Вопросы Илья Шишкунов
2 589

Возможно ли возрождение российской игровой индустрии?

Вопрос, скажем так, относительно непростой. Попрошу отбросить призму ностальгии и очки патриотизма. Все мы знаем и помним, что когда-то, где-то могли и показывали лучше всех.

В закладки

Сейчас все компании по издательству и локализации игр, большая часть киберспортивных дисциплин — всё принадлежит Mail.Ru Group. Но компания не хочет делать игры. Полноценные игры, а не MMORPG или очередную «браузерку».

Да, я знаю и помню о позитивных примерах вроде братанов из Dagestan Technology, крутых ребят из Bitbox Ltd, которые вообще стесняются своих корней, грамотных ребят из ComonGames или старичков из EnplexGames, извините, если кого забыл, всех не уместишь.

У них у всех есть собственное видение игровой индустрии, свой подход, профессионализм в чём-либо. Но почему же они так не востребованы на современном рынке игр? Маркетинг? Отсутствие кадров и экосистемы в стране? Рука рынка? Монополизация? Жду ваших ответов.

#игры

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Илья Шишкунов", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0433\u0440\u044b"], "comments": 62, "likes": 19, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "ask", "id": 45848, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 17 Sep 2018 02:12:55 +0300" }
{ "id": 45848, "author_id": 49928, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/45848\/get","add":"\/comments\/45848\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/45848"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199125 }

62 комментария 62 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
19

1) Российский геймдев чувствует себя нормально, просто он мелкий и не на слуху. Огромный процент мобильных игр и десктопных игр со стима сделаны частично или полностью в СНГ. В процессе взросления индустрии паблишеры прошли этап слияний и поглощений, и вследствие этого геймдев перестал быть локальным - если в 80е, 90е и 00е делать игру для локального рынка еще имело смысл, то сейчас это бесполезное самоограничение.

2) Мэйл.ру не занимается "полноценными" играми по тем же причинам, по которым ими перестали заниматься Valve - мультиплеер и микротранзакции приносят на порядок больше денег на единицу вложенного капитала, и при этом несут в себе меньше рисков.

3) Кадры и экосистема в стране есть (ну только в Мск и в Спб по большому счету), и текущий курс рубля позволяет делать проекты на экспорт практически за копейки, но нету стабильности. Нету возможности позволить себе войти в проект на 4 года, когда не знаешь, что будет со страной и экономикой через год или два. Да и не нужно оно, если можно на 10% от этого бюджета сделать мультиплеер с миктротранзакциями, нагнать трафика по партнерке, и гарантированно если не искупаться в золоте, то хотя бы отбить затраты.

Ответить
0

CS:GO и DOTA 2 это не полноценные игры? А из нового это Artifact. Пусть это и карточная игра но тем не менее ААА уровня, кому под силу кроме них и близзов сделать что то подобное на достойном уровне? Да, есть Гвинт и МТГ, но первая сомнительная а вторая старая и специфичная.
Сессионки тоже могут быть крутыми и дорогими, но у мейла кроме своих танков и варфейса ничего такого нет. Но тут понятен прицен на СНГ аудиторию, потанковать на базе WoT и пострелять на базе CS.

В целом посыл конечно верный, но самый лучший пример Riot games. За более чем десяток лет с огромной командой и бюджетами одна игра. Хотя вот недавно они говорили что хотят выпускать игры (более 1 за время существования) как все нормальные разработчики, и что через пару лет стоит ждать выхода нового проекта, если не ошибаюсь.

Ответить
3

CS:GO и DOTA 2 полноценные мультиплеерные игры с микротранзакциями. Автор видимо имел ввиду ААА проекты с разовой оплатой за игру.

Ответить
0

Да, всё верно. Из тех, кто сейчас делает не Инди, жив разве что Тарков.

Ответить
0

Ну дак, в этом смысле уже уходит эпоха, т.к. сложность проектов растёт, конкуренция тоже, а профит намного сложнее получить. Сейчас на это способны только гиганты индустрии и гении типа Rockstar. В течение какого времени разработчики получают продажи? 2-3 месяца пока хайп идёт, а потом на всяких распродажах. А на микротранзакциях и прочем можно жить очень долго, поддерживать игру и т.д. Это как формат подписки за ПО вместо разовой оплаты.

Ответить
1

За специфичность МТГ придётся пояснить. Как не странно, но я фанат и бумажной версии и сейчас в Арену играю. Они уже пол года ищут студии локализации в СНГ. Не могут найти.

Ответить
0

Видимо не могут найти под определенный бюджет, потому что с локализацией у нас сейчас более менее неплохо.

Ответить
6

По информации ВШЭ на данный момент в стране около 230 действующих студий разработки/изданий игр. Так. Просто факт.

Ответить
4

У страны большие проблемы с экономикой. Студии не рискуют ввязываться в большие проекты, местные инвесторы не очень заинтересованы в геймдеве. А иностранные капиталы в Россию уже точно не пойдут. Вот и остаются мобильные игрушки с кучей микротранзакций и аутсорс

Ответить
3

Впрочем остальной мир тоже не спешит в новые рисковые проекты, стабильный надой старых франшиз на всех платформах и только. Не надо вешать на страну проблемы индустрии в целом. Дешевле и безопаснее вкладываться в мобилки, микруху и всякую шелупонь, а не в крупные проекты, которых единицы буквально (и те либо сиквелы под имеющуюся фан-базу, либо аналоги уже популярных игр)

Ответить
5

Да все нормально с геймдевом. Плейрикс как взлетел прекрасно. Еще много народа поменьше просто зарабатывают. Так можно про любую отрасль написать.. "возможно ли возрождение российской науки, медицины и тд"

Ответить
0

Тоже самое со сферой микроэлектроники можете сказать. НИОКР идут, заводы есть, институты есть. Только вот кроме Байкала, который даже при всем хайпе вокруг него сам не хочет выходить на рынок. Тут уже надо подумать почему это так, вариантов масса, от безолаберности до имитации бурной деятельности.
(Достаточно почитать на Хабре лонгриды о том как патриотично настроенные разработчики пытались внедрить в свои устройства процы Байкала всеми силами, но сам Байкал как оказалось ничего не хочет).
Тут вопрос не в том есть ли геймдев или нет. А скорее в том почему за последние годы самой известной игрой из России была мобильная игра cut the rope.

Ответить
0

Последнее предложение выдает полное непонимание происходящего. Плейрикс.

Микроэл-ка имеет радикальное отличие от геймдева - угадайте какое. Никакого возрождания там не будет.

Ответить
0

Да да, ок. Суть в том что все эти гарденскейп, пусть и популярные одного поля ягоды с cut the rope.
А про микроэлектроника я написал, потому что вы говорите что про любую отрасль можно. Что то медицинских прорывных разработок я тоже не слышал. В Японии выращивают коренные зубы из стволовых клеток, в США останавливают старение путем обновления РНК.
А у нас возможны только улучшения которые не требуют инвестиций от слова вообще. Например улучшить какую то операцию, действительно методики операционного лечения некоторых заболеваний у нас передовые и одни из лучших мире, но и разработали их на энтузиазме коллективом хирургов.

Ответить
0

Я не понял, а что вы против cut the rope имеете?

Ответить
0

Ничего. Просто статья называется не "возможно ли возрождение российской индустрии мобильных дрочилен". Я утрирую конечно, cut the rope не дрочильня и появилась еще когда я в школу ходил. Моё негодование, как и автора статьи заключено в том что мало (а если конкретно буквально пара студий) делают большие игры не под мобильный сегмент

Ответить
0

ох, пахнуло (в хорошем смысле) полиграфией с обложки диска "фаргуса" какого-нибудь

Ответить
0

Фаргус со снежками как то неккоректно сравнивать

Ответить
0

просто ностальгия

Ответить
0

Это игра которую snowball упорно делали и не доделали.

Ответить
0

я в курсе), поясню камент, что ли. Ваш скрин просто напомнил мне это время, ничего более.

Ответить
1

Я понял. У меня с теми временами прост плотно сноуболл ассоциируется (я был модератором на форуме у них в разделе стратегии )))))

Ответить
2

Даёшь игру «Солсберецкий шпиль» про двух геев суперагентов.

Ответить
3

Мне кажется, мы в неё уже играем

Ответить
2

Не понимаю, почему до сих пор, наши инвесторы не вкладывают деньги в собственную игро индустрию.
Ведь это просто огромный рынок, продукт, который охватывает всех, от мала, до велика.
Вы видели сколько просмотров на детском контенте? Те кто сегодня смотрят мистр максов, машей и медведей, завтра будут играть в компьютер. Их будет все больше и больше. Это как лавина, которая вот-вот сойдет. (все же помнят про 1"Т" класс, вот-вот, а раньше никто подумать не мог, что первых классов может быть больше 4х)

Ответить
2

Кто сказал, что не вкладывают? Вкладывают. Вопрос в объемах. Вы красивые цифры показываете, но наши инвесторы очень консервативны, это раз. Два - команд много, толковых мало. Три денег в России не так много, если ты конечно не олигарх - тогда возврат к п.1

Ответить
0

Самое забавное, что полно мест вроде "гейм-кафе" или "киберспортивных клубов" стало открываться, множество различных мероприятий и комплексов подобного характера, тот же киберспорт признан, в ВУЗах, в том же ВШЭ, ну или в моём Политехе - многие уже серьёзно готовят кадров в специальности по разработке, дизайну, продвижению и созданию игр. А как итог - есть множество новых кадров, есть много людей, которые проявляют какую-то свою частную инициативу, открывают студии, гейм кафе, ведут каналы на ютьюбе или группы про игры, а сама игровая индустрия, как валялась мёртвым грузом, с редкими частными компаниями, так и продолжает. Никаких инвестиций.

Ответить
0

Кстати, все эти курсы по геймдеву в колледжах и политехах - это продажа просто мечты. По факту, рынок труда в этой области очень перегрет - зарплаты весьма низкие и уже давно стагнируют. Зарплата разработчика в геймдеве на 50-100% ниже зарплаты аналогичного разработчика в любой другой индустрии, особенно из финансового сектора или трендовых областей типа Machine Learning, Computer Vision, Natural Language Processing и тд. Джуниорам в геймдеве места нет вообще - никто не готов с ними возиться, когда сроки горят, и нужно сдать майлстоун в дедлайн.

Ответить
0

Самое забавное, что полно мест вроде "гейм-кафе" или "киберспортивных клубов"

По весне в друзьями решили тряхнуть стариной сходили в компьютерный клуб "в гаражах" который там с 90х годов существует.
Мы единственная толпа "старперов" играли в CS, а весь остальной клуб усердно гамал в Доту )

Ответить
0

Нет мнения, что люди у которых много денег и желание инвестировать, не так уж и глупы и не видят особых перспектив? Зачем мне вкладывать условный миллиард в каких-то разработчиков, которые может напишут хит, а может дадут рядовой высер который будет непопулярным и никому ненужным, когда можно на эти деньги построить что-то, что к тому же номинально всегда можно продать как недвижимость.

Когда становишься на сторону инвестора и начинаешь смотреть с его стороны на предложения и рынок, то понимаешь все довольно быстро.

Ответить
2

Говоря про российские игры, вспоминаются только king's bounty и Космические рейнджеры. А ситуация во всех отраслях такая. Предприниматели (и уж тем более наши "из грязи в князи") в российские игры точно вкладываться не будут: зарубежные - понятно: санкции и т.д., а наши... тут вспоминается Прохоров, который очень поддерживает и развивиает спорт в Америке, построил там стадион за миллиард, потом к нам приехал говорит: вы знаете, планируем в Москве стадион "Торпедо" снести, а на его месте построить элитное жильё...". Очень показательно как по мне.

Ответить
2

А как же такая компания как Mehsoft

Ответить
0

The Mercury Man — Forever!

Ответить
2

А я думал первым же комментарием увижу "Мор. Утопия", но в итоге её никто и не вспомнил. А ведь ребята успешно собрали краудфандинг. Вот выпустили альфу

Ответить
1

А что мы там, простите, могли лучше всех и когда это было?

Ответить
0

gremlins inc - лучшая карточная не фри игра среди карточных. Что-то мало кто её заинтересовался по итогу.

Ответить
1

Литовско-украинская-эээ-кипрская)

Ответить
0

Лучшая по каким метрикам?

Ответить
0

Проклятые Земли от nival

Ответить
0

Проклятые земли - мякотка, спору нет. Но, как и комментатору ниже, задам вопрос: вы таки уверены, что это "лучше всех" и условные проклятые земли уделывают пресловутые ельдерскроллы и иже с ними?
Я вот совсем не уверен.

Ответить
0

Корсары, например. Демиурги.

Ответить
0

Ну кмон, Демиурги, конечно, наверное самый удачный рипофф мотыги за всю историю, но утверждать что Россиюшка ими порвала мировой геймдев и показала как надо - явное преувеличение.
Про корсаров вообще молчу.

Ответить
1

War Thunder - игра, в которую играют по всему миру и которая выглядит весьма и весьма достойно. Сам в неё временами играю уже много лет.

Кто хочет - тот делает.

Сейчас у многих тренд на быстрые деньги через приложения и т.д. Игры - сложная и трудоемкая история. Многим банально лень, ведь они смотрят на инфоцыган типа Портнягина и хотят так же и быстро. Проблема в моде, а не в инвестициях и прочем.

Ответить
0

Кто такие инфоцигане?

Ответить
0

Те, кто льют воду в уши под видом экспертов ) иногда за деньги)

Ответить
1

Вот, из того, что забыл. Недавно вышла крутая Ash of Gods: Redemption - никто её даже и не покупает. Beholder? Ну и кто смотрит на новые работы студии? Panzar, которая в 2012 создала то, что сейчас есть во всяких там Смайтах и Овервотчах? Ну и где она сейчас? Cut the Rope из 2010, нагибающая всяких злых птиц? Ну и где это всё? И это только из тех, что вышли после нулевых годов.

Ответить
0

Если раньше упор делался на видение и личность разработчиков и был шанс случайно выпустить хит, то сейчас все решается тестами, опросами, метриками, и казуальные mmorpg + реклама активнее приносят деньги, чем рискованные крупные проекты.

+ бизнес все же в северной Европе, и он довольно экстремальный по условиям. Крутейщие, просто офигенные проекты (от тех же Panzar) имеют довольно мало шансов на успех.

А так в Лимассоле вполне нормально с российской игровой индустрией)

Ответить
0

Лимассол это да.

Ответить
0

Друг работает в ZeptoLab. Год назад они выпустили мобилку на весь мир (CATS), которая в денежном эквиваленте значительно превзошла Cut the Rope, рассказывал как они там каждую неделю очередной миллион $ праздновали. При запуске проектов руководство ориентируется исключительно на быстромонетизируемые игры с глубоким погружением и микротранзакциями. Геймдев остался, но очень сильно ушел в бабло

Ответить
0

CATS неплохая тема. Трогал её. Но это не ПК гейминг. И даже не консоль.

Ответить
–2

Пока существуют свидетели Логвинова, школьники с корявыми проектами в Unity и ужасная экономика в стране о возрождении речь идти не может 🙂

Ответить
1

десктопный геймдев мертв. а мобильный в россии впереди планеты всей. игрокам не нужна большие игры. их делают те кто набил руку раньше до кризиса. инди живое.

Ответить
0

Mail.Ru Kingmaker:Pathfinder делает так-то.

На рынке цифрами сверкают мобильные ММО. Все туда метят.
А так, 1С что-то издает периодически, в т.ч. от русских разработчиков. Можно в Стиме глянуть.

Ответить
0

Pathfinder вроде не Мейлы делают. Разработчик
Owlcat Games, а издатель - Deep Silver

Ответить
1

Owlcat внутренняя студия Mail.Ru =)

Ответить
0

Если под "возрождением" имеется в виду большие проекты, то нет, невозможно. Для AAA-тайтлов нужна соответствующая команда разработчиков и бюджеты в десятки миллионов долларов. Кто захочет инвестировать такие деньги в разработку в России? Проще переехать в ту же Польшу и перетащить команду. А хорошим разрабам проще свалить из страны, чем искать тут что-то под свой уровень.

Ответить
0

На мой взгляд всё достаточно просто.
Начать стоит того, что достаточно неплохая ситуация на рынке была (в общем и целом) была году в 2012, российские пользователи считай впервые стали платить за лицензионный контент и активно брать игры в стиме и т.д.
На данный момент рынок в упадке, для компаний подобная авантюра в виде рзвития дорогостоящего проекта это риск понести серьёзные финансовые потери.
С другой стороны, со стороны пользователя в связи с упадком рынка платежеспособность тоже падает.
Выходит что компании, скорее всего, будет сложно найти покупателя, а пользователю будет не на что покупать. Исключение, само собой, иностранные пользователи. Но это всего лишь моё мнение.

Ответить
0

Как всегда всё упирается в деньги.
Сейчас игры уже не те, что были в 90-х, 00-х, выросло качество игр, выросли запросы геймеров. Теперь потребителю нужно чтобы и графон был поярче и открытый мир побольше, да и сюжет часов не меньше чем на 50, а ещё онлайн режим чтоб с блэкджеком и батлроялем.
По этому для крупных тайтлов нужны большие команды и очень большие вложения и ещё не известно отобьётся или нет.
Российские игроделы пошли по другому пути - мобильный гейминг! Требуют меньше усилий, меньше вложений, зато приносят не меньше выручки.
Ну либо клепать инди игры, среди которых конечно же есть потрясающие, но многие канут в безвестности.
Творчество закончилось там, где начался бизнес

Ответить
0

Да монополия, в Российской бюрократии.
Эти Геймдевы за свой счет делали свои игры и распространяли, и в большем случае так получалось что они это только для себя делали для друзей, больше никто интереса не проявлял к их делам.
Когда требуется разрабатывать сложные игры, нужен другой подход, неограниченное финансирование, другие цели, и множество разработчиков - которым не надо задумываться что-бы самим покупать оборудование и лицензии на программное обеспечение за свой счет. Все эти трудности на плечах этих самых разработчиков игр.
Если сейчас возьметесь восстанавливать в России свой ГеймДев до первых интересных Игр, вам потребуется 7-10 лет наверстывать отставание. Начиная с того что нужно создавать свою игровую платформу как Steam, и привлекать разработчиков к большим проектам как никогда -- только я сомневаюсь что у вас получится, вы-же так усердно закручиваете в России все болты что самостоятельно стало невозможно финансировать свои проекты, а привлекать дядечку которого брать в долю в свой проект, так мало кто хочет работать и вряд-тли выйдет годный продукт с такой историей.

Ответить
0

UPDATE, в одном я был неправ. Пообщался с парой людей из-за этой темы. Я был знаком только с одной стороной - с Инди играми и серьёзными проектами. А вы знали, что у нас есть целая плеяда ( более 100 отдельных студий мелких), которые клепают игры эротического характера на патреоне и зарабатывают этим? Вот значит, где возродилась наша индустрия. Хех

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления