Железный занавес для бизнеса – есть ли перспективы у компаний-нерезидентов в РФ?
Россия постоянно сталкивается с политическими вызовами, и каждое громкое событие отражается на отношении иностранных компаний и инвесторов. Поговорим о том, что ждет иностранный бизнес на российском рынке.
Рынок волнуется раз, рынок волнуется два
Из-за санкций, волатильности рубля и нефтяных войн Россия регулярно откатывается назад в рейтинге потенциально интересных рынков, часто оказываясь на одном уровне с КНДР, Кубой, Северной Кореей, Ираном. Но потом, на фоне потепления международных отношений, снова воспаряет вверх и появляется на радарах вместе с рынками развивающихся стран Азии, Латинской Америки и Африки. Качели не прекращаются.
Первый раз с конца 90-х отношение зарубежных стран к ведению бизнеса с Россией изменилось в связи с присоединением Крыма.
Тогда крупные развивающиеся компании (Amazon, Booking.com, Facebook и другие), которые планировали масштабироваться на российском рынке, столкнулись с влиянием политики – они не хотели связываться с Россией. Через несколько лет бизнес-интересы взяли верх.
Другим крупным событием, которое снова отдалило иностранные компании от российского рынка, стало принятие законопроекта, обязывающего иностранные интернет-компании хранить персональные данные россиян только на серверах в России. В результате, зарубежные компании, продающие свои услуги на территории России (в том числе авиабилеты, товары народного потребления и соцсети), должны были или открыть свои представительства для хранения данных россиян, или иным образом решить вопрос хранения данных.
Показательной стала ситуация с LinkedIn. В 2016 году соцсеть обвинили в нарушении правил хранения данных и заблокировали, на что они отреагировали отказом выходить отдельно на российский рынок, мол, кому нужно – продолжит пользоваться услугами компании.
Тогда еще мировая практика в этом вопросе была недостаточной (например, не был принят GDPR – постановление о защите персональных данных граждан ЕС), и у нерезидентов просто пропало стремление вести бизнес в России. В короткие сроки построить всю инфраструктуру и собственные хранилища данных в другой стране было экономически невыгодно, не хватало ресурсов.
В 2016-ом году наступил короткий период «оттепели» в санкциях против России, которого, конечно, было недостаточно для реабилитации отношений иностранного бизнеса с местным рынком.
Затем вводились новые санкции, и многие зарубежные компании даже не вникали в суть ограничений. Работать было возможно и с российскими компаниями, и с российскими банками, но руководители крупных международных компаний по типу Facebook, Asos, iHerb, Tencent не хотели разбираться, Россия под санкциями – значит не надо с ней работать.
Тем более, когда мы говорим о крупных бизнесах, то у них есть стабильная аудитория в России, которая регулярно совершает покупки. Им нет смысла направлять в РФ дополнительные ресурсы, когда есть выбор среди рынков Индии, Китая или Бразилии. Лишь для немногих зарубежных компаний российский рынок входит в топ-10 по критериям выручки и числу покупателей. И то, из-за колебаний рубля рынок часто смещается в топе на нижние строчки.
Еще одним новейшим потрясением для рынка стали точечные ограничения центрального банка России для некоторых платежных сервисов, работающих с нерезидентами. Из-за таких ограничений, они были вынуждены временно прекратить расчеты с зарубежным компаниями, что несомненно плохо сказалось на отношении к российскому рынку и привело к его очередной деприоритизации с точки зрения международных компаний.
Крупнейшие платежные агрегаторы, которые обслуживают международных гигантов вроде Booking.com и AirBnB, только-только начали работать с локальными партнерами и банками в России, отстроили процессы, построили планы дальнейшего партнерства и развития, как всё сломалось. В итоге, они сделали вывод, что российский рынок – все еще нестабильный и непредсказуемый, и тратить на него ресурсы в ближайшее время нет смысла.
Когда угрозы становятся возможностями
Даже несмотря на такую обстановку, сквозь все эти регуляторные фильтры в Россию «просачиваются» иностранные бизнесы. Например, представители мировой индустрии онлайн-игр никогда не боялись сложностей, ведь российский рынок видеоигр и киберспорта занимает 11-ое место в мире и 5-ое в Европе по объему, а аудитория российских геймеров составляет около 50 млн человек. Для России адаптируются продукты на русском языке, который, кстати, входит в тройку самых популярных языков на лидирующей игровой платформе Steam.
Стабильно развивается индустрия e-commerce, в первую очередь, благодаря китайским флагманам, таким как Alibaba. Те же iHerb в итоге все же решили работать в России и успешно наращивают пользовательскую аудиторию, сотрудничают с местными партнерами. Также активно развивают свой бизнес классифайд-сервисы, например, AirBnB.
Всем этим компаниям нужны платежные системы, и, соответственно, локальные платежные партнеры.
Сейчас задача российских банков и платежных посредников – объяснить западным партнерам, что в России работать можно. Да, правила игры изменились и стали более конкретными, но, при этом, вполне выполнимыми.
Рынок не накрывается железным занавесом от иностранных компаний, скорее уходит непрозрачность, то есть возможность бесконтрольного взаимодействия между иностранными и российскими платежными компаниями, а также банками, их обслуживающими.
Что важно знать компании-нерезиденту для того, чтобы работать в России:
- у иностранной компании обязательно должен быть партнер, у которого есть банковская лицензия в РФ;
- желательно, чтобы российский партнер не был в списке международных санкций. Сами по себе санкции не несут урон бизнес-отношениям, но крайне затрудняют расчеты через международные банки-корреспонденты;
- компания должна встать на налоговый учет в Федеральную Налоговую Службу как иностранная компания, получающая прибыль в России (поставить на учет, оформить документы и даже заплатить специальные налоги может помочь локальный партнер).
Для многих иностранных компаний эти правила приемлемы, и они готовы открывать в России свои представительства. Список нерезидентов, официально ведущих деятельность в РФ, постоянно расширяется – в нем уже около 2000 компаний.
Кроме того, банки-посредники и консалтинговые компании всегда готовы взять на себя оформление платежей нерезидентов, исчисление и перечисление налога в ФНС, оформление документации.
Выводы
Мировая практика показывает, что тренд на защиту странами своих digital-границ от международных компаний как бы компенсирует предыдущий тренд на глобализацию. Деглобализация, протекционизм – вот, на чем будет строиться пост-пандемийная эпоха мировой экономики.
Раньше страны не успевали за стремительной экспансией интернета, не успевали разрабатывать законы и технологии для защиты данных и прозрачности операций. Во всех сферах – начиная от бытовой, и заканчивая глобальными рынками, были и есть лазейки, серые схемы. Но постепенно люди начинают привыкать к тому, что за скачивание музыки, фильмов и книг нужно платить, что работая в другой стране, нужно платить налоги, даже за предоставление электронных услуг.
В будущем налоги перестанут быть тормозящим, отпугивающим фактором для нерезидентов, потому что станут нормой для большинства развитых стран. Времена, когда компания могла открыть головной офис в Ирландии, профит-центр на Сейшелах и не платить налоги нигде путем оптимизаций корпортаивной структуры – уходят. Регуляторам стран это невыгодно.
В США, например, двухуровневая система налогообложения – компания-нерезидент должна платить федеральный налог, а также, отдельно, платить налоги на уровне каждого штата. Страны ЕС тоже начинают защищать свои цифровые границы от иностранных IT–компаний.
Российский рынок в этом плане не отличается от других. Что касается внешнеполитических факторов, то и они не станут преградой, если речь идет о потенциально интересных для зарубежных инвесторов, растущих индустриях.