What’s next? (Что дальше?) Куда меня завел процесс разработки приложения для путешествий, и куда двигаться дальше?

Всем пользователям VC.RU доброго времени суток.

Меня зовут Киселев Игорь, я предприниматель.

Некоторое время назад я уже написал одну статью здесь. Она была посвящена продукту, над которым работал я и команда, которую мне удалось собрать. Зачем эта статья сейчас появляется здесь? Для того, чтобы задать аудитории, среди которой наверняка есть множество толковых и талантливых людей в области IT. Вопрос звучит так – What’s next? (Что дальше?)

Суть проста. Мы делали проект в области путешествий. Если описать его одним предложением:

Социальная сеть для путешественников, а также инструмент, который позволяет создавать коротки видео истории из путешествий для последующего шеринга в нашей сети, или в любом другом месте. Ссылка на сайт. В данный момент сервис реализован, как приложение в AppStore.

Создавая этот продукт, я, как человек, изначально достаточно далекий от области IT, как области применения своего интеллекта, выступал сначала как заказчик (business owner). И начал я с простого обсуждения своей идеи со знакомыми и друзьями, потом с людьми менее хорошо знакомыми, но более вовлеченными в IT индустрию, и практически от всех я получил положительный отклик, но не просто дружеское похлопывание по плечу со словами: «Да, это будет круто!», а некий более развернутый и аргументированный отклик, который дал мне понять, что в этом направлении можно двигаться дальше.

Дальше было множество дней обсуждений, текстовых набросков идеи, - по сути я вытаскивал все, о чем я долго размышлял из своей головы и переносил в текстовый вид, как начальные требования к разработке. И уже после, мой компаньон, который в дальнейшем отвечал за маркетинг, нашел нужных на тот момент людей, которые уже давно работали в сфере IT и в разработке (в том числе мобильной) в целом.

С этого момента мы уже вчетвером проделали большой объем работы по исследованию рынка, по customer development, при чем он был, на мой взгляд, достаточно качественным и глубоким. Сервис ориентирован на англоговорящих пользователей (EU как точка входа), поэтому мы задействовали разные инструменты, в том числе покупали собеседования с европейцами, которые я проводил лично, благо свободно могу общаться на английском языке.

Далее, мы связались с дизайнером (выбрали из нескольких), с которым сделали лого, а также, нашли видеомонтажера, чтобы сделать небольшой рекламный ролик, дабы проверить гипотезу по привлечению пользователей и изучить их интерес, уже в более практическом поле. Дали рекламу через FB. Собрали какую-никакую аналитику, продолжили двигаться дальше.

Расписав максимальный функционал, мы выбрали то, что будет присутствовать в MVP продукта.

Далее, уже обладая знаниями о том, что есть заинтересованность в нашем продукте, а также исследовав рынок, конкурентов и понимая, что мы сможем предложить что-то, что будет отличаться в итоге, мы осуществили поиск разработчиков на тендерной основе (выбирали из 3-4 исполнителей). В итоге заключили договор с одним разработчиком, и разработка заняла у нас около 6 месяцев.

Сразу оговорюсь, я шел таким путем, для того чтобы самому лучше разбираться во всех вопросах, связанных с разработкой продукта, погружаясь во все возможные тонкости, задавая кучу простых и тупых вопросов, но получая взамен ценные знания. Можно было прости пойти в студию разработки с самого начала, сэкономить время, но потратиться раза в 1.5-2 больше (я сравнивал итоговые цифры).

Пока шла разработка, мы продолжали делать customer development, насколько могли его делать, не имея продукта (даже MVP).

Ближе к середине апреля 2019 года мы получили MVP, с которым мы уже могли работать, тестировать наши гипотезы и искать путь для дальнейшего развития.

Мы провели множество разных экспериментов, проверил рекламные компании в FB, Instagram, Apple Search Ads, Google Adsense. Получили достаточно большое количество инсталлов, за небольшой средний кост. И в конечном итоге пришли к тому, что, не имея обратной связи с пользователями, мы не могли двигаться дальше. А для того, чтобы ее получить в нужном объеме, как нам казалось, нужно идти в сторону социальной платформы, на которую мы нацеливались изначально.

С того момента я занялся поиском инвестиций, т.к. вложения требовались значительно большие, чем те, которые уже были затрачены. Осуществив поиск по разным кругам знакомых, разослав большое количество предложений в фонды, я нашел несколько прямых интересантов, с одним из которых, к слову тоже проект в области путешествий, достаточно масштабный, мы зашли в стадию подбивки плана разработки по срокам сдачи, и уже получили предварительное согласие на инвестирование. Это был конец ноября 2019 года. А дальше…

Дальше наступил COVID-19, сделка сорвалась, компания, с которой мы вели переговоры по итогам тоже сильно пострадала и речи об инвестировании дальше идти не могло. Проект Piligram замер, а потом и вовсе, я принял решение о его заморозке.

Ближе к осени 2020 года, я решил возобновить активность, т.к. обнаружил, что у приложения в AppStore есть органический трафик, постоянный, несмотря на то, что в развитии мы остановились.

Также, было разослано множество предложений в фонды, с которыми в дальнейшем удалось провести небольшие переговоры, и сформировать понимание, что сейчас сфера Travel выглядит мертвой для инвестирования.

Также, принял участие в двух конференциях от СОБА (https://soba.spb.ru/) на которых получил ряд фидбека, сначала достаточно положительного, но в конечном итоге, никто так и не увидел возможностей и потенциала проекта в будущем, при достаточно рискованных инвестициях сейчас.

Сейчас конец января 2021 года, COVID даже пока и не думал останавливаться в развитии своего распространения, а я задаюсь вопросом – What’s next? (Что дальше?).

Варианты, которые есть в голове, примерно следующие:

1) Заморозить проект в том виде, в котором он есть сейчас, до лучших времен.

2) Придумать, как его переформатировать под что-то иное, чем просто travel, что будет актуально.

3) ???

Я буду очень признателен любому фидбеку (даже классическим классным и дружелюбным комментам от пользователей VC.RU)

0
4 комментария
Walter Avarelli

А точно дело не в продукте? Просто таких продуктов (плюс/минус) вагон и маленькая тележка.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Kiselev
Автор

Привет!
Да, возможно и так. Дело сейчас в любом случае в продукте, так как обстоятельства против него, даже если бы мы уже были в более развитой фазе. 
Вопрос в том, возможно ли его переформатировать?

Ответить
Развернуть ветку
Walter Avarelli

Это же видео с геолокацией? Совмести приятное с полезным. Например, пусть люди снимают видаки/фотки с локацией проблемных мест/ситуаций в своем городе, а мэрии пусть эти проблемы устраняют. Можно будет видеть что происходит по всей стране. Социальная составляющая придаст хорошую огласку.

Piligram -> Emergram

«Вместе поднимем Россию с колен!» - как вариант слогана :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Svetlov

Таких масштабов туризма, как раньше, уже не предвидится, даже политики многих стран об этом заявляют. Поэтому ищите другое применение, чтобы труды не пропали даром. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда