этим не занимаются. Ну и, конечно, у сегодняшних студентов большая учебная нагрузка, потому что многие студенты работают, чтобы оплатить образование. Также они считают, что преподаватель не будет тщательно проверять работу.

А вот факторы распространения плагиата. Представители и прошлого, и этого поколения уверены, что факт плагиата не обнаружится. Об этом думали меньше остальных бэби-бумеры, то есть те, которые учились 30 лет назад. Следующий популярный фактор «при обнаружении плагиата преподавателем наказания не будет, максимум − заставят переделать работу». Ну и ответ «успешные кейсы плагиата у друзей и сотрудников» ступенчато повышаются от поколения к поколению.

Ответы на вопрос «чем можно было оправдать студенческий плагиат в ваше время» говорят нам тоже очень о многом. Столбики, где лидирует сегодняшние поколения, опять говорят о том, что они оправдывают плагиат тем, что усилия, которые они тратят на самостоятельную работу, никак не поощряются. О чем это говорит? Сегодняшние студенты хотят, чтобы их хвалили, хотят, чтобы их усилия действительно не были незамеченными, причем они хотят, чтобы это было сделано публично. Их очень демотивируют ситуации, когда они действительно вкладываются, работают и при этом получают ту же оценку, что и студенты, которые сделали задание за несколько минут.

Мы также видим, чтотолерантность снижается от поколения к поколению. Сегодняшние студенты считают, что плагиатить нормально и так всегда было.

И меры борьбы. Мы предложили выбрать наиболее эффективные меры борьбы с плагиатом в студенческой среде. И вот практически однозначно все поколения сказали «нужны специальные дисциплины, которые развивают у учащихся навыки работы с источниками». Вот, опять же, сегодняшнее поколение говорит о том, что нужно уменьшить количество письменных работ.

Было много предложений о том, чтобы выполнять письменные работы прямо в аудитории, прямо на занятиях, под присмотром.

«Пользуйтесь вы системой «Антиплагиат?». Ну, очевидно, что с каждым новым поколением все больше дают ответов «Да, пользуюсь». Здесь мы разбили ответы сегодняшних студентов поколения Z просто на 5 курсов. Увидели, что система «Антиплагиат» в основном используется на последних курсах для того, чтобы проверить выпускные квалификационные работы. Удивило то, что есть даже пятикурсники, которые не знают о такой системе.

«Для чего вы используете систему антиплагиат?». Ответы на этот вопрос повергли нас в примерно в такую же растерянность, как этого ослика.

Каковы итоги? Наши гипотезы подтвердились.

· Масштабы плагиата растут от поколения к поколению.

· Значимость отдельных причин разная у поколений.

· Уровень толерантности к плагиату возрастает с каждым новым поколением.

· Появляется новые виды студенческого обмана.

· Сходят на нет бумажной шпаргалки.

Несмотря на то, что студенческие девиации не исчезнут, как любые девиации в нашей жизни, это не значит, что с ними не надо бороться. Изучая причины и межпоколенческие различия в этих причинах, в академических девиациях, мы можем сформулировать действительно действенные рекомендации для того, чтобы снижать риски распространения вот этого разного рода обмана в студенческой среде.

Видеовысутпление спикера можно посмотреть по ссылке

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда