Azoft
82

Работа на аутсорсе vs в продуктовой компании — куда пойти программисту

В закладки

Чем работа программиста на аутсорсинге отличается от его работы в продуктовой компании? А чем она похожа на неё? Решили поделиться мнением Azoft насчет продуктовых и аутсорс компаний, изучив их особенности в ходе многолетней работы.

“Все IT-компании похожи, как братья, везде разработчики пишут код”. Согласны ли вы с этим? Нет? И правильно!

Размытое представление об этом имеют только люди, которые далеки от разработки. Программисты по опыту знают, насколько разные IT-компании приглашают их на работу. Это может быть компания с двадцатилетним стажем работы или недавно созданный стартап, международный или локальный бизнес, работа на аутсорсе или работа в продуктовой компании. Последнее сравнение используется часто, поскольку показывает выраженные различия и сходства.

Прочитав нашу статью, вы лучше увидите разницу между разработкой продуктов и выполнением проектов и поймете, что вам больше подходит.

Вспомним базовые понятия

Аутсорсинговая IT-компания продает услуги разработки программного обеспечения на заказ и реализует разноплановые продукты для клиентов. Заказчики платят за готовый результат, который выполнен в рамках фиксированного ТЗ.

Продуктовая компания разрабатывает авторский IT-продукт или группу продуктов (приложения, сайты, антивирусы) и получает прибыль с них. Как правило, продукты находятся в собственности компании, как минимум, на 51%. Продукт использует один набор либо линейку технологий в течение длительного времени.

В центре внимания аутсорс компании — грамотное управление проектами заказчиков, ограниченное сроками и бюджетом.

В центре внимания продуктовой компании — эффективное управление своими продуктами (поэтапная разработка, продвижение среди пользователей и развитие).

Говоря про аутсорс и продуктовые компании, противопоставляют проекты и продукты и подходы к работе, возникающие на этой основе. Давайте рассмотрим cходства и различия компаний двух типов и глубже изучим особенности.

Можно ли выделить сходства в работе над проектами и продуктами?

Да, и их гораздо больше, чем кажется.

Разработка программного обеспечения производится по схожим процессам и концептам.

Зарекомендовавший себя Agile-подход может использоваться в компаниях обоих типов. На проектах он будет сопровождаться более строгим ограничением по числу часов и бюджету, чем при разработке продуктов.

И аутсорс, и продуктовые компании учитывают пожелания клиентов и стремятся наладить многолетнее сотрудничество с ними.

Разработчики на аутсорсе могут годами создавать проекты для постоянного клиента, относясь к ним не менее внимательно, как их коллеги из продуктовой компании к своим продуктам. Так, Azoft более 10 лет сотрудничает с компанией Effective Coverage и помогает клиентам обслуживать систему онлайн-страхования.

И продуктовые компании, и аутсорс могут иметь большой штат сотрудников и значительную прибыль.

Бизнес, “собранный на коленке” и небольшие команды больше не считаются уделом аутсорса. К примеру, Luxoft — одна из самых крупных по численности сотрудников IT-компания мира, ее штат приближается к 13 тысячам человек, но она сконцентрирована не на внутренних проектах, а на внешних.

Командная работа и ориентир на потребности конечных пользователей стали ценностями, близкими и разработчикам продуктов, и проектным командам.

Если же говорить про высокие зарплаты для программистов и приятные “плюшки”, они давно считаются “правилом хорошего тона” для любых IT-компаний.

А в чем заключается разница:

  • Сроки задач и отношение к времени

На аутсорсе сроки задач определяются условиями соглашения с клиентом. Заказчик платит за итоговый результат работы и не готов изменить дату релиза и бюджет без веского основания. Разработчики зачастую ведут почасовой трекинг рабочего времени.

В продуктовой компании сроки выполнения задач тоже играют роль, но они не так жестки, как на аутсорсе. Конечно, если медлить с выводом продукта на рынок или его обновления, это негативно отразится на бизнесе. Руководство компаний выставляет привязанный к срокам KPI менеджерам и/или команде и следит за его исполнением.

Временные рамки задач определяются не внешними обязательствами, а, скорее, внутренними задачами (планом пиар-кампании, исследованием рыночных показателей, требованиями эффективности).

Широко распространено мнение, что на аутсорсе разработчики теряют в зарплате из-за простоев, когда у команды мало заказов. От подобных моментов никто не застрахован, но далеко не в каждой компании это время не оплачивается. Так, в Azoft сотрудникам гарантируют 40-часовую загрузку в каждую неделю. Если у разработчика нет задач по внешним проектам, ему организуют внутреннюю загрузку или обучение.

  • Зависимость бизнеса от конкретных продуктов

Процессы в продуктовой компании заточены под выпускаемые решения и зависят от их успешности на рынке. Если ключевой продукт провалится, компания потеряет главный источник прибыли, а если он “выстрелит” — станет легендой. Часто подобный бизнес сфокусирован на одной отрасли, например, на банковской. Доходы компании напрямую зависят от ситуации на профильном рынке.

Аутсорс меньше зависит от успеха конкретного приложения. Он сотрудничает с клиентами из разных отраслей, может выполнять и госзаказы. Длительное партнерство ценится, но не становится обязательным условием. Если какой-то рынок просел, можно уделить больше внимания поиску других заказов. Например, Azoft работает с клиентами из телекоммуникации, логистики, медицины, финансовой отрасли, образования, искусства.

  • Корпоративная культура и интересы сотрудников

Если компания выпускает продукты для музыкального рынка, сотрудники должны быть глубоко погружены в процессы этого рынка. Специализация накладывает ощутимый отпечаток на интересы людей и корпоративную культуру внутри компании.

В аутсорсе культура формируется вне привязки к одному из проектов. Разработчики в команде могут иметь не пересекающиеся интересы и увлечения. В нашем коллективе есть и фотографы, и путешественники, и музыканты, и спортсмены. Клиенты со всего мира позволяют команде знакомиться с разными культурами, стилями коммуникации, подходами к процессам.

  • Возможность сменить проект либо специализацию

Продукт предполагает узкую специализацию и эффект полного погружения в конкретную сферу. Конечно, глубокое знание отрасли ценится на рынке. Но тогда разработчику должна устойчиво нравиться сфера, в которой развивается продукт. Если он устанет от постоянного вращения в ней, чтобы изменить профиль, будет вынужден уволиться из компании. Даже, если остальные условия работы его устраивают.

На аутсорсе программист чаще сталкивается с режимом многозадачности и должен более гибко переключаться между проектами. Когда заказов много, и все — небольшие, он может потерять чувство причастности к ним (“эффект конвейера”).

Если разработчик устал от конкретного направления (например, от банковских или страховых приложений), может начать работу над другим проектом или обучиться новым технологиям. Сегодня он делает мобильный кабинет для интернет-провайдера, а завтра — виртуальную примерочную с AR. Middle-разработчикам проще расти профессионально, пробуя силы в разных задачах и сферах. Ниже вероятность столкнуться с легаси и устаревшими технологиями. Можно получить широкую отраслевую и технологическую экспертизу.

Некоторые разработчики считают, что качество кода в продуктовых и аутсорс компаниях неодинаково. Мы с этим не согласны.

Где бы вы ни работали, качество кода определяют люди, которые его пишут. Это вопрос качества работы и времени, выделенного на производство. На разработке продукта может плохо отразиться устаревший legacy код, который пишется годами. Чтобы внедрить новую идею, сотрудник должен согласовать идею с широким кругом коллег и заручиться их поддержкой. Так немало инициатив теряется ещё до реализации. Это демотивирует команду.

А если идея и будет принята, возникает угроза, что из-за любого “новаторства” в коде даже основной функционал приложения перестанет работать. Подобные сложности случаются и на аутсорсе, но реже и не настолько масштабно. Это связано со сроком работы по проектам.

Кому больше подойдет аутсорс, а кому — работа в продуктовой компании?

Аутсорс дает возможность поработать в команде под присмотром опытного наставника, поучиться незнакомым технологиям и собрать внушительное портфолио. Программисты могут быстрее расти профессионально за счет активного обмена знаниями с коллегами.

Проекты, полученные от клиентов с разным профилем, предполагают меньше однообразия, чем разработка конкретного продукта. Они могут заметно отличаться по тематике и сложности.

Здесь есть, куда расти в карьерном плане. Разработчик может как прокачивать навыки владения технологиями, так и, если есть желание, попробовать себя в “смежной роли” — перейти в позицию техлида, тимлида, PM.

Работа в продуктовой компании больше подходит тем, кому комфортно, когда задачи планируются централизованно, и переключение между ними происходит более плавно. Программист может участвовать в разработке на всех этапах создания продукта. Он погружен в контекст одного решения, а не распределяет внимание между многочисленными проектами.

Продуктовую компанию, как правило, характеризуют акцент на традиции в коде и четкие правила работы с продуктом. Это определяет выбор технологий и подход к процессам.

В компании этого типа можно поучиться: лучше понимать запросы конечных пользователей, получить опыт взаимодействия со сложившейся командой, понять, как в ней отлажены процессы, стать востребованным узкоспециализированным специалистом.

Какую компанию вы бы ни выбрали, мы желаем с теплом и вниманием относиться к своему делу. Пусть создаваемые вами продукты и проекты изменяют мир к лучшему!

Автоматизируем бизнес-процессы и разрабатываем приложения.
{ "author_name": "Azoft", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0438","\u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0430","\u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","\u043f\u0440\u0438\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435","\u043c\u043e\u0431\u0438\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435\u043f\u0440\u0438\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435","\u0430\u0443\u0442\u0441\u043e\u0440\u0441\u0438\u043d\u0433","\u0430\u0443\u0442\u0441\u043e\u0440\u0441","project","product","azoft"], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "azoft", "id": 127948, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Fri, 22 May 2020 13:52:56 +0300", "is_special": false }
Альфа-Капитал
«Альфа-Капитал» трансформировалась в цифровую компанию
О том, как это было, рассказывает первый заместитель генерального директора УК «Альфа-Капитал» Юрий Григорьян.
Объявление на vc.ru
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир