{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Когда продавать свой продукт за полцены это бред, а когда – хорошая идея?

Одни основатели считают скидки злом и источником халявщиков в продукте, а другие охотно дают пожизненные доступы со скидкой 90%, особенно на старте. Кто же прав?

Все любят скидки... ну кроме тех, кто их дает

Все мы покупаем со скидками: осознанно ищем промокод на доставку пиццы в интернете перед ее заказом, берем шестой по счету халявный кофе в одной и той же кофейне, покупаем подписку Plus на vc.ru сразу на год за 749 рублей, вместо 75 рублей в месяц.

Например, до начала СВО я любил закупать игры на свой XBOX именно в периоды распродаж, потому что платить по 5к за игру — это для моего мозга, избалованного в нулевые «Фаргусом», а потом в десятые торрентами, было как-то чересчур. То есть такие большие компании, как Microsoft вполне себе понимают, что есть большое количество геймеров, которые не гонятся за свежими релизами, а готовы подождать полгодика и купить игрулю в два раза дешевле.

Основная цель скидки – вызвать у покупателя приятное теплое ощущение личной победы. «Ты победитель – нашел самое лучшее предложение!» Это чувство в сочетании с ограничением по сроку принятия решения приводит к более высокой конверсии из посетителя в продажу.

Но также есть компании, которые принципиально избегают скидок и даже систем лояльности, так как не хотят «ронять ценность продукта» в глазах покупателя.

Однако есть такое время в году, когда продавцы хочешь-не хочешь, а задумываются о том, чтобы устроить распродажу.

«Главная распродажа года»

Чёрная пятница — пятница после Дня благодарения в США. С неё начинается традиционный рождественский сезон распродаж. Обычай устраивать распродажи в этот день установился ещё в XIX веке, а термин «Чёрная пятница» появился в 1966 году и поначалу употреблялся в основном на Восточном побережье США, означая загруженность трафиком автомобильные дороги в этот день.

В интернете есть много видео, на которых люди с горящими глазами бегают в этот день по магазинам и устраивают поединки за право прикупить газонокосилку со скидкой 60%.

У нас в России такое поведение и близко не наблюдается, зато есть много случаев мошенничества с ценниками как в офлайн магазинах, так и в интернете. Чего только взять с образовательных курсов, которые ни перед чем не остановятся, чтобы впарить вам свой курс для достижения успешного успеха.

Другое дело, если мы говорим о продуктах, которые покупаются с абсолютно прагматичной целью.

Цены на онлайн-сервисы

Вот есть у меня B2B-сервис с подписочной моделью, например, конструктор сайтов. С точки зрения обывателя я могу поставить на него любую цену – я же уже сделал продукт и теперь просто продаю его разным людям, физически новых копий продукта делать не надо.

Но у ИТ-компании всегда есть расходы: как переменные, вроде серверов и бюджетов на рекламу, так и постоянные – техподдержка в чате, отлов и решение ошибок и багов, разработка новых фич по плану.

Поэтому цена за онлайн-сервис берется не с потолка и еще должна согласоваться с рынком.

Большие скидки на SaaS

Что, какой-то человек будет сидеть и ждать «Черной пятницы», чтобы купить мой конструктор сайтов на год со скидкой 50%, а не начнет использовать прямо сейчас и получать пользу? Звучит как какой-то бред.

Или другой вариант – человек уже использует сервис, потом видит скидку, отменяет старую подписку и переезжает на новую дешевую. От этого я недополучаю денег.

Третий вариант – я только что купил доступ на год за 8000 рублей, а новичкам вы продаете за 4000 рублей на распродаже. Лояльность клиентов стремится к нулю.

Однако, если задуматься более детально, попробовать найти конфигурацию, при которой тема распродажи выстрелит, то из идеи скидок может получиться ощутимый прирост пользователей и выручки.

Ситуация первая – проект на ранней стадии, нужны клиенты

Если вы молодой проект без репутации и хотите привлечь внимание аудитории, найти первых последователей.

Тогда площадки вроде зарубежного «купонника для SaaS» под названием AppSumo – это ваша тема. Почитать об этом маркетплейсе и о том, как его используют российские проекты для старта за рубежом можно на vc.ru.

Сейчас можно купить 100 фоток на Депозитфотос за 39 долларов вместо 500.

Давайте подумаем, что обычно входит в подписку на SaaS-сервис: стабильная работа текущего функционала, техподдержка, регулярные улучшения.

Иногда для сокращения своих будущих расходов от «распродажных клиентов» им урезают «техподдержку» или «обновления», за которые надо платить дополнительно. Получается чем-то похоже на модель «лоукостера» – товар сохраняет свои основные качества, но на что-то большее рассчитывать не приходится.

Ситуация вторая – проект запущен, нужно выполнять план по выручке

У действующего проекта есть определенный ежемесячный план по выручке и иногда для его выполнения возникает соблазн устроить распродажу, мотивируя всю ситуацию тем, что скидку можно будет списать на маркетинговые и сопутствующие расходы.

Тут все понятно, делаем расчет по объему необходимых продаж: количество должно быть больше, чем обычно, так как мы даем скидку, но и брать вроде как должны охотнее, особенно те, кто сомневался это делать ранее.

Делаем промо: всего 30 первых клиентов получат скидку 50% и вот тебе готовый дедлайн и заманчивая выгода. Мы пользовались таким приемом при развитии проекта «МойГород» в 2017 году.

Ситуация третья – зрелый проект, нужна большая доля на рынке

Посмотрите на постоянную борьбу между МТС, Билайн и Мегафон. Какие только акции они ни придумывают, чтобы переманивать клиентов друг у друга.

«Распродажи» и «акции» используют во всех областях, даже в госсекторе, об этом я узнал от основателя сервиса «Видео-Союз», когда мы записывали подкаст об энтерпрайз-решениях.

В SaaS в России пока нет явных конкурирующих между собой гигантов, которые боятся именно за долю рынка, или я их не вижу? Напишите в комментах, если вы в курсе.

Мнение реальных предпринимателей о «Черной SaaS пятнице»

Провел небольшой опрос в своем телеграм-канале про стартапы и вот такие комментарии мне прилетели:

Не особо верю в формат шопинга пользователей по SaaS-сервисам без конкретного запроса на рынке РФ.

Дмитрий Тарасов, основатель сервиса «Хаос-контроль»

Дать большую скидку на SaaS — норм, если дать её на время или самым первым пользователям. Если на время — это аналог маркетинговых расходов. Если первым пользователям, то чтобы найти PMF и было кого кастдевить.

Николай Истомин, директор по развитию платформы unisiter.ru

В чёрную пятницу скидки в B2b странное явление. Тут все хотят сами продавать, фокус на свои акции.

Дмитрий Сергеев, основатель Carrot Quest
Что лично вы думаете о продаже онлайн-сервисов с большой скидкой на распродаже?
За
Против
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Независимо от результатов опроса я запустил «Черную SaaS пятницу» и уже собрал 18 проектов, которые 25 ноября поделятся с вами своими классными скидочными предложениями.

Среди них: редактор видео Supa, конструктор квизов Madtest, ИИ-копирайтер Gerwin, корпоративный мессенджер «Пачка» и многие другие.

Посмотреть весь список и подписаться на уведомление о старте можно уже сейчас по ссылке 👉«Черная SaaS пятница»🔥

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Артем Наумов

Любители скидок - самые проблемные клиенты. Какой смысл тратить силы на таких клиентов?

Ответить
Развернуть ветку
Deputy Corruption

У нас это было на примере. Мы купили готовый бизнес, где прошлый владелец давал всем скидки и акции. В итоге прогорел, его старые клиенты хотели бесконечные скидки. Когда мы поставили чёткие границы, что скидок у нас почти не будет, сразу все ушли. Через семь лет после покупки, у нас только обеспеченные клиенты, которые готовы платить за качество. Постоянные скидки - это зло для бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Анна

Скидку обычно дают вначале, как бесплатный тестовый период, что б человек мог попробовать, дальше если его устраивает, он останется. Даже если появятся дешевле аналоги далеко не факт, что человек перейдет - это надо следить вникать, заново настраивать - если цена приемлема, большинство останется на старом продукте, в новый можно завлечь только за новой ценностью для пользователей.

Ответить
Развернуть ветку
Анна

даже не то, что проблемные, а им не настолько нужен продукт сколько экономия - и получив скидку у вас, они перейдут потом на конкурента, который предложит скидку и далее по кругу

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анна

еще для этих людей экономия бюджета намного важнее их времени и неудобств перехода

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов
Автор

Зависит от легкости перехода, а иногда могут и вернуться обратно. Сталкивался с таким

Ответить
Развернуть ветку
Анна

Вернуться обратно, потому что скидки закончились, а продукт все таки нужен, как опять где-то скидка, побегут снова - это про тех, кому очень важна цена.

Ответить
Развернуть ветку
Арам Манучарян

Первичный лид, который ищет себе сервис, покупается на скидку, а далее задача сервиса - удерживать его качественными услугами.
Хотя и чистокровные халявщики, готовые бегать туда-сюда лишь бы подешевле, тоже бывают)

Ответить
Развернуть ветку
Анна

большинство тех кто покупается на скидку - именно халявщики, т е они не рассчитывают потом платить полную стоимость продукта, первичного лида проще заманить вкусными фишками + бесплатным тестом

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов
Автор

Умеренную скидку в 10% всегда не грех попросить) вдруг дадут)

Ответить
Развернуть ветку
Bobby Jazzz

ну вообще скидки это неплохой рычаг, но нужно уметь им пользоваться

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Основная цель скидки – вызвать у покупателя приятное теплое ощущение личной победы.

Были неоднократные кейсы, в В2В, когда я давал скидку. Клиент, видимо в процессе торга получал то самое "теплое ощущение победы", но контракт в итоге не заключался по каким-то причинам.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Симагин

Также для некоторых, это дополнительная возможность засветиться в подборках тематических сервисов/продуктов с акциями по черной пятнице, и таким образом, еще раз напомнить о себе, а заодно получить какую-то прибыль без особых вложений в рекламу

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
В SaaS в России пока нет явных конкурирующих между собой гигантов, которые боятся именно за долю рынка, или я их не вижу? Напишите в комментах, если вы в курсе.

Только облачные CRM-системы на ум приходят: Amo, Битрикс, Мегаплан. Так себе "гиганты" конечно... Но это скорее сегмент рынка а не весь рынок. Есть еще кровавый энтерпрайз с совсем другими чеками за CRM-решения.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

Скидка это замечательный способ зацепить клиента, который уже пользуется бесплатной версией продукта, но ничего не покупает
Скидка это триггер

Сообщение о скидке которое сделано вовремя выбивается из обычного потока использования и цепляет юзеров которые иначе бы вообще ничего не купили
Например в одном проекте у меня есть скидка на 7 день использования и еще одна более существенная на 21 день

Конечно большинство продаж приходится обычные тарифы, а эти вспомогательные дожимают тех, кому основные тарифы слишком дороги

Эх, я бы присоединился со своим ботом 101КИ к этому твоему проекту, но бот не SaaS))

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда