{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Как ставить задачу на исследование, чтобы быстрее получить результат

Привет! Меня зовут Таня Чернявская, я руководитель продуктовых исследований в Авито Товарах. В этой статье расскажу, как мы научились ставить задачи на исследования так, чтобы сократить time-to-market наших продуктов. Объясню, почему исследования вообще могут затягиваться и как постановка задачи влияет на скорость и качество принятия решений.

Материал будет полезнее всего продактам и другим менеджерам, которые часто заказывают исследования у коллег и подрядчиков или проводят их самостоятельно.

Почему исследования проходят не так, как нужно

Представим ситуацию: вы заказали исследование, долго ждали результат и наконец получили его. Смотрите и понимаете — всё это вы и так уже знали или вам не хватает деталей и ответов на конкретные вопросы, чтобы принять решение.

Знакомо? Если такое случается часто, то это проблема: команда тратит много времени на исследование, а получает бесполезные результаты или вообще работает в стол, увеличивая time-to-market продукта.

Главные боли заказчиков исследований

Давайте разберёмся, почему это происходит.

Как правило, исследование состоит из такого набора этапов: постановка задачи → подготовка → проведение → анализ результатов → принятие решений. Ошибки и сложности могут возникнуть на любом этапе, но в статье я хочу сфокусироваться только на первом — постановке задачи. По опыту я знаю: чем раньше в процессе допущена ошибка, тем дороже она обходится.

Вот самые распространённые проблемы на первом этапе:

Команда не до конца понимает, какие цели перед ней стоят, как они соотносятся с целями компании и чем именно может помочь исследование.

Исследование проводится сильно заранее, и его результаты точно не будут использовать сразу.

Команда заходит в исследование без конкретных вопросов и гипотез.

Команда не соотносит риски отсутствия исследования с затратами на него.

Информация, которая уже есть на руках, не проработана: мы не знаем, какие из вопросов исследования действительно важные и новые, а на какие можно ответить, хорошо покопавшись в имеющемся материале.

Как разобраться с этими проблемами или как минимум выявить их до начала исследования? Одно из решений, которое хорошо зарекомендовало себя в Авито — это бриф.

Из чего состоит наш бриф на исследование

Бриф для нас — это чек-лист по проработке качественного старта и структура постановки задачи. На подготовку и оформление брифов нужно тратить силы, но по моему опыту они окупаются многократно.

Фрагмент нашего брифа

💡 В каком инструменте создать бриф

Чаще всего мы пишем брифы в Google Docs, но для этого подойдёт любой инструмент — например, Confluence или Notion. Я советую создавать брифы там же, где вы будете хранить результаты исследований — так будет удобнее.

Я бы разделила пункты брифа на две группы:

Базовые вопросы, без которых проведение рисёрча вообще невозможно. Это, например, вопросы о целях бизнеса и целевой аудитории исследования.

Вопросы, которые влияют на скорость исследования. Они выделены фиолетовым на картинке ниже:

В брифе две группы вопросов: первые нужны, чтобы собрать базовую информацию, а вторые помогают ускорить исследование

Какие пункты брифа больше всего влияют на скорость

Теперь подробно пройдусь по вопросам брифа, которые позволяют сократить время исследования.

Что уже известно команде. Прежде чем начинать рисёрч, важно изучить существующую информацию, например, аналитику, обращения в саппорт, отзывы на продукт и предыдущие исследования. Пообщайтесь с сотрудниками и прислушайтесь к сторонним экспертам — может оказаться, что ответы на ваши вопросы уже известны или лежат на поверхности.

🎯 Что это даёт. Анализ имеющейся информации позволит вам сфокусироваться на поиске новых инсайтов и не исследовать то, что вы уже знаете.

⏲ Почему ускоряет процесс. Исследователи не будут делать лишнюю работу. Например, смогут сократить длительность интервью или количество респондентов, если окажется, что у вас уже есть информация о части сегментов.

Как должен выглядеть результат. Решите, что будет для вас плохим и хорошим итогом исследования. Плохой исход описать сложнее, но я советую не пренебрегать им — он позволит лучше синхронизировать ожидания.

Заодно рекомендую подумать, какие у вас есть пожелания по формату упаковки и кто ещё будет пользоваться результатами исследования. Это поможет рисёрчерам понять, как лучше представить работу и какие артефакты создать по ходу процесса.

🎯 Что это даёт. Заказчик и исследователи могут заранее определить, какой минимально приемлемый результат устроит обе стороны.

⏲ Почему ускоряет процесс. Вы сократите время исследователей на подбор формата упаковки и создание избыточных артефактов. Они уже на берегу будут знать, как лучше представить команде результаты.

Почему важно заранее обсудить образ результата: табличку с ответами на вопросы справа собрать гораздо быстрее, чем нарисовать CJM слева

Какие сроки и ресурсы. Здесь важно честно обозначить, когда вы хотите начать исследование и получить результаты. А ещё — чем готовы пожертвовать, если что-то пойдёт не так.

🎯 Что это даёт. Так исследователи заранее будут знать, чем можно пренебречь, чтобы точно уложиться в срок.

⏲ Почему ускоряет процесс. Исследователи смогут лучше распоряжаться ресурсами. Например, сократить количество и продолжительность интервью или повысить скорость обработки результатов, чтобы успеть вовремя.

💡 Чем обычно можно пренебречь

Вот ещё несколько аспектов, которыми можно пренебречь, если исследование важно провести быстрее:

⏳ Методология. Можно не идти в сложные методы вроде дневниковых исследований и придумать, как получить достаточные данные проще, быстрее и дешевле.

⏳ Количество респондентов и требования к ЦА. Чем запросы сложнее, тем дольше будет работать рекрут.

⏳ Глубина обработки и качество упаковки результатов. Если содержание важно получить быстро, формой можно частично пренебречь.

Как будем применять результат. Определите, какие решения и как именно зависят от результатов исследований. Пропишите, какие конкретные шаги предпримете сразу после рисёрча, например, что измените в продукте.

🎯 Что это даёт. Исследователь и команда смогут убедиться, что от результатов исследования зависят конкретные решения, и на их внедрение достаточно ресурсов.

⏲ Почему ускоряет процесс. Этот вопрос спасает от исследований «про запас», когда понятно, что бэклог разработчиков не позволит реализовать изменения сразу. Обычно это значит, что когда у разработчиков появятся ресурсы, исследование придётся проводить повторно, потому что данные устареют.

Что будет, если мы не проведём исследование. Здесь важно понять, что мы не сможем сделать без проведения рисёрча и какие риски нам придётся принять.

🎯 Что это даёт. Ответ поможет убедиться, что цена ошибки или отказа от исследования точно выше затрат на него.

⏲ Почему ускоряет процесс. Это отсекает необязательные исследования и выявляет ситуации, когда проще сделать и посмотреть, что будет, чем тратить силы на рисёрч.

Антикейс — как бывает, если работать без брифа

Свою форму брифа мы разработали на основе многочисленных шишек. Их можно проиллюстрировать цитатами из реальных постановок задач на исследования:

  • «поюиксить прототипы»,
  • «чекнуть на юзабилити»,
  • «поговорить с пользователями»,
  • «покасдевить»,
  • или «провести лабу».

Расскажу о случае из опыта. Однажды нам поставили задачу примерно так, как в списке выше. Не разобравшись в деталях, мы не понимали, что нам уже известно, а что — нет, какая информация наиболее важна и какие требования есть к ЦА. Вот во что это вылилось:

  • Слишком долго искали респондентов, но всё равно не совсем попали в ЦА.
  • Получились неоправданно длинные интервью — половину вопросов задавали мимо и не раскапывали важные детали.
  • Пришлось провести вторую серию интервью, чтобы собрать недостающие данные.
  • Потратили много времени на красивую, но необязательную упаковку результатов.

В итоге задержали time-to-market на 2 недели.

Кратко: как поставить задачу исследователям, чтобы быстрее получить результат

В Авито мы создали бриф, который служит структурой для качественной постановки задачи. Часть его этапов помогают ускорить исследование, вот основные из них:

Изучите информацию, которая у вас уже есть — может оказаться, что ответы уже известны или лежат на поверхности. Это избавит исследователей от лишней работы, например, они смогут сократить количество респондентов, если о части ЦА вы уже всё знаете.

Определитесь с образом результата, подумайте, кто ещё будет им пользоваться и какие есть пожелания по формату упаковки. Так вы сократите время исследователей на создание избыточных артефактов.

Обозначьте, когда вы хотите получить результаты и чем готовы жертвовать, если что-то пойдёт не так. Тогда исследователи смогут лучше распоряжаться ресурсами, например, выбрать более простую методологию.

Определите, какие решения зависят от результатов исследования и проверьте, что у вас есть ресурсы на эти решения. Так у вас не будет исследований «про запас», когда понятно, что у разработчиков нет времени сразу внедрять изменения.

Проверьте, что цена ошибки или отказа от исследования точно выше затрат на него. Иногда проще сделать и посмотреть, что будет, чем тратить силы на рисёрч.

Можете оттолкнуться от нашего брифа, чтобы составить свой — смело меняйте вопросы и формулировки. Качественных вам исследований!