{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Железный занавес для бизнеса – есть ли перспективы у компаний-нерезидентов в РФ?

Россия постоянно сталкивается с политическими вызовами, и каждое громкое событие отражается на отношении иностранных компаний и инвесторов. Поговорим о том, что ждет иностранный бизнес на российском рынке.

Рынок волнуется раз, рынок волнуется два

Из-за санкций, волатильности рубля и нефтяных войн Россия регулярно откатывается назад в рейтинге потенциально интересных рынков, часто оказываясь на одном уровне с КНДР, Кубой, Северной Кореей, Ираном. Но потом, на фоне потепления международных отношений, снова воспаряет вверх и появляется на радарах вместе с рынками развивающихся стран Азии, Латинской Америки и Африки. Качели не прекращаются.

Первый раз с конца 90-х отношение зарубежных стран к ведению бизнеса с Россией изменилось в связи с присоединением Крыма.

Тогда крупные развивающиеся компании (Amazon, Booking.com, Facebook и другие), которые планировали масштабироваться на российском рынке, столкнулись с влиянием политики – они не хотели связываться с Россией. Через несколько лет бизнес-интересы взяли верх.

Другим крупным событием, которое снова отдалило иностранные компании от российского рынка, стало принятие законопроекта, обязывающего иностранные интернет-компании хранить персональные данные россиян только на серверах в России. В результате, зарубежные компании, продающие свои услуги на территории России (в том числе авиабилеты, товары народного потребления и соцсети), должны были или открыть свои представительства для хранения данных россиян, или иным образом решить вопрос хранения данных.

Показательной стала ситуация с LinkedIn. В 2016 году соцсеть обвинили в нарушении правил хранения данных и заблокировали, на что они отреагировали отказом выходить отдельно на российский рынок, мол, кому нужно – продолжит пользоваться услугами компании.

Тогда еще мировая практика в этом вопросе была недостаточной (например, не был принят GDPR – постановление о защите персональных данных граждан ЕС), и у нерезидентов просто пропало стремление вести бизнес в России. В короткие сроки построить всю инфраструктуру и собственные хранилища данных в другой стране было экономически невыгодно, не хватало ресурсов.

В 2016-ом году наступил короткий период «оттепели» в санкциях против России, которого, конечно, было недостаточно для реабилитации отношений иностранного бизнеса с местным рынком.

Затем вводились новые санкции, и многие зарубежные компании даже не вникали в суть ограничений. Работать было возможно и с российскими компаниями, и с российскими банками, но руководители крупных международных компаний по типу Facebook, Asos, iHerb, Tencent не хотели разбираться, Россия под санкциями – значит не надо с ней работать.

Тем более, когда мы говорим о крупных бизнесах, то у них есть стабильная аудитория в России, которая регулярно совершает покупки. Им нет смысла направлять в РФ дополнительные ресурсы, когда есть выбор среди рынков Индии, Китая или Бразилии. Лишь для немногих зарубежных компаний российский рынок входит в топ-10 по критериям выручки и числу покупателей. И то, из-за колебаний рубля рынок часто смещается в топе на нижние строчки.

Еще одним новейшим потрясением для рынка стали точечные ограничения центрального банка России для некоторых платежных сервисов, работающих с нерезидентами. Из-за таких ограничений, они были вынуждены временно прекратить расчеты с зарубежным компаниями, что несомненно плохо сказалось на отношении к российскому рынку и привело к его очередной деприоритизации с точки зрения международных компаний.

Крупнейшие платежные агрегаторы, которые обслуживают международных гигантов вроде Booking.com и AirBnB, только-только начали работать с локальными партнерами и банками в России, отстроили процессы, построили планы дальнейшего партнерства и развития, как всё сломалось. В итоге, они сделали вывод, что российский рынок – все еще нестабильный и непредсказуемый, и тратить на него ресурсы в ближайшее время нет смысла.

Когда угрозы становятся возможностями

Даже несмотря на такую обстановку, сквозь все эти регуляторные фильтры в Россию «просачиваются» иностранные бизнесы. Например, представители мировой индустрии онлайн-игр никогда не боялись сложностей, ведь российский рынок видеоигр и киберспорта занимает 11-ое место в мире и 5-ое в Европе по объему, а аудитория российских геймеров составляет около 50 млн человек. Для России адаптируются продукты на русском языке, который, кстати, входит в тройку самых популярных языков на лидирующей игровой платформе Steam.

Стабильно развивается индустрия e-commerce, в первую очередь, благодаря китайским флагманам, таким как Alibaba. Те же iHerb в итоге все же решили работать в России и успешно наращивают пользовательскую аудиторию, сотрудничают с местными партнерами. Также активно развивают свой бизнес классифайд-сервисы, например, AirBnB.

Всем этим компаниям нужны платежные системы, и, соответственно, локальные платежные партнеры.

Сейчас задача российских банков и платежных посредников – объяснить западным партнерам, что в России работать можно. Да, правила игры изменились и стали более конкретными, но, при этом, вполне выполнимыми.

Рынок не накрывается железным занавесом от иностранных компаний, скорее уходит непрозрачность, то есть возможность бесконтрольного взаимодействия между иностранными и российскими платежными компаниями, а также банками, их обслуживающими.

Что важно знать компании-нерезиденту для того, чтобы работать в России:

  • у иностранной компании обязательно должен быть партнер, у которого есть банковская лицензия в РФ;
  • желательно, чтобы российский партнер не был в списке международных санкций. Сами по себе санкции не несут урон бизнес-отношениям, но крайне затрудняют расчеты через международные банки-корреспонденты;
  • компания должна встать на налоговый учет в Федеральную Налоговую Службу как иностранная компания, получающая прибыль в России (поставить на учет, оформить документы и даже заплатить специальные налоги может помочь локальный партнер).

Для многих иностранных компаний эти правила приемлемы, и они готовы открывать в России свои представительства. Список нерезидентов, официально ведущих деятельность в РФ, постоянно расширяется – в нем уже около 2000 компаний.

Кроме того, банки-посредники и консалтинговые компании всегда готовы взять на себя оформление платежей нерезидентов, исчисление и перечисление налога в ФНС, оформление документации.

Выводы

Мировая практика показывает, что тренд на защиту странами своих digital-границ от международных компаний как бы компенсирует предыдущий тренд на глобализацию. Деглобализация, протекционизм – вот, на чем будет строиться пост-пандемийная эпоха мировой экономики.

Раньше страны не успевали за стремительной экспансией интернета, не успевали разрабатывать законы и технологии для защиты данных и прозрачности операций. Во всех сферах – начиная от бытовой, и заканчивая глобальными рынками, были и есть лазейки, серые схемы. Но постепенно люди начинают привыкать к тому, что за скачивание музыки, фильмов и книг нужно платить, что работая в другой стране, нужно платить налоги, даже за предоставление электронных услуг.

В будущем налоги перестанут быть тормозящим, отпугивающим фактором для нерезидентов, потому что станут нормой для большинства развитых стран. Времена, когда компания могла открыть головной офис в Ирландии, профит-центр на Сейшелах и не платить налоги нигде путем оптимизаций корпортаивной структуры – уходят. Регуляторам стран это невыгодно.

В США, например, двухуровневая система налогообложения – компания-нерезидент должна платить федеральный налог, а также, отдельно, платить налоги на уровне каждого штата. Страны ЕС тоже начинают защищать свои цифровые границы от иностранных IT–компаний.

Российский рынок в этом плане не отличается от других. Что касается внешнеполитических факторов, то и они не станут преградой, если речь идет о потенциально интересных для зарубежных инвесторов, растущих индустриях.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда