Расследование аномальных явлений в счётчиках Яндекс Метрики и Гугл Аналитики. Требуется ваше мнение, дамы и господа.Резкий рост процента отказовНеделю назад ко мне обратилась владелица многопрофильной клиники с просьбой оценить результаты работы крупного диджитал-агентства, которое занималось SEO-продвижением сайта в течение года, и директолога, который занимался контекстной рекламой.Пару дней у меня ушло на получение доступов к счётчикам и кабинетам вебмастеров. Оказалось, что у агентства был доступ только к своему счётчику Яндекс.Метрики, счётчик Гугл Аналитики и кабинеты Вебмастеров им для работы были не нужны.Два счётчика Яндекс МетрикиПосмотрев сайт в режиме проверки целей, я обнаружил два счётчика Яндекс Метрики на сайте.Два счётчика Яндекс Метрики на одной сайтеКак оказалось, агентство не знало о существовании второго счётчика и никогда не использовало режим проверки целей.Для взаимопонимания введём термины:1-й счётчик - счётчик Яндекс Метрики, о котором агентство не знало и не настраивало;2-й счётчик - счётчик Яндекс Метрики, который установило и настроило агентство.Сравним показания счётчиков по посетителям за один год:Показания двух счётчиков на одном сайтеВидим, что показания счётчиков не совпадают, и с марта на апрель наблюдается резкий скачок на 1-м счётчике. В марте агентство начало активную работу.Рост процента отказовТакие же резкие изменения с марта на апрель произошли в показателе отказов:Показатели отказов двух счётчиковПроверил настройки счётчиков:Оба счётчика получают данные только с нужного домена;Оба счётчика установлены на всех страницах сайта;1-й счётчик установлен через Google Tag Manager, 2-й - вставлен непосредственно в код сайта.Во 2-м счётчике настроена фильтрация по IP-адресам и целым интервалам IP-адресов.При этом некоторые интервалы заданы не так, как указано в справке Яндекс Метрики, что со слов Данилы из поддержки Метрики неправильно:Письмо из техподдержки Яндекс МетрикиКак интерпретируется некорректная запись 77.XX.XXX.82—93 он так и не ответил (вместо XX в реальности записаны цифры).Аномалии Google AdsЕсли разбить всех посетителей по источникам, и добавить данные счётчика Google Analytics, то получается интересная картина:Что мы видим:Органический трафик совпадает, но Google считает по-другому.Трафик с Яндекс Директ совпадает во всех трёх счётчиках.Трафик с Google Ads на 1-м счётчике зашкаливает. При этом данные 2-го счётчика, Google Analytics и отчёта Google Ads совпадают (при этом Analytics не был синхронизирован с Ads).Поскольку Google Ads точно знает, сколько было рекламных переходов, то получается, что 1-й счётчик зарегистрировал переходы с ненастоящими UTM-метками рекламной системы Google Ads.Отказы в Google AnalyticsРост процента отказов в счётике Google AnalyticsВ счётчике Google Analytics процент отказов тоже резко вырос, но вырос он с марта на апрель, а с сентября на октябрь. При этом всплеска посетителей, как вы видите, нет.Сравниваем данные с 3-х счётчиковСравним данные по посетителям с 3-х счётчиков:Данные по посетителям с 3-х счётчиковПолучается, что 2-й счётчик и Google Analytics общий трафик считают одинаково.Сравним показатели отказов с 3-х счётчиков:Данные по отказам с 3-х счётчиковВидим, что в августе что-то произошло, и данные по отказам с 1-го счётчика и счётчика Google Analytics через некоторое время сравнялись.Изменились, скорее всего, алгоритмы Аналитики, поскольку настройки никто не трогал. Ну или алгоритмы накрутки, если таковые всё-таки были.Что говорит агентство?Сначала агентство говорило, что счётчики настроены неправильно.Потом они говорили, что 1-й счётчик грузится быстрее, т.к. встречается раньше в коде сайта. Аргумент, что оба счётчика грузятся асинхронно (браузер не ждёт загрузку одного скрипта, чтобы продолжить работу), прокомментирован не был.Потом они говорили, что IP-адреса, с которых приходят "отказники" не входят в их настроенные фильтры. По данным Яндекс Метрики так и есть, если не учитывать некорректную настройку интервалов IP-адресов.Данные Метрики по IP-адресам посетителей, пришедших с UTM-меткой Google Ads:IP-адреса из Яндекс МетрикиНекорректно настроенные фильтры:Неправильно настроенные фильтры в Яндекс МетрикеДанил сказал, что нужно интервалы задавать одним из следующих способов:77.XX.XXX.82—77.XX.XXX.9377.XX.XXX.82/93А теперь, вдруг, "отказники" пропали:После разбора полётов процент отказов начал падатьСегодняшняя позиция агентства — это не мы, это ваш директолог что-то мутит.Промежуточные итогиКак только диджитал-агентство по SEO и директолог начали работу, резко увеличилась посещаемость на "скрытом" счётчике Метрики и так же резко выросли отказы до 80%.Google Analytics зафиксировал всплеск отказов до 60% через 5 месяцев работы. При этом всплеска по посещаемости не было.Агентство, судя по информации техподдержки Яндекс Метрики, некорректно настроило свой счётчик, на котором никаких всплесков нет.Всплеск вызван переходами с UTM-метками Google Ads. При этом эти метки не принадлежат реальным рекламным кампаниям Google Ads.Как только агентство и директолог узнали о существовании первого счётчика, отказы и посещаемость по первому счётчику поползли вниз.Я уверен, что здесь что-то нечисто. SEO-агентство реально вывело на первую страницу сайт по некоторым целевым запросам. Но субъективно сайт просто ужасен: переспамленные махровые SEO-тексты, картинки из фотостоков, страницы по 20+ Мб.Я думаю, что это накрутка поведенческих факторов. Накрутка как-то связана с UTM-метками Google Ads. Целых 5 месяцев накрутчикам удавалось скрываться от Google Analytics.Что говорит ЯндексСобрав материалы, я отправил их Елене Першиной — медийное лицо Мастерской Яндекса. Елена отправила меня в саппорт. Саппорт ответил в своём армейском духе:Ответ техподдержки ЯндексаТак что, если кто-то со стороны Яндекса может помочь завершить расследование — мы всем vc.ru будем только рады!А что думаете вы? Может, это моя паранойя? Может, это директолог что-то мутит? Или какой-нибудь веб-сервис сканирует сайт?Что это за аномалия?Диджитал-агентство по SEO что-то мутитДиректолог что-то мутитЭто какие-то роботы сканируют сайтЭто нормальноНе знаю