{"id":14278,"url":"\/distributions\/14278\/click?bit=1&hash=7bc8e2136891e57274bce79f3bfab82773b2810563794a524a98ce6dacee7a9c","title":"\u041f\u044f\u0442\u044c \u043a\u0435\u0439\u0441\u043e\u0432 \u0443\u0441\u043f\u0435\u0448\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f \u0418\u0418 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Как найти перспективное IPO

Зачастую на IPO могут выходить еще малознакомые для инвесторов компании, требующие подробного анализа. Который составляет довольно широкий спектр параметров. Разберем ключевые из них для принятия решения — участвовать или нет в конкретном первичном размещении акций.

Для лучшего восприятия будем использовать пример недавно нашумевшего IPO Gitlab, торги акциями которой открылись на бирже на 37% выше цены размещения акций GTLB на IPO.

Продукт

В первую очередь необходимо разобраться в продукте, который предлагает компания, его конкурентных преимуществах в индустрии. Возможно это дизраптор, в корне меняющий подход к решению проблем и предоставлению сервисов. Тем более он может быть первым в своем классе на рынке, что привлекает особый интерес. Если же продукт посредственен и не привносит чего-то характерно нового или существенных изменений для того, что уже есть в предложение, то это не будет плюсом в сторону IPO этой компании.

Индустрия

Далее стоит оценить уже текущий размер целевого рынка для конкретного продукта и прогнозные темпы роста на будущее. Скажем, если индустрия растет с темпом роста (CAGR) в более чем 20% годовых, а тем более в случае, когда компания является одним из лидеров своего сегмента, то предположение что ее бизнес будет демонстрировать сильный рост не лишено оснований.

Клиентская база

Очень важным параметром является клиентская база и ее динамика, что как правило, компания раскрывает в своей документации перед публичным размещением. Эти показатели могут включать, как рост конкретно клиентской базы, так и нормы удержания выручки. Часто применяется коэффициент удержания чистой выручки (NRR) — это процент периодического дохода, удерживаемого от существующих клиентов в течение определенного периода времени. Этот показатель дает исчерпывающее представление как о положительных, так и об отрицательных изменениях в отношении удержания клиентов. Ежегодный периодический доход (ARR) — это величина регулярного дохода от срочных подписок компании, нормализованная на один календарный год.

Партнерские взаимоотношения

Стоит также обратить внимание на партнерские взаимоотношения с другими компаниями. С какими именами наша компания ведет бизнес и какие есть перспективные договоренности и проекты.

Tоп-менеджмент

Далее перейдем к истории в лицах. А конкретнее нас интересует топ-менеджмент компании, его бекграунд, потенциальные возможности для развития бизнеса компании, а также оценка их достижений, полученные менеджментом награды и конечно же негативные истории с ним связанные. Особое внимание стоит уделить проценту акций во владении и как он будет меняться при IPO, что подлежит обязательному раскрытию в проспекте перед IPO.

Инвесторы

Также важно изучить, кто являлся инвесторами компании, пока она была частной. Сколько прошло раундов финансирования. Как правило, компания считается уже зрелой для выхода на IPO после проведения раундов серии D, E, F (кроме биотехов — они могут выходить и после серии A, B). Если наряду с классическими раундами финансирования происходило большое количество продаж новых акций в формате Secondary market перед выходом на публичные торги, то участие в таком IPO несет повышенные риски. Плюсом будет наличие крупных именитых инвесторов, таких Goldman Sachs или Tiger Global. Если конкретные инвесторы входят на разных раундах финансирования, то они являются якорными. А если входит большое количество разных институционалов в капитал компании в одном раунде, то они являются перекрестными — признак скорого выхода на IPO. Здесь аналогично, как и с менеджментом — уместно обратить внимание сколько процентов остается у ключевых инвесторов, на предмет хотят ли они зафиксировать свою прибыль или их интересует действительно дальнейший рост бизнеса компании.

Финансы

Наиболее важным в процессе взгляда на компании перед IPO является анализ финансовых показателей бизнеса. В том случае, если компания работает уже несколько десятков лет (акция стоимости) в частном формате или же она была ранее публичной, затем ввиду слияний и поглощений стала частной и сейчас выходит снова на IPO, то рынку с большой долей вероятности это размещение не будет интересно. Сильный рост котировок в первый день биржевых торгов, относительно цены IPO, который зачастую может превышать и 100% заслуживают молодые бизнесы (акции роста), зачастую имеющие среди показателей дохода только выручку (кроме биотехов — они выходят на стадиях разработки препаратов и выручки своей нет, а зачастую получают ее от партнерств и грантов) или же только начинают выходить на прибыль, что особенно любит рынок.

Оценка

В завершение самое важное — нужно оценить стоимость компании на IPO с сопоставимыми компаниями, по бизнес-модели и региональному сегменту. Посмотреть темпы роста их показателей дохода, чья рентабельность выше, какой продукт имеет выше шансы на принятие индустрией.

Исходя из этого дать скидку/премию к стоимостному мультипликатору разбираемой компании в сравнение с аналогичными мультипликаторами уже публичных бизнесов. На основании недооценки/переоценки уже принять решение об участии в конкретном IPO.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда