БКС Мир инвестиций

Инвесторы-активисты — кто такие и на что способны

«Инвесторы-активисты» — в последнее время на фондовом рынке про них говорят все чаще. Рассмотрим, кто они и чем занимаются. Разберемся, нужно ли беспокоиться рядовому инвестору, если в его портфеле есть акции компаний, которые стали целью активистов.

Немного теории

Инвестор-активист — это физическое лицо или организация, которые получили значительную долю в публичной компании, чтобы повлиять на ее управленческие решения.

Пути влияния могут быть разными. Один из самых распространенных — вступление в совет директоров компании. На практике мишенью инвесторов-активистов становятся компании с большими затратами, неэффективным менеджментом и другими проблемами. Активисты полагают, что компанией можно управлять лучше — тогда финансовые результаты повысятся и акции будут расти.

На рынке США признаком того, что такой инвестор вступил в ряды компании, является подача формы 13D в Комиссию по ценным бумагам — раскрытие информации требуется при покупке 5% компании и более.

В России, в отличие от западных рынков, такая практика встречается крайне редко.

Что именно делают инвесторы-активисты

Инвестор-активист вкладывает в покупку акций собственные средства или привлеченные, например через хедж-фонд. Когда он приобретает долю в компании, то становится акционером-активистом и использует свои права влияния на бизнес как акционер.

Пример. У сельскохозяйственной компании есть 10 тыс. тракторов. При этом часть машин или земель не задействованы в работе. Мелкие инвесторы никак не могут повлиять на ситуацию, тогда за дело берется инвестор-активист. Он покупает долю в компании и начинает продвигать свои предложения на совет директоров: предлагает расширить площадь обрабатываемых земель или реализовать простаивающие активы, а из полученной прибыли увеличить дивиденды.

Инвестор-активист может вести диалог с менеджментом, предлагать переизбрать совет директоров, вносить официальные предложения для общего голосования акционеров, создавать давление со стороны СМИ и порой инициировать судебные разбирательства.

Это хорошо или плохо?

Основная цель активиста — корпоративные изменения. Но на практике они могут оказаться как позитивными, так и негативными. В лучшем сценарии активисты будут бороться за будущее компании, решать актуальные проблемы и провоцировать рост акций, который выгоден всем акционерам. В плохом сценарии активисты «захватывают» контроль для личной выгоды, а их действия могут причинить долгосрочный вред. Как итог — краткосрочная выгода для активиста и ухудшение перспектив компании.

Некоторые считают активистов «злом» для компании, подрывающим экономику и вредящим работе. Другие, напротив, видят в таких инвесторах «спасательную шлюпку».

Нужно понимать, что стратегия обычного розничного инвестора проста: купить дешевле — продать дороже. А стратегия инвесторов-активистов — спровоцировать рыночное движение. Цель одна — прибыль, методы и возможности разные.

В октябре 2015 г. влиятельное издательство The Wall Street Journal провело анализ 71 компании, где действовали инвесторы-активисты. Вывод: акции крупных компаний с поддержкой активистов чаще показывали результаты лучше рынка. Но были и печальные истории, например, банкротство энергетической компании Walter Energy.

Реальные истории

Карл Айкан — один из самых известных инвесторов-активистов, которого прозвали «корпоративным рейдером». С 1978 г. он начал занимать значительные, а иногда и ведущие должности в компаниях через свою фирму. Среди его целей были такие известные компании как Western Union, Viacom, Yahoo, Motorola, eBay, Apple и другие.

В 2015 г. Айкан призвал генерального директора Apple Тима Кука увеличить размер обратного выкупа акций, что компания и сделала.

Однако одно из самых нашумевших действий инвестор провернул с Trans World Airlines, входившей в четверку крупнейших авиакомпаний в США. В 1978 г. был принят закон о дерегулировании авиакомпаний, который способствовал запуску поглощений. TWA была выделена из своей холдинговой компании в 1984 г., Айкан купил ее в 1985 г., а через три года вывел в частную собственность после выкупа долгов. В 2001 г. TWA подала третье и окончательное заявление о банкротстве и была куплена American Airlines.

Джозеф Угурлиан не считает себя активистом и определяет себя как «активный менеджер». В 2014 г. он добился ухода генерального директора компании Nexans, участвовал в реструктуризации долга компании Solocal и делении долей в Parmalat. В 2019 г. Угурлиан попросил Suez пересмотреть стратегию и продать испанскую дочернюю компанию. В 2020 г. возглавил кампанию в СМИ против Arnaud Lagardere, виня руководство в плохом управлении группой.

Свежая история: Elliott Investment Management стремилась снять с поста генерального директора Twitter Джека Дорси — и это удалось 29 ноября 2021 г. Насколько эти действия хороши для компании, покажет время.

В середине ноября компания Mantle Ridge раскрыла свою долю в Dollar Tree. По данным источников, компания-активист планирует подтолкнуть акции к росту и улучшить работу торговой сети Family Dollar.

Выводы для инвесторов

• Инвесторы-активисты преследует ту же цель, что и вы — получение прибыли. За счет больших вложений и получения крупной доли у них появляется больше возможностей для влияния на компанию.

• Действия активистов могут привести как к позитивным, так и негативным изменениям. Если вы узнали, что в компании, акции которой есть в вашем портфеле, завелись активисты — следует держать ухо востро. Может возрасти волатильность и спекулятивная составляющая. Причем активист может так же быстро продать свои акции, что спровоцирует еще большие движения.

• Поспешных выводов делать не стоит. Нужно рассмотреть предложения активистов: они могут принести выгоду через увеличение дивидендов и программы обратного выкупа акций или дать импульсы для развития.

• Стоит изучать как выдвигаемые планы, так и личность самого инвестора-активиста. Понимание его философии поможет сделать верные выводы.

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Увеличение выручки для малого и среднего бизнеса без «танцев с бубном» и чёрной магии

Я распечатаю эту статью и съем в прямом эфире, а потом буду драить вашу сантехнику своей зубной щёткой, если вы не увеличите выручку минимум на 17,7%, применив эти элементарные инструменты

Смерти, миллиардные штрафы и поддельное банкротство: история детской присыпки Johnson & Johnson Статьи редакции

Компания годами скрывала, что в продукте есть асбест, который увеличивает риск развития рака. А для того, чтобы не платить миллиардные компенсации пострадавшим, создала «дочку» и объявила её банкротом.

Упаковка присыпки Johnson & Johnson. Источник: wikimedia.org
Я почистил снег перед зданием Центробанка в костюме жабы

Чтобы доказать серьезность своих намерений, я сделал тест-драйв: почистил от снега часть тротуара перед зданием ЦБ, на Неглинной, 12.

hh.ru усилил продуктовое направление новым составом топ-менеджеров

В hh.ru провели реорганизацию продуктового направления. В начале 2022 года на ведущие роли в продуктовый блок hh.ru вышли опытные российские менеджеры с богатой продуктовой экспертизой российских и зарубежных технологических компаний, а в ближайший год компания планирует нанять свыше 100 сотрудников разного уровня в продуктовое развитие и…

Что посмотреть про ИТ в TikTok? Рассказываем, как снимаются шутки про работу айтишников

Делимся кейсом: как найти свою аудиторию в TikTok и зачем это нужно крупной ИТ-компании.

Доходы Yota от роуминга выросли в 1,6 раз

Ковидные ограничения стали испытанием для мобильных операторов, которые недополучили доход от роуминга в 2020 году. В Yota в 2020 году выручка от роуминга сократилась в два раза по сравнению с 2019 годом.

Самые популярные направления доставки в 2021 году

Мы подвели первые итоги 2021 года и рассказываем, куда россияне чаще всего отправляли и откуда получали посылки и письма в ушедшем году.

Как увеличить эффективность клиентских рекламных кампаний: решение для рекламных агентств

В условиях высокой конкуренции на рекламном рынке, медиаагентствам все сложнее получить клиента и предложить что-то яркое, что выделит их на фоне крупных игроков. В таком случае нужно искать креативные подходы к медиапланированию и экспертно обосновывать свои решения. Тут на помощь агентствам приходят рекламные технологии, базирующиеся на…

Дизайн-джем #47: концептуальная фотография, шоурил Radugadesign, шоты Geex Arts, бытовая живопись и правила композиции

Креативно выходим из январской спячки с дизайн-командой red_mad_robot.

null