Вопросы
Редакция vc.ru

Как юридически оформить проект, чтобы минимизировать расходы и налоги

Добрый день, меня зовут Георгий. 

Я и моя коллега разрабатываем информационный сайт о технологиях и играх. Она владеет веб-студией, поэтому предоставляет технические ресурсы по разработке технической части и продвижения. Я собрал команду, которая будет заниматься контентом, и она уже его создает и тестирует. 

С учетом того, что вкладываются в это дело ресурсы и время, встает вопрос о том, как разделять сайт. Мы сошлись на том, что оставим 50 процентов ей и 50 процентов мне. А авторы получают зарплату. Также нужно заключать контракты на монетизацию. 

Мы начали обдумывать идею с ООО, но меня напрягают эти налоги и прочие вещи. 

Вопрос таков: какие есть варианты оформления данного соглашения, или все-таки нужно делать ООО?

Спасибо.


Отвечает Владимир Беляев, координатор «Центра управления законом»

Георгий! 

Начинать бизнес страшно и больно. Посчитав накладные расходы, хочется то ли застрелиться, то ли повеситься. Чуть ли не половину всех заработанных денег придётся выбрасывать в чёрную дыру налогов и взносов. Если же вспомнить о времени и нервах, которые придётся потратить на юридические бумажки, желание начинать бизнес исчезнет либо трансформируется в навязчивое желание «а как бы мне так сделать, чтобы у меня было всё, но мне за это ничего не было». 

Мне жаль, но у меня нет для вас «Уникального Рецепта О Том, Как За Пять Минут Организовать Свой Бизнес И Не Платить Налоги». По-моему, такого рецепта в нашей реальности не существует, а тех, кто утверждает обратное, я бы хотел проверить на детекторе лжи. 

Главное отличие бизнеса от хобби и фриланса — ответственность и накладные расходы. 

От первого никак нельзя избавиться: раз уж вы решили зарабатывать деньги, а не получать их, будьте готовы к тому, что ваш проект не выстрелит и его не спасут ни пивот, ни инвестиции, ни суды. 

От второго, на первый взгляд, избавиться можно. Хотите не платить налоги и взносы? Нет ничего проще! Раздавайте зарплату в конвертах, забейте на бухгалтерию и юридическое обеспечение, оформите юрлицо на бомжа, а прибыль получайте на электронный кошелёк Васи Пупкина, обналичивая её через левую контору в Нарнии. 

Примерно через год вы поймёте, что вы — сам себе злобный Буратино. Кажущаяся выгода обернётся реальными убытками. 

Избавиться от накладных расходов не получится: вы всё равно будете тратить «лишние» деньги, только не на налоги и взносы, а на взятки и отступные. Там пара процентов за обнал, тут пачка налички за переоформление на «левых» участников, здесь «вознаграждение» за смену места нахождения компании — вот и выгода от гениальной схемы куда-то испарилась. 

Если у вас не стальные нервы, вы уже не сможете спокойно спать, потому что в ночных кошмарах вам будут сниться уголовный и налоговый кодексы: ответственность за неуплату налогов и взносов никто не отменял, а чем дальше — тем страшнее. 

Добавим непрозрачность отношений с партнёром, костыльную схему монетизации, адскую непривлекательность проекта в глазах потенциальных инвесторов и полное непонимание ответа на вопрос «так у кого же, блин, оказались права на проект?» — и вы поймёте, что белый и пушистый бизнес, который тратит деньги на налоги и взносы, вовремя платит зарплату и следит за гигиеной прав, всё-таки выгоднее. 

Предположим, вы таки решили создать няшный и мимимишный бизнес, но, как и все нормальные люди, хотите сократить расходы, поэтому просто не знаете, с чего начать. В этом случае у меня есть возможность вам помочь. 

Во-первых, вариант «зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью и взять всех на работу» не столь уж и невыгоден. Вы можете неплохо сэкономить на взносах во внебюджетные фонды: правильный ОКВЭД, найм семи человек по трудовому договору и аккредитация в Минкомсвязи творят чудеса. Поверьте, всё это совсем не больно. 

Во-вторых, можно сэкономить на бухгалтере и юристе. В интернете полно недорогих сервисов, польза от которых больше, чем затраты на них: «Точка», «Модульбанк», «Моё дело», «Эльба» и десятки их аналогов прекрасно решают свои задачи. 

В-третьих, можно сильно уменьшить затраты на охрану труда и прочую малонужную бюрократию: если вы возьмёте людей на работу по «дистанционному» трудовому договору, часть соответствующих проблем автоматически испарится. 

В-четвёртых, есть ещё примерно миллион способов сэкономить деньги и время, но я не знаю, что вам подойдёт, а что — нет. Многое зависит от каждой конкретной ситуации. Возможно, именно в вашем случае общая система налогообложения окажется выгоднее упрощёнки, а регистрация компании в Ривенделле окажется рациональнее, чем в России. 

Поэтому прежде, чем начинать бизнес, найдите того, кто уже прошёл все круги ада, и допросите его, а заодно и его юриста и бухгалтера — час такой беседы будет ценнее мегабайтов любых интернет-консультаций.

0
81 комментарий
Написать комментарий...
Матвей Константинопольский

После того как Владимир написал о паре процентов за обнал стало понятно что с обналами он дел не имел :)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Belyaev

¯\_(ツ)_/¯

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Лобанов

Открывайте ИП если нет партнеров, а только работники.
ИП имеет право снимать со счета деньги для любых целей и ни одной бумажки от вас не потребуется.

Штрафы - в разы меньше. Максимальный 5000р.

Взносы: платите за себя только около 16 тыс. в год. При этом, эту сумму вы можете вернуть с помощью налогов - сумма уплаченных платежей в ПФР вычитается из налоговой базы, но не более чем на 50% от суммы налога.

Например: Вы заработали 40 тыс. р. С них скажем, надо заплатить налог. Вычитаем 16 тыс. рублей - и налоговая база уже 24 тыс. рублей.

Если же вы заработали 10 тыс. рублей, то сумму можно уменьшить только до половины. Т.е. до 5 тыс. рублей

Все остальное - тоже самое, что в ООО
Ну и по бухгалтерии поблажки. А если вы будете на УСН - проверок не ждите лет так 10

Ответить
Развернуть ветку
SS

Да, и отвечать всем своим имуществом по своим долгам перед кредиторами.

В случае взыскания средств только на единственное жилье не могут наложить взыскания. Будете должны пока перед всеми не расплатитесь, а это будет тяжело, так как заработать, когда долги выплачиваешь крайне тяжело.

Каждый для себя сам дорогу выбирает.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Рунетлекс

Георгий, если Вы хотите оформить проект "чтобы были понятны доли, прозрачно проходила монетизация" - оформляйте ООО. Все остальное - от лукавого. Все эти хитрые псевдоварианты обернутся огромным количеством геммороя. Попытаясь изобрести юридический велосипед, Вы делаете себя уязвимым. И в случае проблем с сооснователем, и в случае проблем с сотрудниками или контрагентами. Все эти гениальные схемы выходят боком.

А рекомендации Алексея Лобанова делите на 10. Как уже отметил Владимир и Евгений выше, некоторая информация устарела, некоторая недосказана, некоторая выглядит утопично.

Выглядит очень убедительно, но на деле много юридических ляпов. Будьте аккуратней.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Подковыров

Похоже действительно ООО выгоднее по всем параметрам.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судженский

Что я только что прочитал? Парень задал конкретный вопрос про конкретный бизнес, а ему льют воду, воду, воду, а в конце

"найдите того, кто уже прошёл все круги ада, и допросите его — час такой беседы будет ценнее мегабайтов любых интернет-консультаций"

а не проще ли сразу было переадресовать вопрос такому человеку, а не у Владимиру Беляеву, который, похоже, знает не больше, чем вопрошающий?

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Подковыров

Ну в комментариях сила, тут я нашел некоторые факты)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лобанов

1. с 1 июля 2009 года налоговой не интересен договор об учреждении. Они его даже не принимают. 6 лет уже как
2. Нет разницы, где вы подписываете обязанности участников, если там есть реквизиты компании. Суд не сможет отказать в рассмотрении дела, если все написано ОК)
3. От кого они получают зарплату и на какие деньги?)
по поводу взносов: все зависит от налогового планирования)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Belyaev

1. Статья 12, пункт «Б» ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Алексей, если у вас не требовали — это дико странно. Я регистрационными делами сто лет не занимался, но ИФНС 46 точно требовала.

2. Как человек я с вами согласен. Как юрист всё-таки советую своим клиентам не смешивать сущности: всё, что об учреждении — пусть в договоре об учреждении; всё, что о порядке управления — пусть будет в уставе; всё, что о порядке голосования и осуществлении прав — пусть будет в соответствующем договоре.

И, да, договор об учреждении остаётся в налоговой, равно как и устав, а вот договор об осуществлении прав участников по определению более конфиденциален.

3. От операционной деятельности. От инвестора. От взносов учредителей. Да хоть откуда :-)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Vladimir Belyaev

@Алексей Лобанов очень толковые комментарии добавил, респект. Я чуть уточню пару моментов.

«Желательно в договоре об учреждении (сейчас его перестали делать, а раньше он был учредительным документом и назывался "Учредительным договором" где можно прописать конкретные шаги по поводу исключения из состава участников лица, который не выполняет своих обязанностей. Закон это предусматривает, но все конкретные действия и обязанности должны быть прописаны в этом документе».

Внесу ясность: договор об учреждении в ГК (статья 89), насколько я знаю, остался, его никто не убирал. Просто он перестал быть учредительным документом ООО. Без него ООО, опять же, если мне не изменяет память, не зарегистрируют.

«А когда дело доходит до конфликта, судья спрашивает "А где ваш договор об учреждении?" А его нету, отвечает они суду. Юристы нам не предлагали его».

Странная история. Возможно, Алексей путает договор об осуществлении прав участников и договор об учреждении. Это два разных договора, их путать — не ОК.

«Вы можете подписывать договора, перечислять деньги со счета (например, за сервера и еще какие нибудь нужны) и при этом не иметь ни одного работника. Учредители пашут бесплатно, это нормально».

Это несколько противоречит условиям задачи: ведь «авторы получают зарплату». Если же их устраивать не по трудовому договору, а брать на подряд, то это нифига не поможет автору: и взносы, и налоги платить придётся.

Ответить
Развернуть ветку
instatax.ru - декларация 3НДФЛ

А по-моему, мало толкового. Много устаревших данных, да и откровенных ошибок.

Пример выше с расчетом уменьшения взноса для ИП неверный. Уменьшается не облагаемая налогом сумма на размер взносов, а сумма уплачиваемых налогов.

Да и сумма в 16 тыс - двух-трехгодичной давности. С прошлого года 21 т.р. + 1% с оборота, а до этого около 35 была.

А Авангард уже полгода как плату за ведение счета для ИП берет.

Гендир ООО обязан получать зарплату (даже есть письмо от Минфина на эту тему), так что платить и налоги, и взносы прийдется.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Лобанов

Если решите все таки открывать ООО:

1. Вы можете никого не нанимать на работу, хоть 10 лет. Два учредителя, по документам один генеральный директор. Пока фирма стоит и ничего не приносит - подавайте пустую налоговую декларацию. Информационный сайт не так быстро будет приносить деньги.

Вы можете подписывать договора, перечислять деньги со счета (например, за сервера и еще какие нибудь нужны) и при этом не иметь ни одного работника. Учредители пашут бесплатно, это нормально.

При этом, вам не надо будет платить ни налогов, ни сборов. Вообще ничего. Есть фирма, реквизиты и печать. А дальше как пойдет.

Вы даже можете получать прибыль и ни одного сотрудника не иметь в штате. Распределяйте прибыль раз в квартал, как дивиденды учредителям.

Оформите пластиковую карту на юридическое лицо (от банка, где открыт расчетный счет) и покупайте на нее что угодно в магазинах или веб-сервисах.

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс

Покупать на корпоративную карту что угодно в магазинах и веб-сервисах - офигительный совет. Налоговой очень понравится такая схема. Просто плясать от радости будут.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Дмитрий Акеньшин

Главное не забудьте подписаться кровью.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лобанов

Пусть ваш коллега тоже откроет ИП и подпишите соглашение о партнерстве.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лобанов

Если вы будете открывать ООО - тут в разы больше суммы на открытие (считаю без услуг юриста): 4000р. госпошлина, 10 000 рублей уставной капитал. Сейчас нельзя его оплачивать имуществом, как это было раньше. + печать + открытие расчетного счета, где для юрлиц тарифы в разы больше. И обязательная работа бухгалтера.

Для ИП например, банки либо существенно уменьшают сумму открытия и ведения счета, либо ее нет как таковой (банк АВАНГАРД).

Печать ИП не нужна. Налогообложение абсолютно одинаковое, что у ООО, что у ИП.

Более того, по новому антикризисному плану, ИП открывшийся в первый раз, имеет право на грант. Сумма пока не определена. Но в 2008 году было тоже самое. Сумма была в виде живых денег в размере 300 тыс. рублей, за которые даже отчитываться и отдавать не надо.

Однако, в некоторых регионах местные власти поступали так: выдавали 300 тыс, только если вы предоставите чеки расходов на эту сумму. И если вы не получаете прибыль через пол года - пытались потребовать его вернуть. Но ни разу не получилось ;)

Написано, что выдается на инновационную деятельность. Однако, в комиссии сидят люди, которые сами до конца не понимают, какая деятельность инновационная, а какая нет. Сходил любой бизнес-план для получения денег.

Потом кого-то из этой комиссии нахлобучили, за подделку липовых свидетельств и выдачу грантов несуществующим ИП, и лавочку прикрыли)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Gruznov

Алексей Лобанов выше всё верно пишет. До тех пор пока вы можете избежать ООО, не открывайте его. Это слишком дорого: по времени и налогам.

И еще многие считают, что ООО может уберечь от конфликтов в будущем. Но это, мягко скажем, не так. Гораздо важнее заранее прописанная система принятия решений и выхода для партнеров.
И еще я считаю, что самая большая мина - это раздел 50/50. Это неустойчивая система.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лобанов

Желательно в договоре об учреждении (сейчас его перестали делать, а раньше он был учредительным документом и назывался "Учредительным договором" где можно прописать конкретные шаги по поводу исключения из состава участников лица, который не выполняет своих обязанностей. Закон это предусматривает, но все конкретные действия и обязанности должны быть прописаны в этом документе.

А когда дело доходит до конфликта, судья спрашивает "А где ваш договор об учреждении?" А его нету, отвечает они суду. Юристы нам не предлагали его.

Он собственно для этого и существует - прописывать права и обязанности учредителей между собой. Все что связано с собраниями и т.п - в устав.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Георгий Подковыров

А в чем неустойчиво?? У нас два учередителя, потому 50 на 50. У нас 14 человек контентров и если есть вариант не ООО, я бы с удовольствием его рассмотрел бы.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Shamil Daniyalov

ООО+УСН

Ответить
Развернуть ветку
Tim Gribanov

Почему бы не открыть компанию на том же Кипре? Где налоговая система в разы лучше, чем в России!

Ответить
Развернуть ветку
SS

А почему бы не открыть компанию в Белизе, где не надо будет платить налоги вообще и не надо будет предоставлять какую-либо отчетность, реестры юридических лиц там скрыты. А счет компании открыть в Латвии например.

Такой вариант не лучше?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Анатолий Попов

а можно подробнее в чем именно лучше?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лобанов

С работниками можно подписать гражданско-правовой договор или договор поручения. Они получают деньги, а вы обязаны стать налоговым агентом (т.е. подать в конце года за него декларацию) и заплатить только 13% с его дохода. Так например, делает Яндекс, когда вы открываете кошельки и принимаете туда оплату как физическое лицо.

При этом, договор должен быть долгосрочным и составлен правильно, чтобы в случае чего, суд не признал отношения трудовыми

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс

Всего 13 процентов? А как же взносы в ПФР и ФСС? Куда они пропали?

Договор поручения с авторами? С чего бы вдруг-то? По договору поручению поверенный должен совершить определенные ЮРИДИЧЕСКИЕ действия. Где в описанных Георгием отношениях юридические действия? Ну и договор подряда - это один из видов гражданско-правового договора, что уж масло маслянное то разводить.

Ответить
Развернуть ветку
Не сижу в соц сетях

Вот тут поподробнее. То есть, яндекс сольет в налоговую все операции по моему кошельку?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Георгий Подковыров

Спасибо) Что ж, теперь буду изучать, как оформить ООО и расспрашивать уже владельцев аналогичных бизнесов и юристов.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Belyaev

Если что, пишите — пообщаться в Скайпе или за кофе я всегда не против.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Лобанов

Немного еще по поводу работников: Если вы заключаете договор с физическим лицом (равно как и договор поручения) и вознаграждением не является денежная сумма, например, доля в будущем акционерном обществе, машина, фотоаппарат и т.п. то вы не обязаны платить за него 13%. Закон обязывает вычесть из его дохода эту сумму, а в этом случае, денег нет, а из своего кармана вы платить не обязаны. Так делают компании, которые разыгрывают всякие вещи в акциях

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс

Странно, статья 211 Налогового Кодекса РФ в совокупности со статьей 226 с Вами совершенно не согласна.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Лобанов

Если же, у вас работает человек по трудовому договору, а потом вы его увольняете и теперь он работает с вами как ИП или по гражданско-правовому договору, и больше клиентов у него нет - налоговая обвинит вас в налоговом правонарушении, так как посчитает, что вы умышленно уходите от налогов

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лобанов

Юристы, которые работают давно и имеют дела с регистрацией ЮЛ, отлично помнят, что изменилось с 1 июля 2009 года и какой был лютый ад в налоговой из-за этого

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Подковыров

Сложный этот этап, что-то все нерадужно)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Nickson Sivale

Не удержался .
Сорри

Ответить
Развернуть ветку
Ramin Aliev

Хорошая статья, @Владимир спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 81 комментарий
null