Вопросы Павел Федоров
21 250

Как наказывать провинившихся сотрудников

ЦП узнал у российских предпринимателей и представителей индустрии, как они наказывают провинившихся сотрудников, и предлагает своим читателям обсудить этот вопрос.

Антон Парфёновдиректор по продукту Anywayanyday

Косяки со сроками — это неизбежность в работе над проектами. Это очень неприятно, но денежные штрафы, выговоры — это не про нас. Такие методы неконструктивны, искать крайнего в подобной ситуации глупо.

Срыв дедлайна — вина и ответственность не столько отдельного исполнителя, сколько руководителя проекта и всей команды. Если работа не выполнена вовремя, значит, не все процессы налажены должным образом, и есть ошибки, над которыми нужно работать всем.

Юлия ЧашинаHR-директор портала Superjob.ru

Всё же сотрудники — это не нашкодившие дети, чтобы их ставить в угол. Давайте уточним, о каких проступках идет речь? Если «накосячил» по работе, то, как минимум, переделывать придется. И да, в любое время и без оплаты переработок.

Извини, сам виноват, ты не сделал свою работу в оплаченные работодателем часы — исправляйся за свой счет. Если же мы говорим о каких-то дисциплинарных вещах, то бывают и выговоры от руководства, а бывают и увольнения.

Ренат ГришинCEO i10.ru

В наших редакциях всегда свободное отношение к работе. Я подбираю сотрудников таким образом, чтобы над ними не надо было стоять и каждую минуту говорить, что делать.

У всех есть свои постоянные задачи и задачи, которые выдает руководство. У всех дел есть строгий дедлайн, и каждый сотрудник его знает и видит. Если дедлайн сорван, то первое, что мы делаем — это пытаемся понять причину. В 100% случаев срыв дедлайна — это вина сотрудника, и важно объяснить, что было сделано не так.

Всегда есть объективные причины для переноса сроков дедлайна, и сотрудник, которому поручена задача, должен уметь эти причины выявлять, анализировать и, при необходимости, принимать самостоятельные решения для соблюдения сроков.

Собственно, исходя из этого и строятся «наказания». Если сотрудник сорвал сроки, то он будет работать над задачей до тех пор, пока ее не выполнит. Это касается не только работы во внеурочное время, но и на выходных.

В большинстве случаев этого достаточно, чтобы научить работать над задачей так, как этого требует обстановка. В моей практике было один-два случая, когда приходилось «наказывать» материально, в надежде на то, что это позволит подходить к выполнению задач более ответственно. Если оба этих способа не помогают, то мы прощаемся с такими горе-работниками.

Иван Кузнецовруководитель PR-отдела Workle

Для всех ключевых сотрудников у нас правило «накажи себя сам». Показатели эффективности по каждому направлению оцифрованы и мониторятся каждую неделю.

Отклонения от плана видны практически сразу, и, если сотрудник хочет наказать себя, то может продолжать игнорировать суровую реальность, ничего не предпринимая для исправления. Очень быстро он почувствует личный финансовый результат.

Сейчас работаем над тем, чтобы у всех без исключения сотрудников было понимание того, как результат труда связан с вознаграждением. А еще у нас есть виртуальные рудники и галеры, но это тайна.

Вячеслав Семенчукоснователь Life-pay.ru, My-Apps.com

У меня разный подход к командам. Я фактически экспериментирую с разными стилями кнутов и пряников.

В проекте My-apps на сегодня в связи с обновлением введена система KPI по задачам для каждого сотрудника, выполнение которых напрямую сказывается на финансовой составляющей. Если человек не хочет зарабатывать сам — его проблема. Я его не трогаю. Но если начинает вредить — увольняю.

В проекте Appstore.ru есть четкий KPI для продажников, не выполняешь — увольнение.

Ichisto.ru — хендбук компании по стандартам качества. Штрафы за несоблюдение. За системные или грубые нарушения — увольнение.

Juicelove — KPI от выполненной работы. Три раза корректируем, два раза штрафуем, далее увольнение.

Lifepay у нас на Scrum. Там ответственна вся команда. Если проект не выполнен — сносится вся команда. При этом решение по каждому сотруднику индивидуально принимаются только командой. При перевыполнении плана есть бонусы, которые назначают руководители направлений. Либо работаешь и зарабатываешь, либо система тебя извергает из себя.

Студия Creators.ru — попроектная работа с четкими сроками. Сделал быстрее — бонус. Сделал медленее — с каждым днем получаешь меньше. Не выполнил один раз — штраф. Два и больше — не работаем.

Александр Изрядновдиректор по коммуникациям ФРИИ

Все зависит от масштаба проваленной работы: если это что-то огромное и масштабное, то, конечно, с человеком стоит попрощаться. Наказание должно быть соизмеримо потерям от недополученной прибыли.

Роман Павлюкуправляющий партнёр Videoseed

У нас очень лояльная компания, поэтому перед провинившимся сотрудником всегда встает выбор: либо лишение месячной зарплаты, либо исполнение желания сотрудников компании. Желание определяется всем коллективом единогласно. Чаще всего оно сводится к бритью налысо.

Надо сказать, что сотрудники Videoseed ещё ни разу не отказывались от зарплаты. Процесс проведения наказания является не только красочным шоу, но и очень поднимает дух коллектива и заставляет лишний раз задуматься, стоит ли нарушать правила впредь. Именно поэтому у нас самый высокомотивированный, трудолюбивый и целеустремленный коллектив.

Кстати, наказание провожу я сам, как ответственный за воспитательную работу.

Константин Калиновоснователь Aviasales.ru

Порка! Если человек не справляется со своей работой, его увольняют.

Штраф, выговор? Не знаю, у меня не казарма и нет устава. Каждый случай индивидуален.

Анна Артамоновавице-президент Mail.Ru Group

Штрафами или дополнительной работой мы сотрудников не наказываем, такого формата, как «выговор», у нас тоже нет. Хорошо делать свою работу и не срывать дедлайны моих сотрудников заставляет скорее не страх штрафа, а интересные задачи, хорошие взаимоотношения внутри команды, чувство ответственности за общий результат и, наконец, банальное желание поскорее увидеть, как результатом твоего труда пользуются миллионы. На самом деле это очень сильная мотивация.

Иногда срыв дедлайнов происходит из-за неопытности сотрудника, который не смог правильно рассчитать время, которое у него или у команды займет эта работа. Иногда это влияние других участников проекта, или даже внешних обстоятельств. Поэтому лично я всегда пытаюсь разобраться в причинах и дать сотруднику шанс все-таки сделать свою работу так, как нужно.

Конечно, если срыв сроков на похожих задачах происходит систематически (то есть человек не учится на собственных ошибках) или продуктивность сотрудника явно ниже, чем у его коллег, решающих схожие задачи, то приходится с ним расставаться. Наша концепция в том, что нам нужны только лучшие, и мы работаем с талантами, а не с рабами. А очевидно же, что такие примитивные мотивации, как штрафы и выговоры — это не способ мотивации для высокоуровневых людей.

Игорь Ашмановгенеральный директор «Ашманов и партнёры»

Никогда не применял штрафов, на мой взгляд они не работают. Сотрудник либо работает, тогда он работает в компании, либо нет — тогда он не работает. Поощрять дополнительными выплатами и ништяками за достижения нужно, особенно продавцов и аккаунт-менеджеров. Программистов лучше поощрять другими ништяками.

Наказывать глупо. Но специалистом себя не считаю. И это просто личное мнение.

#золотойфонд #Обсуждение #workle_ru #aviasales #сотрудники #anywayanyday #фрии #Videoseed #i10_ru #My_Apps_com #superjob

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
Статьи по теме
Какие приложения предприниматели и представители ИТ-индустрии держат на первом экране смартфона
Где отдыхают российские предприниматели и представители ИТ-индустрии: часть вторая
Санкции: что хранят в своих холодильниках представители российской ИТ-индустрии
{ "author_name": "Павел Федоров", "author_type": "self", "tags": ["\u0444\u0440\u0438\u0438","\u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0438","\u043e\u0431\u0441\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435","\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434","workle_ru","videoseed","superjob","my_apps_com","i10_ru","aviasales","anywayanyday"], "comments": 40, "likes": 30, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "ask", "id": 4814, "is_wide": true }
{ "id": 4814, "author_id": 17, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/4814\/get","add":"\/comments\/4814\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/4814"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199125 }

40 комментариев 40 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
17

все оч жестокие парни
особенно господин Семенчук

где-то читал, не дословно:
- Джон, почему ты не уволишь этого идиота, из-за которого ты потерял сто тысяч долларов!
- Стив, я только что потратил на его обучение сто тысяч долларов, зачем же я буду увольнять такого ценного сотрудника!

Ответить
14

60 процентов примеров в этой статье - радость для трудовой инспекции - методы незаконны, а потенциальные штрафы для работодателя огромны.
дорогие фаунджера и hr стартапов- учите матчасть, иначе однажды окажетесь банкротами

Ответить
–2

Незаконны? Да тут речь о том, что чуваки работу свою не выполняют. Работу с большой, мать её, буквы.

Мне кажется уже давно пора всем уважающим себя компаниям вписать в устав первой строчкой - въёбывай или уёбывай.

Ответить
3

мы с вами о разном. я о том, что работая в стране, нужно знать ее законы, чтобы не подставиться, а вы о том, что люди плохо работают. просто говорим о разных сущностях

Ответить
0

Эммм, ну да... Разве статья не о том, что делать с проебавшимися сотрудниками? Рассуждать о том, что не плохо бы соблюдать законы, в данном контексте глупо, по-моему. Да и в общем-то в любом.

Ответить
0

А вот это противозаконным не является.

Ответить
8

Вы меня извините, возможно Семенчук в мире стартапов является гуру. НО, что за треш проекты он перечислил? Нет, я понимаю, Life-pay.ru и My-Apps.com выглядят хотя бы прилично, видимо "заехали", а остальные из списка? В этих проектах команды есть даже? Не поймите меня не правильно, у меня не "бомбит", просто терпеть не могу таких подходов к своим сотрудникам.
Вот с этим нужно бороться (на скрине), а не увольнять продажников за не выполненный план.

Ответить
6

Достаточно посмотреть на выражение лица этого человека на всех фото и сразу понятен его психотип. Все что он перечислил, это "его" методы - давить, выдавливать, использовать как ресурс. Таких много из старой школы, кому сейчас за 50.

Ответить
1

Прощаем))) Никем он не является. Просто человек любит пиар, и у него неплохо получается, вы же обратили внимание))))
Он просто перечислил все домены, которые когда регал.

Ответить
7

Удивительные вещи пишут. Переделывать в выходные, в нерабочие часы? Серьезно? А законность?)

Don't get me wrong: остаться и все переделать потому что _хочется_ - пожалуйста. Но принудительно?!

И почему hr-manager не сидит вместе с налажавшим на выходных в superjob-е? Ведь hr-manager слажал, раз наняли факапера?

Ответить
4

да, от SuperJob самый потешный комментарий.
Извини, сам виноват, ты не сделал свою работу в оплаченные работодателем часы — исправляйся за свой счет.

Программирование - это же как кирпичи из пункта А в пункт Б перенести.

Ответить
4

Причем еще как-то можно представить как такие вещи могут написать "основатели", "CEO" и "управляющие партнеры", они же как бы все в серьезном бизнесе, что им законодательство? Но HR с гордостью признающийся в нарушении ТК... Как там у них это называется? "внешний HR-бренд компании"?

Ответить
9

Видно, что "Стрижка" только ради завлекающей картинки поста. По фото можно определить что стрижка - постановка. Мужчину и так уже смысла нет брить, а девушке волосы что за шиворот сыпятся? да и прическа видно что предполагает бритые виски. Просто попросились сделать снимки в салон ради прикола(видно ножницы и фен). ох уж этот ЦП.

PS Если что-то не так то все, только увольнять. Любые санкции потом боком выйдут позже.

PPS но за аватарку анонимного пользователя все прощаю ))))

Ответить
7

это не нашкодившие дети

переделывать придётся [...] без оплаты переработок

Хм...
Вообще, в списке на удивление много странных людей, от которых стоит уволиться.

Ответить
7

Videoseed полнейшей хуитой занимаются, интересно каковы рамки в которые должен попасть некий проступок, чтобы совершивший оказался перед выбором: волосы и зп? Представляю, как какая-нибудь женщина в их персонале налажав встаёт перед этим нелёгким и трудным. Что лучше? Прийти домой к семье с волосами, но без денег или с деньгами но публично униженной? Как объяснить ребёнку почему у мамы нет волос и почему она ради этого же ребёнка платит такую цену. Мне это напоминает, как во времена второй мировой в захваченной Европе стригли тех, кто спал с немцами.

Ответить
5

Почитаешь презентации компаний - инновационные и прогрессивные, потом вот такую статью и понимаешь что все это шелуха. Если человек работает официально, его проще уволить, чем премии лишить, не говоря уже о том, что такого понятия как штрафы вообще нет, значит работает по серой схеме. Инновационность, че.

Ответить
3

Сотрудники videoseed, по-ходу, не знают, что работодатель не имеет права лишать их заработной платы ни при каких условиях.

Ответить
2

Вы в какой стране живете? У нас сплошь и рядом в технологических компаниях серая зарплата, а в некоторых проектах вас ваще могут не оформить в штат и всем на это пофиг. Поверьте, я работал в проекте, который вы совершенно точно знаете и слышали про него, а может быть даже пользовались, без каких либо бумаг.

В таких реалиях лишить зарплаты - не проблема.

Ответить
2

Но также верно и то, что в случае лишения зп ЦП с удовольствием напишет слив от инкогнито. Который про все это расскажет с персоналиями. Потом набирать сотрудников конторе будет сложнее...

Ответить
0

Я? В России. И три моих предыдущих работодателя работали на 100% в белую. Все три — айти.

Чья правда, друг мой?

Ответить
0

На счет того, что накосячил - переделывай за свое личное время, согласен. А лишать денег, штрафы...это глупо, каждый может ошибиться, главное как человек старается это исправить...ну а если не старается, то зачем такой человек в штате.

Ответить
5

По собственному опыту скажу, что "накосячил" понятие очень размытое и в большинстве случаев это случается по вине руководителя, который не правильно поставил задачу, либо не достаточно ее объяснил. Благо у меня построено так, что сотрудник сразу говорит, если что-то не понятно либо я сам дал задачу не совсем корректно.
Ну и естественно, все люди разные, вот только косяки есть у всех.
И конечно же, если сотрудник вообще "никакой", то виноват в этом я сам, так как решение и собеседование проводил лично. Это моя ошибка и "брить" на лысо надо меня.
имхо, не претендую на истину :)

Ответить
0

Интересно, я написал (имел ввиду) практически то же самое (что каждый может допускать ошибки), но меня минусуют)))
В моем случае, как разработчика, могу, например, забыть где-то сделать необходимую проверку...и да возникший баг - это моя ошибка, не углядел. И я не против задержаться чуток и подправить, это в моих интересах, и демонстрирует, что мне не все равно. Но естественно никто не должен заставлять так поступать, вот только, если человек не стремится признавать и исправлять свои ошибки, это говорит о нем, как о не самом хорошем работнике.

Ответить
1

Минисуют за "переделывай в свое личное время".
Такое канает либо в говнофирмах, где люди сидят на серой з/п и их работодатель может гонять как рабов, либо в таких вот ахуительных ИТ-команиях, где работники по ходу вообще не понимают, какими правами они обладают, и ведут себя как запуганные животные. Хотя в конечном итоге получается что-то вроде "каждый получает то, чего он заслуживает". Ну устраивает человека работа, где его могут посадить допиливать проект в овертайм в приказном проекте, ну и пусть он дальше сидит на такой "прекрасной работе".
Просто есть ОГРОМНАЯ разница между "переделать в личное время по собственному желанию" (главный мотиватор - совесть), и "переделать в личное время потому что начальник долбаеб" (главный мотиватор - я животное в загоне).
Но обычно люди понимают, в каком говне они сидели только тогда, когда они уходят с такого места работы. А некоторые такое делают ой как не часто...

Ответить
2

Я сегодня подписал заявление об уходе с такой))))

Ответить
3

А я к чему? К тому, что совершая проступок работник не должен выбирать себе казнь, а должен выбирать адекватный способ искупить свою вину работой, а не чем либо ещё. ЗП защищает закон, между прочим.

Ответить
3

Именно поэтому у нас самый высокомотивированный, трудолюбивый и бритый наголо коллектив.

Ответить
0

Со стрижкой—долбоёбы.

Ответить
2

Ну почему же? Последние два года я занимаю руководящие технические должности где вероятность факапа крайне высока и если вдруг случится такое что профессионализма моей команды и меня лично не хватит для выполнения задач, то я собственноручно побреюсь налысо если на другой чаше весов будет моя зарплата. Заодно и коллективный воспитательный пролонгированный эффект пока волосы не отрастут который распространяется на всю команду :)

Ответить
1

Согласитесь, это разные вещи— бриться самому или стричь/заставлять в наказание подчиненных. К слову, это и законодательству противоречит.
Я сам руковожу BIщиками уже давно. Моё наказание— попрание гордости: "Что за говно, Саш? Ты можешь лучше!! Исправь, пожалуйста, к 21.00". За всё время нанял под 30 орлов, уволил 4. Остальные выросли и разбежались. Работает и все прогрессируют.

Ответить
–1

Кто-то насильно это заставляет делать?
Хотя да, наручников на фото не видно.

Ответить
1

Надо заставлять, чтобы быть долбоёбом? Очень узкий взгляд на симптомы.

Ответить
2

А зачем эти господа вообще набирают сотрудников которые систематически нарушают. Может в их случае лучше отказаться от некомпитентного HR. И что это за радикальные меры противоречащие ТК. Да просто на словах они Львы Толстые.

Ответить
2

Кстати, а если человек изначально лысый? Скальп или зарплата? Можно еще яйца побрить.
> Средневековье цветет пышным цветом и это в самой (казалось бы) прогрессивной сфере.

Ответить
1

Реально мотивировать можно только 15% персонала. Для остальных мотивация сводится к невыплате бонусов или увольнению

Ответить
1

От души поржала. Эпоха цифровых рабов настала. Пипец. Что за штрафы? Это сервисное государство или советское. Думаю, айтишные руководители застряли в совке. Даже в моей (бюджетной) организации, где я работаю, нет таких методов. Руководству плевать, провалил ты работу или нет. Не зацикливаются. И работа идет без лишней драмы. Мда. Оказывается "рынок" тоже зло, так как превратно понимается в Рашке. А представленным в статье "CEO" либо "от 16 и старше", либо за 55.
Рашн цирк. Или как там.

Ответить
0

Заметил, что Федоров мой любимый постер на силиконе. Годный постяра бро!

Ответить
1

Мне вот интересно, а что если сотрудники договорятся все время выдвигать безобидные желания, например прочитать стихотворение, а не бритье налысо?

Ответить
0

Показали как лысого бреют на лысо ;D

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

В anywayanyday охереннейший копирайтер, до сих пор считаю его одним из лучших нанятых мною когда-либо специалистов.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления