{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как помочь ребенку выбрать перспективную профессию

Спойлер: вы точно справитесь, даже если ничего про нее не знаете!

Пару поколений назад с профориентацией все было просто: вот папа – инженер, вот мама – врач, вот сосед – токарь на заводе. А сегодняшние дети будут работать киберполицейскими и архитекторами умных городов.

И уже нельзя себе позволить определить ребенка в класс «гуманитариев», «технарей» или «медиков», отложив выбор конкретной профессии до поступления (а то и до окончания ВУЗа). Потому что новые профессии требуют быть и тем, и другим, и третьим!

Как выбрать ВУЗ и факультет, если профессия новая? Как понять, в какую нишу рынка завтрашнего дня впишется ваш ребенок с его склонностями? И как перевести интерес школьника с роликов в Тиктоке в сторону будущей профессии?

Мы поговорили об этом с Татьяной Шереметьевой: лауреатом премии правительства Санкт-Петербурга «За выдающиеся заслуги в сфере высшего образования», специалистом в области событийного маркетинга и образовательных онлайн-проектов, членом команды профориентационного проекта «Футурика», который знакомит детей с новыми профессиями.

Татьяна, все говорят, что сейчас детей очень трудно отвлечь от смешных видео в интернете. На ваш взгляд, чем можно привлечь и удержать внимание школьника?

— Если мы говорим о современных подростках, мы обязаны учитывать то, что они выросли уже в другой культуре, где визуальной информации намного больше, и она в огромном количестве разных форматов.

Погружаясь в мир комиксов и супергероев Футурики, подросток определяется с будущей профессией привычным и привлекательным для него образом. Мы постоянно проводили и проводим фокус-группы с детьми, работаем в связке с ведущими психологами и педагогами. Исходя из результатов такой работы выбрали, на наш взгляд, наиболее удачный формат.

За креативы в команде Футурики полностью отвечают молодые и очень талантливые ребята из агентства «Параллель Комикс», которые прекрасно разбираются в психологии подростков.

Кстати, фокус-группы показали интересный результат. Старшеклассникам больше нравятся комиксы. Это очень близкая им культура, понятный вид искусства, они с удовольствием их читают, для них это прикольно. Я лично тоже больше люблю комиксы, просто потому что это вообще интересный жанр. А вот младшим школьникам прикольнее играть в квест.

Небольшой финальный фрагмент из комикса про экожурналиста

Квесты и миссии у нас разложены по уровням сложности. И когда ребенок выбирает свой возраст на платформе, алгоритм выдаёт ребенку только те миссии и те уровни квестов, которые ему по возрасту.

— Это не слишком упрощает информацию? Как найти баланс между «заинтересовать ребенка» и все-таки заставить его совершать умственные усилия?

Тот же квест, я бы сказала, не просто дает информацию — он заставляет тебя её искать, заставляет решать задачи. Это более глубокое погружение в информацию о профессии. Через квест ребенок лучше понимает, какие знания необходимо получить и какими навыками нужно обладать, чтобы работать в той или иной специальности.

Игровая онлайн-форма профориентации никоим образом не противопоставлена традиционной методике работы с детьми и подростками. Наоборот, взаимодополняемость, максимальная визуализация информации, вовлечение детей разными методами и инструментами — это и есть успешный результат в информировании и профориентации детей.

— А есть ли какие-то способы определиться с профессией, подстроенные под способы восприятия современных школьников? Что-то живое, динамичное, игровое?

— Да, например, мы используем очень интересный нейропсихологический тест. Он составлен и адаптирован для нашего проекта специалистами Психологического Центра «Институт Семьи» с опорой на исследования и научную литературу о левополушарной и правополушарной доминантности. Эту тему разрабатывали такие крупные фигуры, как И. П. Павлов., А. Р. Лурия.

Как говорил нобелевский лауреат Сперри, каждое полушарие нашего мозга действует как самостоятельный мозг. И функциональная асимметрия мозга связана с профессиональной ориентацией.

Существуют доказанные различия в профессиональных предпочтениях у детей с ведущим правым и ведущим левым полушарием мозга. А еще эксперименты ученых показали, что чаще всего недовольны своей профессией и не очень успешны в карьере те, у кого работа не соответствует особенностям их межполушарной асимметрии.

Ребенок делает очень простые вещи, вроде: покрутиться, сложить руки определенным образом. Выглядит как игра, а результаты совпадают с результатами классических профориентационных тестов! Такой тест заменяет целый большой опросник. И это хорошее начало, чтобы заинтересовать ребенка, привлечь к образовательному процессу через игру.

Потом, во второй части теста, мы даем ребенку дополнительные задания, которые определяют возможные профессиональные интересы. В результатах ребенок увидит список современных профессий, которые ему могут быть интересны, и затем он сможет почитать комиксы по этим профессиям и начать проходить миссии квестов.

— А где ребенок сможет посмотреть, в какие ВУЗы поступать с той или иной профессией?

Основные лидирующие ВУЗы есть в описаниях профессий на самой платформе Футурика, ребенок сможет посмотреть их после прохождения теста.

— Татьяна, расскажите пожалуйста, как выбирали самые перспективные профессии?

Во-первых, мы изначально взяли за основу «Атлас профессий будущего», который выпустили АСИ совместно со Сколково. Но нам и нашим маркетологам сразу же показалось, что это не совсем то, что нужно.

Нас интересуют профессии, которые будут актуальны в ближайшие 10 — 15 лет. Те профессии, которым дети могут уже сейчас обучиться. Соответственно, фантастические профессии из «Атласа...» вроде условного медика на обитаемой станции на Луне нам не подходили.

После этого наши маркетологи провели достаточно масштабное исследование, оно длилось несколько месяцев. К тому времени у нас уже была сформирована группа экспертов, куда вошли ведущие специалисты по основным отраслям российского рынка. Мы с ними проводили постоянные зум-конференции, тогда как раз была самоизоляция.

И вот мы с ними вместе таким образом актуализировали пул профессий. После этого вступили в игру наши психологи из Института Психологии, из Института Семьи, которые помогли грамотно сбалансировать список профессий — чтобы в равной мере были представлены и гуманитарные, и технические, и естественнонаучные специальности.

Как результат, сейчас Футурика охватывает очень широкий спектр возможных склонностей и способностей ребенка. Мы учли, что среди гуманитарных должны быть ещё и креативные творческие профессии; что должно быть достаточно инженерных и технических профессий, и естественнонаучных.

На сегодняшний день у нас отобрано 52 основные профессии, для 26 из них уже готовы профориентационные материалы на платформе.

Пример задания из квеста

Месяц назад Институт Педагогики СПГПУ им. Герцена подтвердил, что мы правильно составили список и все выбранные нами профессии — как раз то, что сейчас нужно и актуально.

Мы очень тесно сотрудничаем с университетами. Например, сейчас на платформе открыли новый модуль по фармакологии. И мы обратились в СПХФУ им. Попова. Там была сформирована рабочая группа, которая специально для проекта Футурика выделила четыре самые новые, современные профессии, которые будут актуальны в ближайшие 10 — 15 лет и по которым они уже начали обучение.

У них уже есть образовательные программы. На платформе пока можно посмотреть только одну из них. Это специалист по синтезу лекарственных препаратов — очень актуально сейчас, особенно в силу всей этой истории с вакцинами, с необходимостью новых лекарственных препаратов, и прочее, и прочее, и прочее.

Но скоро на сайте будет ещё три профессии, в их числе особенно замечательная специальность — драг-дизайн.

Вот так мы и находим профессии. То же самое мы делаем и с ВШЭ, и с другими университетами. Для нас ещё очень важно то, что сами университеты подсказывают актуальные профессии, профессии ближайшего будущего, а также какого рода абитуриенты им для этого нужны.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда