Построить «умный» город в России — на примере Москвы

Внедрение интернета вещей в сферу ЖКХ.

В декабре 2018 года телекоммуникационная компания «ВымпелКом» заключила соглашение с правительством Москвы о совместном развитии услуг связи города. Оператор Билайн в тестовом режиме начал развитие интернета вещей в «Смарт-квартале» Марьино.

Какие города называют «умными»

В 2017 году специалисты исследовательской компании Juniper Research составили топ-20 «умных» городов планеты. Эксперты оценили мегаполисы по четырём параметрам: транспорт, безопасность, здравоохранение и производительность. А после подсчитали, насколько эффективно цифровые технологии помогают жителям экономить время.

«Умный» город может сэкономить жителям до 15 дней в год. Обычно столько времени уходит на решение рутинных вопросов.

Первое место в рейтинге Juniper Research занял Сингапур, второе — Лондон, третье — Нью-Йорк. В топе нет ни одного российского города. В перечисленных мегаполисах жизнь граждан улучшает интернет вещей (IoT). Например, технологии могут «вернуть» водителям время, которое они теряют в пробках.

Средняя скорость автомобиля в час-пик — 6,4 километра в час, и люди проводят в пробках до 70 часов ежегодно. В Сингапуре для борьбы с пробками разработана система RoadRunner — автомобили снабжены специальными цифровыми маркерами, а расположенные вдоль дорог устройства непрерывно передают информацию о местонахождении машин на центральный сервер. Если дорога перегружена, её просто перекрывают — пробка не растёт. Также правительство старается сократить количество машин на дорогах. Подобные решения стали возможны благодаря IoT.

В 2008-2009 годах количество подключенных к сети устройств превысило количество людей — тогда родилась концепция интернета вещей.

Эксперт по вопросам урбанизации Энтони Таунсенд в книге «Умные города» сравнивает развитие IoT с распространением электричества в двадцатом столетии. Как и электрификация домов, внедрение интернета вещей способно перевести жизнь горожан на новый уровень.

Планирование «умного» города и его развитие основано на постоянной обработке массива информации. Специальные датчики собирают данные со счётчиков, ведут трекинг фитнес-браслетов и анализируют дорожную обстановку. После обработки информации «умные» технологии предлагают решения по оптимизации процессов.

Основа инфраструктуры умного города — доступный высокоскоростной интернет с большим количеством подключенных устройств. По данным исследования аудиторской компании PwC «Будущее близко: индекс готовности городов», в Москве высокая степень покрытия улиц и парков бесплатным Wi-Fi. В отчёте отмечают развитие цифровой инфраструктуры столицы для туристов — например, электронную карту Moscow CityPass. Её владелец одновременно получает скидки на посещение музеев, путеводитель, транспортную карту и SIM-карту.

Москва занимает шестое место в рейтинге внедрения «умных» систем ЖКХ. Еще в 2014 году «Моссвет» начал внедрение «умных» светильников, которые меняют яркость и площадь освещения в зависимости от погоды и времени суток. Первые «умные» фонари установили на наземном перегоне между станциями «Кутузовская» и «Студенческая».

Интернет вещей в Москве

По данным оператора сотовой связи Билайн, сегодня интернет вещей особенно востребован в области промышленности (21%), городской среде (17%) и жилищно-коммунальном хозяйстве (15%).

Эксперты компании Билайн отмечают хороший темп внедрения IoT в сферу ЖКХ — она занимает большую долю на рынке цифровых технологий и показывает высокий темп роста.

Как устроен «умный» квартал в Марьино

«Умный» квартал в Марьино — это семь многоквартирных жилых домов, которые стали тестовой площадкой для разработчиков IoT. Здесь настроен автоматический сбор телеметрических данных с датчиков по бесплатной Wi-Fi сети. Билайн запустил в квартале тестовую зону IoT на базе сетевого оборудования Ericsson.

Оборудование «Умного» квартала:

  • Приборы учёта электроэнергии, газа и воды.
  • Системы безопасности и «Умного» города: датчики в домах, персональные трекеры и закладки, датчики температуры, парковки и заполненности бака.
  • Промышленный маршрутизатор.

Внедрение интернета вещей в Марьино было разделено на два проекта — «Облачная АСКУЭ» (Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии) и «Интеллектуальный учёт».

Подомовые счётчики проекта «Облачная АСКУЭ» помогли рассчитать, сколько электроэнергии необходимо в местах общего пользования и квартирах — информация нужна сетевой компании. По программе «Интеллектуальный учёт» на уже существующие счётчики установили модемы, информация с которых отправляется поставщику электроэнергии.

Часть старых приборов учёта оказалась неисправной, и их пришлось заменить. Представители компании «Билайн» отмечают, с «умными» счётчиками такая проблема решается просто — данные о неисправности сразу поступают в систему.

Жители «Умного» квартала могут дистанционно контролировать потребление электроэнергии, газа и воды через личный кабинет на официальном сайте Мэра Москвы. Система гарантирует безопасность — если дома лопнет кран, на телефон или электронную почту придёт уведомление. Пользователь дистанционно сообщит УК, чтобы они перекрыли подачу воды. Также «умные» счётчики сами передают показания в «Мосэнергосбыт» — жильцам больше не нужно заполнять бланки.

С помощью IoT в Марьино можно контролировать вывоз мусора, вызвать сантехника, управлять шлагбаумом и домофоном. Компания Билайн собирается внедрить решения для мониторинга общественного транспорта, но для этого требуется время.

Технологии IoT, которые хорошо показали себя в Марьино, будут рекомендованы для масштабирования во всей Москве. В компании тест считают успешным, но подчёркивают, что распространение интернета вещей зависит от мэрии и энергетических компаний.

Планы

В ближайшие два года компания Билайн продолжит внедрять интернет вещей в Москве.

В июле 2020 года в России вступит в силу закон об интеллектуальных системах учета электроэнергии — приобретение, установка и замена счётчиков ляжет на плечи подрядчика. С 2022 года устанавливать можно будет только «умные» счётчики, которые следят за расходом электроэнергии и хранят данные в архиве.

Следующее направление работы — система контроля за исполнением задач сотрудников управляющей компании. Жильцы увидят фотоотчёт, узнают, сколько времени было потрачено на работу, и сколько она стоила.

Также в «Билайне» работают над «Программно-аппаратным комплексом „сотрудник ЖКХ“». В приложении для смартфона пользователь сможет вызвать сотрудника управляющей компании, дворника, слесаря или сантехника. Здесь же можно будет проконтролировать выполнение задачи и при необходимости оплатить услугу.

Оператор сотовой связи расширит сферу работы — к ЖКХ добавят логистику и городское видеонаблюдение.

Компания Билайн собирается запустить ковровое покрытие NB IoT в 15 городах России к 2020 году. Первыми позволить себе внедрение интернета вещей смогут крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Казань. Для реализации масштабного проекта необходим опыт, который убедит городские власти в пользе IoT — аргументом для них и станет кластер в Марьино.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Yura Frolov

Основной тезис статьи "жильцы контролируют". Так *** не надо контролировать ничего, если система "умная".
Все с чего можно собрать данные теперь считается умным 💁‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Разломов

Мне понравилось как в Китае, там везде приборчик и если ты через спец карту не заплатишь, то перекрывается тут же(эл-во, газ воду итд.) То есть там невозможна ситуация когда ты должен ЖКХ =)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Андрейчук

на самом деле технология не нова, и даже используется в некоторых СНТ, коттеджных посёлках и т.д. Причём стоит копейки, казалось бы- все только в плюсе от этого, но нет, к сожалению есть хронические неплательщики которые не любят платить за жкх, и отказываются их устанавливать, или голосуют против таких решений. А принудительно их почему-то не хотят устанавливать, ибо "юзер" должен подписывать договор. Т.к. карточка с которой списываются деньги привязана напрямую к физлицу.

Ответить
Развернуть ветку
Walter Kovacs

Ммм, в Москве, как неожиданно, как свежо.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

В развитии любой технологии есть точка, за которой прирост сложности начинает перевешивать прирост полезности.

Для приборов учёта эта точка — списать показания и подать через сайт. Хорошо, можно сделать чат-бота или СМС с привязкой номера к лицевому счёту. Зачем нужно в приборы встраивать передатчик, аналогово-цифровой преобразователь и подключение к сети, тем самым многократно их усложняя, при всём этом экономя людям от силы пять минут в месяц, я не понимаю. Неужели все остальные проблемы уже решены?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Андрейчук

просто не надо путать сладкое с красным.
Инженеры-инженерят
Астофизики занимаются астрофизикой
Повара-поварят.
Если следовать вашей логике, то нам срочно надо бросить всё и всех, работу, учёбу и т.д. и идти совокупляться в попытках осеменить как можно больше самок, ведь одна из острых проблем России- это демография.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Абсолютно с вами не согласен. Развитие должно быть равномерным. А в данном случае речь идёт о микроулучшениях в одной области при наличии крупных нерешённых проблем прямо по соседству.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Андрейчук

сейчас эту технологию испытали в ЖКХ, потом этот опыт применять в каком нибудь общественном транспорте, а потом ещё как. Это плохо? В своё время было много хейта на тему: на кой фиг нам космос, мы у себя то разобраться не можем. Однако есть масса вещей которые сейчас являются предметами нашего обихода, которые изначально было разработаны именно для космических миссий, а впоследствии придумали как это использовать и на земле.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Про космос хороший аргумент. Или отличный пример ГЛОНАСС-приёмников в общественном транспорте, перемещения которого можно отслеживать в мобильном приложении. Но всё же в последнем случае речь идёт о сопоставимых вложениях на получаемую пользу, к тому же обкатывается своя технология спутниковой навигации.

С случае же с ЖКХ, на мой взгляд, разумное соотношение не выдержано.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Петрик

так вот зачем они 5ж пилят;)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чингуль

Всё это хорошо конечно про умные счётчики и всё такое. У меня есть пример человека (и даже не одного) который платил за электроэнергию определённую сумму в месяц. Потом поставил счётчики на всё (воду, свет, газ и так далее) и просто ох...л от стоимости услуг в результате (не считая стоимости самих счётчиков и их установки).

К чему я это? Пока на рынке ЖКХ не будет настоящей конкуренции за оказание услуг. Все умные счётчики просто помогают продавать услуги дороже для вас. Если бы наркодилеры знали бы сколько, как и когда вы принимаете, их продукцию, представляете как бы выросли их доходы после "оптимизации" продаж ;)

Ответить
Развернуть ветку
житель Кёнигсберга

А чего Москва то? Ещё и район? Взяли бы например наш Калининград, он весь как один район в Москве и запилили бы красоту. Эффект больше, PR мощнее... Соседи иностранцы обзавидовались бы!

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда