{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Финансовая грамотность, трейдинг и голосовые помощники. Как интересы зумеров влияют на развитие финтех-стартапов

Зумеры — первое поколение, выросшее в мире, где большинство процессов проходит в онлайне. Они выбирают общение в чатах, готовы платить за контент и выбирают нишевые продукты. В некоторых странах на поколение Z приходится 25% от общего населения. Я расскажу, каким будет мир в эпоху, когда зеты станут экономически активны, и как это повлияет на развитие финтех-стартапов.

Социальные изменения влияют на цифровые решения

Сегодня меняется сама парадигма экономического развития. 2020 и 2021 годы проходят в условиях пандемии коронавируса, и все политические и экономические события, происходящие как в России, так и в мире, отражаются на характере поколения. Более того, для людей, выросших в цифровую эпоху, многие действия в офлайне больше не имеют значения. Например, люди стали совершать больше онлайн-покупок и чаще пользоваться сервисами доставки, а личные встречи заменили видеозвонки. Финансовые услуги тоже попали в этот тренд, и теперь банку легче встретиться с клиентом в сети.

Когда речь идет про выбор зетами банковских и финансовых услуг, мы говорим исключительно про digital. Это влияет на продукты и бизнесы, которые будут появляться. Сегодня все услуги должны быть доступны на сайте и желательно в приложении. Это то, что сегодня делают «Тинькофф Банк», «Точка» и многие другие организации. В скором времени это станет основой финансового рынка для индивидуальных клиентов.

Например, сегодня мы видим тренд и запрос клиентов на мгновенную поддержку: когда задать вопрос банку и получить на него ответ можно сразу и в любом месте, используя онлайн-сервисы. С этой опцией пока справились не все банки. Особенно эта проблема видна на Западе, но она остается актуальной и для Азии, и для России.

Сегодня для многих финансовых организаций создание удобной цифровой службы поддержки становится одним из обязательных инструментов обслуживания. Зумеры общаются онлайн и ожидают такой же коммуникации с банком. Их не устроит робот, отвечающий в течение дня. Им нужно получить услугу здесь и сейчас. Тем не менее реализовать поддержку на основе искусственного интеллекта сегодня все еще сложно. Такие решения могут позволить себе далеко не все банки из-за высокой стоимости и сложности технологии. Поэтому работа живых операторов в среднесрочной перспективе будет оставаться востребованной. Должно пройти несколько десятков лет, чтобы боты могли общаться на уровне человека. Но уже сейчас это задает определенный уровень для развития финансовых сервисов.

Подобные изменения ориентированы не только на зумеров, но и на миллениалов, которые также большую часть жизни провели в цифровой эпохе. Они имеют те же боли и проблемы, что и зумеры, например, ярко выраженная интроверсия, когда люди не ищут личного контакта и не хотят отвечать на звонки. Им просто нужен продукт, в котором все есть. Поэтому во всем мире набирает обороты тренд на цифровые банки, которые предлагают услуги без взаимодействия с человеком. Более того, исследования показывают, что люди все чаще испытывают тревожность при личном общении. Для многих коммуникация в сети становится способом снизить уровень тревожности.

Мода на финансовую грамотность

Кроме того, мы наблюдаем огромный интерес общественности к теме личных финансов и инвестирования. В 2021 году Гугл провел исследование по поисковым запросам посетителей своего поисковика и YouTube, которое показало, что информация по этой теме все чаще появляется в интернете. Из-за спроса на такой контент появляется больше образовательных возможностей в сфере финансов.

Зумеры гораздо в большей степени заинтересованы в разумном управлении своими деньгами, нежели предыдущие поколения. Они понимают, что модель сбережений, которую использовали их родители, бесполезна. Зеты уделяют внимание инвестициям и тому, как заставить деньги работать, поэтому банковские вклады отошли для них на задний план.

Благодаря интересу молодых людей к вопросам финансовой грамотности, очень быстро растут сервисы, предоставляющие брокерские услуги. Сегодня мы видим эти примеры в России, когда, банки находят способы делать совместные инвестиционные продукты с разными компаниями и пытаются массово обучить людей финансовым инструментам. Набирают популярность обучение инвестициям, трейдингу и криптотрейдингу. Запрос нового поколения на получение знаний о работе на рынках очень серьезен, и финансовые организации ищут на него ответ в удобной и понятной форме.

Зумеры отличаются не только отношением к деньгам, но и к общественным отношениям. Если их родители выросли в обстановке доверия государству, то молодые люди ему не доверяют или испытывают апатию. Новое поколение считает, что работать и получать только зарплату — это модель, ушедшая в прошлое. Поэтому финтех-компании предлагают молодому поколению массу возможностей для заработка. Весьма вероятно, что среди стартапов конкуренцию могут выиграть те, которые предложат решения для работы с собственным капиталом.

Что станет со стартапами, которые вырастут благодаря зумерам?

Есть мнение, что сегодняшние нишевые сервисы пройдут цикл развития по кругу:

  • Сначала сервис привлекает много клиентов;
  • Получает большой охват на одном продукте;
  • Начинает добавлять в свой портфель услуги из других ниш;
  • Когда ты становишься большим — ты теряешь качество;
  • Появляются стартапы, готовые предложить этот же продукт, но в более качественной форме;
  • Люди переходят в новую компанию;
  • Сервис теряет основную аудиторию;
  • Бывший стартап становится крупным игроком.

В этой концепции у финтеха есть свой потребитель до того момента, пока он не станет крупным игроком.

В ближайшие 10-15 лет нас ждет переход к цифровым валютам и избавление от наличных денег, что сделает мир гораздо более цифровым, чем сейчас.

Тренд на финансовую грамотность и разумное обращение с собственным капиталом уже меняет банковскую сферу. Возможность дистанционного получения любой финансовой услуги, поддержка клиента с помощью искусственного интеллекта и понятные интерфейсы делают финтех-стартапы наиболее привлекательными и популярными у зумеров.

Сегодня можно прогнозировать бум таких сервисов и даже сказать, что некоторые из них превратятся в крупных игроков на рынке банковских услуг.

Стартапы будут развивать сферу, предоставляя новые, порой революционные решения для финансового сектора. Вероятно, будущие предприниматели также направят свой фокус на молодое поколение, но им будет уже поколение Альфа.

0
1 комментарий
Murat Podgoretskiy

Аня, спасибо за статью - очень своевременно!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда