Как юридически правильно организовать продажу вебинаров

Добрый день.

Планируется продажа вебинаров (есть платформа). Человек создаёт вебинар (снимаем онлайн) — покупателей туда льём мы. Все покупатели — физлица.

  1. Как человеку оплачивать наш вебинар, если мы — ООО, а он — физлицо?
  2. Кто имеет право на дальнейшее использование контента? Например, если позже снова продать офлайн-вебинар.
  3. Может ли ООО работать по комиссии с физлицом (% с продажи)?
  4. Как поступать, если будет отказ от покупки или проведения вебинара?

Отвечает Владимир Беляев, юрист и координатор «Центра управления законом»

Здравствуйте.

Самый простой способ принимать платежи от физлиц на ООО — заключить договор с системой приёма онлайн-платежей. Польза такого решения — страховка от нарушения законодательства (лицензии, эквайринг и прочий юридический хлам обеспечиваются платёжной системой) и экономия времени (я не знаю ни одной платёжной системы или агрегатора без АПИ и технической документации). Подключив и отладив подключение платёжной системы, расслабьтесь и получайте удовольствие — рано или поздно деньги придут на расчётный счёт вашего ООО.

Что касается прав на использование контента, то самое важное право — право распоряжаться произведением любым законным способом — сначала возникает у автора. Поэтому автор может делать со своим вебинаром всё, что угодно, а вы вообще ничего делать не можете (кроме разве что случаев свободного использования). Но ситуация изменится, если автор заключит с вами договор, — и здесь вы получите ровно те права, которые автор согласится вам предоставить. Вряд ли это будет исключительное право (с чего бы автору отдавать все права), но часть прав временно он предоставить захочет, иначе он не стал бы вашим клиентом.

Самый простой способ заключить с автором договор (кстати, такие договоры называются лицензионными) — сделать оферту, которую каждый автор будет акцептовать. Выглядит это примерно как список пунктов и кнопочка «я согласен», не нажав которую, зарегистрироваться нельзя. Пропишите в оферте все способы использования, которые вам важны и нужны (воспроизведение, распространение, право заключать сублицензионные договоры — для начала) и, собственно, всё. Вам также понадобится похожий документ для посетителей. Но, похоже, если вы отзеркалите условия, проблема решится сама собой.

Работать по договору комиссии можно. А ещё можно работать по сублицензионным договорам или договорам оказания услуг — не важно, как договор будет называться, важно, что в нём будет прописано. И в нём нужно прописать всё, о чём я писал выше.

Как поступать, если будет отказ от покупки или проведения вебинара? Договаривайтесь, потому что судиться в любом случае будет сложнее и дороже. Книжка «Сначала скажите Нет» Джима Кемпа — то, с чего я советую вам начать.

0
3 комментария
Игорь Панов

Опа, БМчик подъехал.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Потапчик

Лойс, если вопрос был интересным, но статью писал второкласник.

Ответить
Развернуть ветку
Александра Титушкина

Удивительный ответ написал Владимир.
Почему кто угодно может писать ответы на вопросы здесь?
Почему этот ужас публикуется?

Как человеку оплачивать наш вебинар, если мы — ООО, а он — физлицо?

- Ребята и так знают о существовании платежных систем! Деньги можно в вносить как наличкой, так и по безналу. Для приема денег наличными пытайте своего бухгалтера, ведь это ему их учитывать и регистрировать ККМ. Лимита на прием наличных от физиков нет! В безналичном порядке деньги нужно просто принять на расчетный счет, можно даже без платежной системы, пусть люди платят через банк (интернет-банк), вам не придется платить % агенту.

Кто имеет право на дальнейшее использование контента? Например, если позже снова продать офлайн-вебинар.
Может ли ООО работать по комиссии с физлицом (% с продажи)?

- Оферта здесь желательна для физиков-посетителей сайта, с автором подписывайте двусторонний договор. Если вы берете ответственность за организацию на себя, то с автором делайте подряд с условием о переходе исключительных прав к заказчику. Если же желаете быть только посредником - заключайте агентский договор, по которому сервис (агент) также пусть приобретет право использования видеозаписи в течение всего срока действия искл. прав. Если право использования (или переход исключительного права) не оформить в самом начале, потом за это придется заплатить автору отдельно, когда этот вопрос возникнет (если автор не дурак). По агентской схеме вы будете подыскивать ему клиентов и брать % с каждого привлеченного посетителя. Ответственным при таком раскладе можно сделать автора (ведь ваше дело - найти клиента и принять/перечислить деньги), если это не расходится с вашей политикой. (NB!!) Если ваш автор - физик, тогда вы попадаете на налоги: из его вознаграждения вы, как налоговый агент, удерживаете НДФЛ 13% и сверху платите страховые при работе по подрядной схеме.

Как поступать, если будет отказ от покупки или проведения вебинара?
- Для усложнения отказа включите в оферту определенный порядок уведомления (на почтовый адрес + за энное количество дней). Свою комиссию назовите вознаграждением за перевод/принятие денежных средств, чтобы ее не возвращать при отказе. Деньги автору Вам стоит перечислять после вебинара (если к нему также нет претензию). В таком случае при отказе со стороны автора, вы сможете вернуть всем пользователям деньги за минусом комиссии. Также можно работать по модели букинг.ком (почти как они, но немного иначе) - брать с автора депозит, из него удерживать комиссию в случае отказа, а пользователям возвращать все деньги и не ругаться с ними. Все зависит от вашей модели монетизации сервиса.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда