Как законно использовать чужие тексты и музыку для видеоблога

Всем привет! Меня зовут Вячеслав, я студент из Владивостока. Некоторое время назад решил запустить YouTube-канал с тематикой новостного агрегатора в виде видеоблога.

Нашу инициативную команду заботит следующее: 

1. Имеются ли подводные камни в бесплатном пересказе частным лицом информационных материалов, созданных конкретным изданием или человеком, без использования авторских фотографий и видео? Иными словами, могу ли я, сидя на стуле у себя дома, свободно пересказать на камеру и выложить на YouTube статью Vice о биткоин-ферме или тому подобном? 

Полистав интернет, я выяснил, что конкретно новости в РФ не признаются объектом АП, в отличие от авторских текстов, фото и видеоматериалов. Но пути юристов неисповедимы, и я опасаюсь, что в ГК или ином законе имеются пункты, которые не видны обывателю.

2. Звуковое сопровождение роликов. Все блогеры, хоть раз имевшие дело с Content ID, отзываются о нем как о всевидящем монстре, способном пустить канал в бан даже за 15-секундный отрезок музыкального произведения, принадлежащему одной из студий. Тем не менее, я часто вижу и слышу на популярных каналах короткие отрывки популярных песен, которые 100% находятся под защитой АП. Вопрос: допускается ли и как регулируется вставка частей авторских клипов\музыки?


Отвечает Павел Мищенко, юрист компании Runetlex

Вячеслав, здравствуйте! Отвечаю по порядку. 

1. Cообщения о фактах, имеющих исключительно информационный характер (то есть новости), объектами авторского права не являются (п.4 ч.6. ст. 1269 ГК РФ). Тут все верно.

Более того, вы вправе в информационных, дискуссионных и критических целях цитировать как в оригинале, так и в переводе отрывки из статей, о которых идет речь в ролике (п.1. ст. 1274 ГК РФ). 

Для этого нужно соблюдать несколько правил: 

  • Указывать имя автора, название статьи, источник заимствования. 
  • Объем должен быть оправдан целью цитирования. То есть процитировать всю статью нельзя.

Статью по социальным, религиозным, экономическим или политическим вопросам можно воспроизвести целиком, если такое воспроизведение не было специально запрещено автором или иным правообладателем. Разумеется, со ссылкой на источник и автора. (п.3 ст. 1274 ГК РФ). 

2. Музыкальные произведения являются объектом авторского права. По общему правилу, их использование без согласия автора/правообладателя запрещается как в коммерческих, так и в не коммерческих целях. При этом не имеет значения, в каком объеме был скопирован отрывок песни. Нарушением будет воспроизведение как пяти секунд, так и всей композиции. 

Какие варианты тут есть: 

  • Попытаться обмануть Content ID. В сети есть разные предложения на этот счет. На мой взгляд, выглядит это несерьезно, и в решении проблемы вряд ли поможет. 
  • Заключить договор с представителями правообладателей. В РФ таковым принято считать Российское авторское общество. На их сайте есть соответствующее предложение. Правда придется приложить немало усилий, чтобы выяснить, какой именно договор и в каком объеме вам понадобится заключить — меня за полчаса звонков перекидывали на четырёх разных специалистов, последний из которых обещал перезвонить. Пока жду. 
  • Заключить договор с правообладателем напрямую. Возможно, это будет быстрее, проще и дешевле. Не исключаю вариант, при котором правообладатель, узнав о цели использования музыки, предоставит разрешение бесплатно.
0
13 комментариев
Написать комментарий...
Рунетлекс

Update. Удалось договорить с РАО, там все проблематично. Для кафе они могут дать общую лицензию на все произведения, с кем у них заключен договор. В рассматриваемом случае так не получится. Только конкретная лицензия с перечислением треков, которые можно использовать. То есть очень криво. Им самим от этого не радостно, но как есть. Лучше уж тогда free music :)

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав

Павел, огромное спасибо за труд, он очень помог:)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вячеслав Мацнев

А что насчёт покупки музыки на сервисах типа AudioJungle.com?

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс

Наверное имеет право на жизнь, главное текст лицензии перед покупкой изучить. Чтобы она позволяла использовать произведение в коммерческих целях.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Хорошавин

А сколько нынче стоит лицензия у РАО на использование песни или ее части в ролике? Понятно что цены могут разнится, но хотя бы в среднем или на каком нибудь примере?

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс

Ничего конкретного по этому поводу не могу сказать. Надо звонить и узнавать. Вообще их профиль как уже писал выше - лицензии "на все". http://www.rao.ru/index.php/kontakty

Просите соединить с сотрудником по имени Анжела, очень грамотно объясняет.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хорошавин

Ну на такой профиль денег не наберешь, уж не три рубля же хотят наверняка. )) … особенно какому нибудь блогеру школьнику, для своего ролика про то как его кошка рожала.
Узнавать самому не тянет, необходимости нет, и часами по меж-городу звонить тоже.

Если кто все-же "знает цены"- поделитесь инфой. ;)

Ответить
Развернуть ветку
Marat Gilyazov

Если говорить все же о "лицензии на все" для кафе, то там есть прайс-лист на сайте: http://www.rao.ru/index.php/polzovatelyam/baram-i-restoranam

Цена зависит от типа заведения и количества посадочных мест, для кафе на 1-20 мест получается (35руб.*кол-во мест) в месяц. Довольно скромно, ожидал увидеть неподъемные суммы.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Качанко

РАО не занимается выдачей лицензий на использование в аудио / видео роликах. Как правило, специалист РАО может дать контакты правообладателя для связи и заключения договора. Далее - цены договорные и зависят от аппетитов конкретного правообладателя и надо сказать во многих случаях могут отказаться от заключения договора (или дать заведомо неподъемный ценник), если не понравится рекламируемый товар/услуга. По ценам на мировые хиты: насколько я помню Nike заплатила за лицензию использования в рамках рекламной кампании It's raining men (Geri Halliwell) более 500 000 долларов. Цены разнятся от 10 000 до 1 000 000 долларов в зависимости от рекламной кампании http://www.ascap.com/Home/Music-Career/articles-advice/ascapcorner/corner14.aspx

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег Качанко

Далеко ходить, тем более "обманывать" Content ID нет особой необходимости. Есть отечественный объемный ресурс ЗВУКОБАЗА - zvukobaza.ru

Все фонограммы авторские, мы - правообладатели, указаны реальные авторы, реальные имена композиций (в отличие от перекупщиков и бирж/стоков контента, где сайт ответственности за размещенный товар НЕ несет изначально!).
База постоянно пополняется.

Договор заключается в полном соответствии с ГК, в письменном виде.

"Проблему" с Youtube разрешаем достаточно просто - фонограммы заведены в систему Content ID заранее, мы при покупке делаем whitelist youtube канала покупателя. Подробнее: http://www.zvukobaza.ru/docs#youtube

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Filinsky

У Vimeo есть специальная база в том числе с бесплатными звуковыми дорожками: https://vimeo.com/musicstore/
Причем удобно по типу лицензии фильтровать можно.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1CV.EU

Лучшие вакансии в Европе http://edelweissconsulting.de/jobs.html

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Вахненко

audiojungle - не дорого и легально (музыка и звуки)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда