{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Банки, платформы, финтехи: партнеры или конкуренты?

Компания Visa провела круглый стол, посвященный изменениям, которые происходят в банковской отрасли благодаря технологическим компаниям. В нем приняли участие топ-менеджеры Центробанка, ВТБ, Райффайзенбанка, Фонда «Сколково», банковской цифровой платформы APIBank. Алексей Петров, сооснователь и CEO платформы APIBank, выбрал самые интересные мысли дискуссии.

​На фото: Алексей Петров Фотобанк Росконгресс

Участники круглого стола

Модератор: Павел Новиков, директор центра компетенций Fintech & Blockchain Фонда «Сколково».

Спикеры:

Ти Эс Анил, глобальный руководитель направлений платежных платформ и продуктов международной платежной системы Visa;

Мария Красенкова, начальник Управления развития и регулирования национальной платежной системы Банка России;

Антон Красненков, руководитель направления дистанционного банковского обслуживания корпоративных клиентов Райффайзенбанка;

Андрей Макаров, вице-президент ПАО «Банк ВТБ»;

Алексей Петров, сооснователь и генеральный директор цифровой банковской платформы APIBank.

Тот факт, что российская банковская система ― одна из самых технологичных в мире, уже давно не вызывает сомнения: цифровизация сделала мобильные приложения, онлайн-банкинг и совмещение финансовых и нефинансовых услуг частью нашей повседневной жизни, что нашло отражение также в глобальных рейтингах. В этом году Россия заняла третье место в Fintech Adoption Index. И это очень показательно, поскольку в общем Global Innovation index наша страна лишь на 46 позиции.

Платежи драйвят финтех

Инновации в области платежей ― один из наиболее востребованных сегментов на рынке финтеха. Если в 2015 году, по данным Fintech Adoption Index, только 15% населения опрошенных стран знали о существующих платежных инновациях, то сейчас осведомлены 96%, а пользуются ― 75% людей.

По мнению Марии Красенковой, начальника Управления развития и регулирования национальной платежной системы Банка России, драйвером роста платежного рынка остаются банковские карты и деятельность платежных систем. В стране уже выпущено 276 млн карт, по которым за первое полугодие 2019 года проведено 19 млрд операций. По сравнению с первым полугодием прошлого года Центробанк отметил рост на 30% по количеству и на 16% по объему операций.

На фото: Мария Красенкова Фотобанк Росконгресс

«Мы надеемся, что, запуская инфраструктурные проекты, в том числе Систему быстрых платежей, Банк России будет стимулировать дальнейший перевод платежей в безналичную плоскость. Сейчас безналичные операции составляют около 61%. Мы рассчитываем, что до конца года — этот показатель возможно, будет 65%», ― отметила Мария Красенкова.

Платформы устраняют преграды

Стимулировать развитие безналичных платежей должен, конечно, не только Центральный банк России, как регулятор, но и сами участники банковского рынка, внедряя финтех-инновации. Сегодня активно развивается Open banking ― новое направление бизнеса на основе технологии открытых API, которое позволяет банкам подключать новые нефинансовые сервисы, а компаниям-партнерам оказывать банковские услуги (выдавать банковские карты, работать с самозанятыми, выстраивать систему биллинга и т.д.).

Реализуя инновации на основе открытых API, банки сталкиваются с двумя проблемами, считает Антон Красненков, руководитель направления дистанционного банковского обслуживания корпоративных клиентов Райффайзенбанка. Первая ― бизнес-барьер: как удостовериться, что качество внешнего финтех-сервиса, который предоставляется через каналы обслуживания банка, соответствует высоким стандартам и не окажет негативного влияния на степень удовлетворенности клиентов. Вторая ― это технический барьер на пути кастомизации и интеграции нового сервиса.

​На фото: Антон Красненков Фотобанк Росконгресс

«При этом открытые API не гарантия того, что интеграция с клиентом пройдет легко. Сейчас мы используем микросервисную архитектуру, то есть мы можем развивать каждый свой сервис независимо, в том числе подключая извне дополнительные микросервисы от партнеров. Но если мы хотим, чтобы клиенты активнее работали в среде ERP-систем, то мы сталкиваемся с проблемой многоверсионности и кастомизированности решений, что является дополнительным препятствием при разработке общей архитектуры решений. В частности, возникает необходимость в выстраивании middleware – связующего программного обеспечения, «оркестратора», который позволит проводить массовые интеграции, поддерживать версионность API, перекладывать данные, чтобы ими можно было воспользоваться», ― поделился Антон Красненков.

Снять барьеры призваны цифровые банковские платформы такие, как APIBank. Благодаря подобным хабам, с одной стороны, банкам не нужно интегрироваться с каждым стартапом отдельно, достаточно лишь дать цифровой платформе доступ к своей инфраструктуре; а с другой ― финтехи получают свободу действий, поскольку через посредника они могут работать сразу с несколькими финансовыми учреждениями. Именно в сочетании защиты банковских процессов и массового подключения финтех-сервисов состоит ключевая роль API-хабов. Однако у них есть еще одна ― не менее важная ― функция: цифровые платформы дают возможность компаниям-партнерам по-другому взглянуть на их бизнес и найти новые направления для развития, благодаря использованию открытых API.

С позиции цифровых платформ основные сложности внедрения инноваций сейчас связаны не с технологиями, а с юридической составляющей ― разработкой регуляторной базы и согласованиями на уровне банковских процессов, когда внутри одного банка кейсы пытаются раздробить и пристроить по разным департаментам. Поэтому сегодня open banking в России ― это 30 процентов IT и 70 процентов переговоров, поиска приемлемых решений, выработки правил игры.

Экосистема важнее технологии

В то же время нужно признать, что не все готовы сотрудничать с открытыми банковскими платформами. Некоторые банки предпочитают развивать собственные акселерационные программы и инвестировать в отдельные перспективные проекты. Так, Андрей Макаров, вице-президент ПАО «Банк ВТБ», отметил, что для ВТБ важно, чтобы успешные стартапы, прошедшие корпоративный акселератор, оставались и интегрировались в экосистему банка. По его словам, в этом году ВТБ проинвестировал более пяти проектов.

Однако усилий корпоративных акселераторов и инкубаторов, в которых на сегодня сосредоточена бОльшая часть российской финтех-индустрии, явно недостаточно. Как отметил Павел Новиков, директор центра компетенций Fintech & Blockchain Фонда «Сколково», уровень корпоративных венчурных инвестиций в России крайне низок, что замедляет развитие отрасли: «Именно корпоративные венчурные инвестиции позволяют стартапам Калифорнии делать каждый год примерно по 35 пивотов. А у нас весь венчурный рынок в 2018 году составил всего 400 млн долларов. Для сравнения объем венчурных инвестиций по всему миру за тот же период достиг 255 млрд долларов».

На фото: Павел Новиков Фотобанк Росконгресс

Ти Эс Анил, глобальный руководитель направлений платежных платформ и продуктов международной платежной системы Visa, со своей стороны добавил, что ключевым элементом успешного развития инноваций является наличие экосистемы, которая создает условия для взаимодействия всех участников рынка, помогает масштабировать и успешно внедрять новые технологические решения.

На фото: Ти Эс Анил Фотобанк Росконгресс

«Всем хорошо известно, что Кремниевая долина является одним из мировых центров инноваций, и это не случайность. Почему инновации успешно развивались именно здесь, а не где-нибудь еще? Ответ заключается в том, что в последние 20 лет здесь была создана экосистема, которая объединила всех участников рынка и создала условия, чтобы стартапы, венчурные фонды, большие технологические компании, регуляторы могли эффективно работать вместе и развивать инновации. Этот пример показывает, что для успешного развития инноваций необходимо, чтобы все участники экосистемы воспринимали друг друга не как соперников, а как партнеров. Развивать инновации сегодня можно лишь в тесном сотрудничестве со всеми игроками на рынке», ― пояснил Ти Эс Анил.

Именно этот подход компания Visa использовала, когда два года назад начала проводить конкурс Visa Everywhere Initiative. Он помогает стартапам и технологическим предпринимателям быстрее развиваться не только за счет привлечения новых инвестиций, но то также благодаря тесному сотрудничеству со всеми участниками экосистемы.

Регулятор как рефери в игре банков и бигтехов

Вторая часть круглого стола была посвящена конкуренции между банками и технологичными корпорациями. Международные IT-гиганты, как Google, Amazon, WeChat, Alibaba создают собственные платежные приложения и системы, что вызывает обеспокоенность на мировом банковском рынке.

Участники круглого стола высказали мнение, что глобально происходит мистификация этой проблемы: в действительности бигтехи и банки больше сотрудничают, чем конкурируют. Есть две большие полярные технологические системы: американская и китайская. В американской системе технологические компании, скорее, помогают банкам транзакционно. Примером может служить Apple Pay или недавний запуск кредитной карты Apple совместно с платежной системой и банком. Amazon также строит финансовые услуги вокруг e-commerce в кобренде с Visa.

Что касается китайского опыта ― TenPay, WeChatPay, AliPay, там технологические компании конкурируют с банками более явно, однако и здесь есть свои нюансы. Когда китайские технологические компании начинали развиваться, транзакционно безналичные платежи составляли очень маленькую долю. То есть бигтехи сами создавали это рынок, и еще очень большой фундаментальный вопрос: кто сыграл большую роль в развитии ― бигтехи или банки.

Ти Эс Анил добавил,что политика регулятора также является одним из факторов, которые оказывают влияние на желание технологических компаний работать вместе с банками. В странах с мягкой регуляторной политикой технологические компании обычно неохотно взаимодействуют с банками, потому что не видят в таком партнерстве каких-либо значительных для себя выгод. Они могут самостоятельно работать без помощи традиционных игроков финансового сектора до тех пор, пока их бизнес не станет достаточно большим, чтобы привлечь внимание регулятора. Если регулятор придерживается противоположного подхода и более консервативной политики, то финтех-компании активнее сотрудничают с банками, поскольку в одиночку не могут справиться с требованиями, которые предъявляются регулятором к участникам банковского сектора на таких рынках.

Кто создаст супер-апп

Вектор дальнейшего развития финтехов и банковских сервисов будет во многом зависеть от того, какой пользовательский опыт окажется более удачным. С одной стороны, есть тренд на консолидацию финансовых и нефинансовых услуг в одном приложении и создание супер-аппов. Так развивается, скажем, индонезийский Gojek, сочетающий более 20 сервисов. К этому варианту больше тяготеют молодые пользователи, в том числе представители поколения Z. Например, подростки, которые принимали участие в стратегической сессии APIBank предлагали идеи не просто банковских решений, а продуктов на стыке банкинга и других сфер ― гейминга, ритейла и т. д.

С другой стороны, не все люди готовы совершать действия, связанные с финансами, в приложениях, которые не являются банковскими и, возможно, не могут обеспечить соответствующий уровень безопасности операций.

Андрей Макаров предположил, что внедрение нефинансовых сервисов в банковское приложение может его перегружать, поэтому, скорее, стоит ожидать отдельных банковских приложений для разных жизненных ситуаций. В качестве примера удачного, хоть и «обратного», спин-офа Андрей привел индонезийскую авиакомпанию Air Asia, которая недавно запустила финансовый сервис BigPay. Приложение предлагает пользователям выпуск банковской карты, денежные переводы и выгодные курсы обмена валют.

На фото: Андрей Макаров Фотобанк Росконгресс

«Если такие крупные банки, как ВТБ будут делать подобные спин-офы и платформы, я считаю, это будет очень крутая идея. Я в это очень сильно верю», ― сказал Андрей Макаров.

Ти Эс Анил заметил, что возможен и еще один вариант развития событий. По его словам, в Скандинавии, где самое безналичное общество, созданием супер-аппа сегодня занимается не один отдельный банк, а целая банковская ассоциация.

Но кто бы ни разрабатывал супер-апп, вряд ли такое приложение окажется единственным. Конкуренция на рынке финтеха столь же велика, как и его перспективы.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда