{"id":13841,"url":"\/distributions\/13841\/click?bit=1&hash=4f757d2b34cd840c38eca980a4fbdc2d91546e8d66f0c69a98c98ba3a5174f53","title":"\u041f\u043b\u0430\u0442\u0438\u0442\u0435 \u00ab\u041c\u0438\u0440\u043e\u043c\u00bb? \u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u0439\u0442\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0430\u0440\u043a\u0438!","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"4ea1e9ad-3a39-54d5-bfbf-ba7bfd1bb941","isPaidAndBannersEnabled":false}

Tech кофаундера мы, предположим, нашли, а вот как найти business кофаундера?

Раз уж на vc.ru объявлена неделя поиска кофаундеров — для полноты картины не хватает обратного направления поиска.

Тема поиска технического кофаундера уже много где обсуждалась, да и поиск с точки зрения иерархии в будущей компании выглядит на мой взгляд довольно органично - CEO ищет себе СТО. А что если наоборот?

Гипотетическая ситуация:

Есть хороший технарь, который работает в какой-то своей области, например финансах, и вдруг видит, что вот прямо сейчас надо сделать некоторый продукт или сервис, который очень всем нужен и на этом можно озолотиться.

Какие-то soft skills есть, но не sales вообще, поэтому сходу уже не работает претензия, которую обычно адресуют бизнес-фаундерам: мол, не смог найти СТО и продать ему идею, значит и кастомеров не найдешь и не продашь им.

Понятно, что можно просто сказать - не инженерское это дело бизнес-идеи придумывать, все равно херня получится, но это как-то не оч.

Плюс часто есть перекос втом что условные менеджеры знают много инженеров, а инженеры наоборот - всего пару-тройку business people, просто потому что в проектных командах инженеров обычно больше чем бизнес-людей.

Даже если инженер выпил много валерианы и готов идти говорить с людьми в промышленных количествах - опять же не до конца понятно куда. Технические конференции и хакатоны довольно понятное место, а где увидеть много бизнес-людей? Не на концертах Тони Роббинса же в самом деле? Можно ходить на стартаперские форумы как раз, но там же они все уже со своими проектами бегают питчат, все при деле.

Можно сказать - сиди и пили, когда заработает тебя сами найдут, как это условно с Сысоевым случилось. Но это малоэффективно и совсем не по канонам стартапов. А как же кастдев? А кто будет продвигать? А если рейзить придется? Можно конечно, но я в такое верю только продукт сильно нишевый для самих же инженеров или около.

Есть какое-то количество онлайн площадок для этого, они работают вообще? Какой у вас опыт? Я слышал много пренебрежительного отношения к ним, мол это как брачные агентства - последний шанс когда совсем уж никуда не берут и посему народ там третьесортный? Или это совсем не так?

В общем, какие мысли, коллективный разум? Какой опыт? Какие советы?

0
33 комментария
Написать комментарий...
Александр Малышев

Спасибо автору за такую классный вопрос!

Я как физтех-технарь, который хочет развиваться в направлении коммерции, продаж, поделюсь своим опытом.

1. Я чётко сформировал свой запрос в голове – хочу присоединиться к очень раннему проекту и взять 80% роли CMO/CBDO/CEO, и, возможно, 20% CTO/CPO. В приоритете Food Tech

2. Сделал лендинг самого себя (мыслил исходя из идеи "я самый дорогой проект для самого себя, почему тогда у меня нет собственного лендинга") – https://varga.notion.site/fb7d30a703b647a1b2ea22a389ecc27a

3. Стал закидывать этот лендинг в релевантные треды, комьюнити и общаться с потенциальными кофаундерами/работодателями. Кстати, это тот самый тред 🤟

В среднем одна такая самопрезентация даёт 2-5 early-stage проектов, где как правило CTO ищет себе CEO/CPO/CMO/Growth Hacker.

Как выбрать где себя пиарить?
а) Мне интересен международный фудтех – поэтому я завёл блог на Medium: https://medium.com/@vargastartup
б) И стал писать на русском на vc.ru (посмотрите в профиле первую статью)
в) Я мониторю на фейсбуке, в группе YCombinator in Russia и т.п. все запросы, связанные с фудтехом и проявляю инициативу, назначаю встречи
г) Я стал записывать тик-токи, вести инстаграм, телегу по направлению фудтеха и транслировать, что мне это интересно – https://t.me/alexmfood
д) Учитывая, что сейчас мало IT-ивентов – я стал делать их сам, благо имею 5 лет опыта в этой сфере. Сделал дом для удалёнки в Грузии, чат на 50+ человек и всем активно рассказываю, что ищу кофаундера в фудтехе.

Почему я выбрал такую стратегию – да потому, что контент – это нефть, без которой никто про тебя не вспомнит

Кстати, считаю, что вписываться в стартап нужно рассматривать на 5+ лет, поэтому на взвешенный поиск проекта можно закладывать 3-6 месяцев – это вполне хороший срок, чтобы взросло подойти к выбору кофаундера.

И ещё: мой запрос пока актуален, если вы из фудтеха и ищете хастлера, который разбирается в AI, Deep Learning, вкусно готовит, то мой контакт есть в ссылке выше

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Evil Pechenka

Я, как не технарь, и автор статьи про поиск технаря + пиарщика, думаю, что примерно так:

1. Описать свою идею и рассказать кого ищешь.
2. Постараться распиарить её на всех доступных площадках.
3. Критерий подходящести — этот кофаундер должен дать/найти деньги на финансирование проекта.

Ответить
Развернуть ветку
R. Waterhouse
Автор

Логика понятна, вы предлагаете от поиска человека перейти к бродкасту видения, чтобы человек на него где-то наткнулся и пришел сам. Вполне может сработать.

А вот про критерий, честно говоря, не совсем согласен. Для фаундера более важно понимать и уметь продавать продукт.

Деньги, на мой взгляд, найти довольно несложно и не нужны они особо. Если фаундеры молодые, то они просто ничего не тратят на себя и ломят как кони по 15 часов в день. Если постарше, то большинство адекватных людей из IT и около вполне могут вложить из своего кармана хотя бы по $10-20к, если верят в то что они делают. А на этих ресурсах уже спокойно можно доехать до понимания что product-market fit случился и дальше уже рейзить, но позиция для этого будет довольно сильная - доказавшая способность что-то делать команда, product-market fit, какая-то версия продукта. С таким набором будет довольно много интереса от висей, денег сейчас куда больше в атмосфере чем людей, в которых можно их вложить.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Именно так. Потому, что мы про что? Про людей или про продукт? Нам жениться или выпустить что-то?

Я работал удачно с людьми которые мне не близки. Может непопулярное мнение скажу, но мне кажется это возможно.

Я думаю, что всё что делается без денег это плохое. Ну это моё мнение, ранее я был адептом безбюджетного, прошло примерно 20 лет и имеем вот такое.

Не хочу спорить, но если человек выкладывает из кармана хотя бы $5000 на проект, то он что-то уже сделал, а не языком помолол.

Сейчас крайне развращающая ситуация, когда инвестируют во всё, на всех стадиях и если ты не совсем чурочка, то точно получится. Эта ситуация не продлится вечно. Рухнули доткомы, рухнут и стартапы, нельзя построить экономику на том, что никогда не приносит прибыли, только требует очередной раунд.

Если постарше, то большинство адекватных людей из IT и около вполне могут вложить из своего кармана хотя бы по $10-20к, если верят в то что они делают.

Могут, но не вкладывают, если Вы так делаете, то Вы уже обогнали 90%.

Ответить
Развернуть ветку
R. Waterhouse
Автор

С одной стороны да, мы конечно ищем функцию, а не человека, но с другой - у функции есть некоторые требуемые характеристики. Одни сугубо профессиональные, другие связаны с тем что стартап это всегда многолетнее путешествие на горящей шхуне через океан говна, так что ты должен быть готов именно с этим человеком в такое плавание пойти.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Сейчас стартап это сложная игра с инвесторами которая боятся упустить шанс и с фаундерами, которые могут красиво рассказать про перспективы.

А так шхуне не обязательно быть горящей и в говно лезть не обязательно.

Я вот сейчас как раз пробую с кофаундерами что-то сделать, раньше всё делал в одну харю. Расскажу потом.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Рявкин

Граждане вы только разделяйте ИТ и физический мир.

Ответить
Развернуть ветку
R. Waterhouse
Автор

Раскройте, пожалуйста, мысль

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Рявкин

То что в ИТ может быть сделано за 1час, в физическом мире может потребовать пару недель.

Частенько натыкаюсь на людей в/из ИТ, кто мерки ИТ вешает на все остальное.

Вы можете "нарисовать" 100 гвоздей и перерисовать их при необходимости.
Но чтоб реально создать 100 гвоздей потребуется время и чтоб перерисовать их "дизайн" еще столько же.

А еще бывают физические ограничения.
==================
Потому и людей надо искать с понимание того с чем им надо работать.

Подобно продажникам. Дескать я могу все продавать.
Но памперсы и волоконные лазеры, это разные вещи и чтоб понять специфику некоторым надо месяцы

Ответить
Развернуть ветку
R. Waterhouse
Автор

Ну это тривиально. Что вы хотели сказать в контексте поиска сооснователей-то? Что искать надо человека, который в целевой области что-то понимает?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Рявкин

Это тривиально не для всех, как показывает практика))

Или понимает или умеет... хочет научится.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Belousov

В целом можно использовать сервисы как  и для поиска tech кофаундера. Но скорее всего вам самостоятельно придется становится таким sales\product менеджером в своем проекте.  

Все же тот же Сысоев не из воздуха идею брал, он работал в крупной компании, понимал ее потребности и делал продукт, который их решает. И так уже получилось, что похожие потребности есть у всех крупных tech компаний и его продукт стал востребованным. А то что он был бесплатный, открытым и его было легко попробовать, то это помогло хакнуть маркетинг и он стал быстро расти чисто органически.

Возможно стоит поискать в чатах маркетологов\product менеджеров, возможно там кто-то заинтересуется)

Ответить
Развернуть ветку
R. Waterhouse
Автор

Я никакого инсайда не имею, но по внешним отблескам процессов похоже, что там, несмотря на адский usage, еще за пару лет до продажи никакого бизнеса не было и в помине, а потом к нему прибежал кто-то из Руны и сказал: "тычтобольнойчтотысидишьмытутсейчасвсеозолотимсяпогнали" и они там за год сделали вид что это нормальная компания и втюхали ее сразу же. Если бы этот кто-то был в компании с самого начала, то как минимум это произошло бы быстрее.

Ответить
Развернуть ветку
Anatole Nav

Пока не будет создан какой то инструмент определяющий потенциал совместимости кофаундеров на …. уровне, ничто и никогда не заменит вам банальный отсев в потоке новых знакомств. Просто надо принять, что вы должны сесть за телефон и каждый день обзванивать потенциальных сотрудников, партнеров и тд, чтобы после нескольких месяцев работы с выбранными по доработке идеи, вы пришли к выводу с кем «можете» работать и кому можете доверять. При этом писать и звонить надо и в др страны тоже, вы сильно уживитесь насколько там другая реакция на ваши идеи. А ещё вы сильно удивитесь тому, какой кофаундер вы сами, с разными людьми.

Ответить
Развернуть ветку
R. Waterhouse
Автор

Про другие страны это 100%, у меня есть возможность сравнивать РФ с нерусями и отношение к идеям и другим людям вообще - конечно небо и земля. Неспроста стартапы по терапии как грибы растут в России. И хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Ai_KS_Berg Schtrekker

А почему бы в учебных заведениях не поискать нужных людей среди студентов? 

Ответить
Развернуть ветку
R. Waterhouse
Автор

Они там с нулевом опытом в основном, как мне кажется. Но в принципе зачастую можно выехать только на личных качествах, а остальное добрать в процессе. То есть да, вариант, особенно для тех кто сам студент или около

Ответить
Развернуть ветку
Ai_KS_Berg Schtrekker

У студентов может быть мало опыта в бизнесе, но у них так же мало мусора в голове, и почти полное отсутствие страхов того, что проект не получится. И со студентами проще договориться, у них корона на голову не так сильно давит) 

Ответить
Развернуть ветку
R. Waterhouse
Автор

Ну да, плюсы и минусы студентов понятны, тут полностью согласен 

Ответить
Развернуть ветку
Василий Белогородов

Да уж, идея на уровне гениальности - брать в технокофаундеры студента. Это как взять овцу в жены. С ней очень легко договориться, корона не давит, страхов (забеременеть) тоже не имеет.

Ответить
Развернуть ветку
Ai_KS_Berg Schtrekker

Те кто с опытом, у них круглые сутки загружены делами. Поэтому проще найти голодного студента и дать ему возможность получать знания и опыт. И откуда в России опытные инженеры и бизнесмены?))) 
Делать ставку на 1 человека, это уже полпути к банкротству... 

Ответить
Развернуть ветку
Василий Белогородов

Да это понятно все. Но учиться надо не на ответственных должностях, иначе может прийти полярный лис (скорее, без слова "может")

Ответить
Развернуть ветку
Ai_KS_Berg Schtrekker

Проще говоря, российскому бизнесу надо учиться инвестировать в образование будующих сотрудников на стадии выпускников начальных школ) 

Ответить
Развернуть ветку
Louis Cyphre
Есть хороший технарь, который работает в какой-то своей области, например финансах, и вдруг видит, что вот прямо сейчас надо сделать некоторый продукт или сервис, который очень всем нужен и на этом можно озолотиться.

Вероятность не менее 95% что возможность озолотиться это лишь мираж. Вряд ли технарь в силу своего опыта видит даже очевидные подводные камни на пути реализации проекта.

как найти business кофаундера?

Пиши короче и используй все возможности. В посте следовало указать хотя бы направление и целевые рынки.

Ответить
Развернуть ветку
R. Waterhouse
Автор

Про то что не технарское это дело бизнеса придумывать я делал, оговорку, да, это понятная, довольно очевидная точка зрения

Ответить
Развернуть ветку
Louis Cyphre

Стартапы обычно так не работают. CTO нужно иметь хотя бы поверхностное представление о бизнес-процессах. Если хочется заниматься исключительно технарским делом, то придётся довольствоваться работой на сторонние компании. Вообще, для стартапа требуются не столько высококвалифицированные специалисты, сколько целеустремлённые основатели с пластичным умом. Вопрос "хороший технарь ищет ..." подразумевает что технарь, вероятно, оценивает потенциальных CEO через призму своего специфичного опыта, потому вряд ли услышит ответ и получится как с Вавилонской башней.

Ответить
Развернуть ветку
R. Waterhouse
Автор

А в обратную сторону это так не работает, когда СЕО ищет СТО? Все же всегда оценивают всё через призму своего опыта, как еще-то?

Ответить
Развернуть ветку
Louis Cyphre

В любую сторону так работает, но среди технических специалистов встречается значительно чаще, так как их эго постоянно подпитывается растущим спросом на разработчиков и охватом их ПО.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Kirsanova

Инженеру развить софт скиллы намного проще, чтобы самому контролировать процесс. А потом в процессе работы, питчей, прохождения акселераторов менеджер сам вас найдет и ещё будет уговаривать работать вместе. 

Ответить
Развернуть ветку
R. Waterhouse
Автор

Мне кажется это сделать не так уж просто до хорошего уровня и в сжатые сроки, но согласен, что у такого подхода много плюсов - можно раньше начать и как-то уже продвинуться пока найдёшь человека. Но в такой ситуации я вижу что технарь скорее уже так и останется основным или единственным фаундером, который потом найдет себе уже руки, пусть даже эти руки и будут звать СЕО. Ричард из Silicon Valley как канонический пример

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 33 комментария
null