От депо до гаражей: как АО «ФПК» продает сотни объектов недвижимости на «Авито»
После открытия магазина недвижимости «Федеральной пассажирской компании» на «Авито» количество торгов по продаже непрофильных активов организации увеличилось на 11%, а реализация — на 115%. Как с помощью платформы удалось привлечь покупателей, рассказывает заместитель генерального директора – главный инженер АО «ФПК» Михаил Поярков.
АО «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК») — дочернее общество ОАО «РЖД». В 2010 году организация владела 3,2 тысячами объектов недвижимости, нужными для производства. Среди них были и крупные имущественные комплексы пассажирских вагонных депо, и отдельные вспомогательные пространства: гаражи, склады, административные здания.
Чтобы оптимизировать бизнес-процессы, АО «ФПК» определяет непрофильные активы в портфолио и продает. Это происходит по одноименной программе. На начало 2023 года реестр непрофильных активов организации включал 140 лотов недвижимого имущества, в том числе в депрессивных районах с низким спросом на коммерческую недвижимость. Им нужно было найти покупателей.
Открытие магазина недвижимости и подготовка объектов
Для продвижения до 2023 года использовали преимущественно наружную рекламу, объявления в газетах, теле- и радиоэфирах, а также собственные ресурсы компании. Чтобы лучше искать покупателей и привлекать их к торгам, в мае прошлого года АО «ФПК» зарегистрировало собственный магазин недвижимости на «Авито».
Выбор в пользу платформы сделали благодаря известности и высокой посещаемости — ежемесячный размер аудитории на тот момент составлял более 30 млн пользователей. Это больше, чем у конкурентов.
Далее команда АО «ФПК» подготовила объявления о каждом объекте:
- Фото в нескольких ракурсах снаружи, снимки внутренних помещений, поэтажные планы и схемы проезда к объектам из карт «Яндекса».
- Текстовые описания, которые включали информацию о состоянии объектов, коммуникациях, наличии подъезда, заключенных договорах с коммунальными службами и о других нюансах. Например, поскольку многие объекты размещались в полосе отвода железных дорог, потенциальные покупатели задавали вопросы о том, как распоряжаться такой землей: можно ли проводить на них строительство и так далее.
Продвижение и результаты работы
На «Авито» компания подключила тариф «Максимальный», в который входят размещение 110 объявлений и 110000 бонусов на услуги продвижения. Благодаря этому объекты выделялись в ленте, а количество посещений, сохранений в «Избранное» не падало спустя несколько дней после размещения. Просмотры также росли на 30-40% по сравнению с обычными объявлениями без продвижения. Сверх пакета услуги не покупали.
Объявления АО «ФПК» о продаже и передаче в аренду объектов недвижимости на «Авито» с мая 2023-го и до конца года просмотрели свыше 152 тысяч раз. Более 2 тысяч пользователей проявили активный интерес, обратившись за предоставлением дополнительной информации.
«Главный результат запуска нашего магазина недвижимости на «Авито” — рост продаж. Если в 2022-м году по итогам порядка 200 торгов было заключено 32 договора купли-продажи, то в 2023 году в результате 220 торгов реализовано 69 лотов, включавших 161 объект недвижимого имущества. Таким образом, количества торгов выросло на 11%, а реализация увеличилась на 115%. Мы склонны связывать это в том числе с расширением круга приобретателей за счет платформы »Авито Недвижимость”», — поделился заместитель генерального директора – главный инженер АО «ФПК» Михаил Поярков.
«В среднем по России спрос на коммерческую недвижимость в 2023-м вырос на 8% за год: помещениями свободного назначения стали интересоваться на 13% чаще, офисами — на 9%, складами — на 18%. Получается, что решение открыть свой магазин недвижимости партнерами из АО “ФПК” на нашей платформе попало на благодатную почву восходящего тренда на рынке и было очень своевременным. В том числе поэтому использование инструментов продвижения объявлений помогло добиться таких хороших результатов», — прокомментировал Олег Изотов, руководитель категории коммерческой недвижимости на «Авито».
Реализовать удалось объекты разного формата по всей России. Среди них — пять крупных производственных комплексов, включающих до 40 объектов недвижимости. Например, депо площадью до 9 тысяч квадратных метров или бывшие билетные кассы. Продавались и небольшие лоты: компактные склады, гаражи, помещения административного и свободного назначения. Новые владельцы открыли в них мастерские, пекарни, офисы и другой малый и средний бизнес.
География продаж также максимально обширная: это и объекты в крупных промышленных центрах, таких как Барнаул, Омск, Ижевск, Новороссийск, и в небольших городах, например, Северо-Кавказского ФО (Невинномысск, Минеральные воды, Крымск, Тимашевск). Успешные продажи были и в городах ЦФО: Тамбове, Липецке, Иванове, Орле, Сызрани и других локациях.
Отдельно стоит выделить продажу крупного имущественного комплекса в городе Шимановск Амурской области — это достаточно депрессивный с точки зрения спроса на коммерческую недвижимость регион, где долгое время не удавалось найти покупателя.
Благодаря продвижению на «Авито» объем непрофильных активов компании существенно снизился: со 140 лотов на начало 2023 года до 60 лотов в 2024-м. Организация планирует и дальше использовать инструменты платформы, а также повышать эффективность продаж, чтобы реализовать оставшиеся объекты.