«Самое сложное в игре — это не создать, а продвинуть её»
История стартапа: как экологические активисты вывели на рынок уникальную онлайн-игру про лес. Часть 1
В 2018-м году на Boomstarter провели крауд-кампанию игры «Посади Лес», совмещающей виртуальную реальность и действительность. Результатом виртуальных действий игроков становились новые живые деревья в настоящих лесах. И сегодня проект успешно развивается.
Редакция Boomstarter узнала у директора Движения ЭКА Елены Гороховой много интересного о создании игр и особенностях PR для экологической игры.
Во второй части ждите подробностей о том, как выживают в красном океане разработки игр! Сегодня говорим про монетизацию, краудфандинг, гранты и подводные камни взаимодействия со СМИ.
— Елена, расскажите, как пришла идея вовлекать людей в восстановление лесов через игру?
— Идея игры пришла с самого начала создания краудфандинговой площадки «Посади лес» Движения ЭКА в 2015 году. Еще тогда мы думали, как геймифицировать сервис по восстановлению лесов, а сам сервис задумывался как мобильное приложение. Но на акселераторе ментор задал нам вопрос: будем ли мы сами заходить в это приложение каждый день и сажать деревья? Тогда мы поняли, что такой формат не подойдет. Кто сажает деревья каждый день?
Мы отложили идею приложения, совмещенного с игрой, и просто создали онлайн-платформу, которая собирает средства на восстановление леса. Но как только появилась возможность подать проект на грант, мы решили воплотить свою давнюю мечту: создать игру, в которой можно было бы восстанавливать лес в настоящей живой природе. В феврале 2020-го мы завершили этап разработки и запустили игру в продвижение.
— А есть ли в самой игре монетизация?
— Все покупки, которые происходят в игре — всевозможные бонусы, дополнительные жизни, ускоренное прохождение заданий — все эти средства тоже идут на посадку леса волонтерами Движения на пострадавших лесных территориях. Кроме того, в самом начале пользователю предлагается перейти на сервис «Посади лес» и непосредственно там купить деревья, которые будут высажены в России.
— Что сами пользователи отмечают как крутое, вовлекающее, полезное и интересное в игре? Какие задумки они больше всего оценили?
— Во-первых, пользователям нравится ежедневная викторина: нужно отвечать на разнообразные вопросы о лесе. Некоторые вопросы такие, что я сама, занимаясь много лет лесами, не могла с первого раза ответить.
Во-вторых, очень нравятся герои, придуманные нашими дизайнерами, аниматорами. Они ведут саму игру match—3 и рассказывают историю. Это Сан Саныч, наш лесовичок, и девочка, которая сопровождает его, выполняя разные задания.
В игре много интересного, но, в принципе, это классическая match—3, со стратегией, и она похожа на другие такие же игры. Единственное, что ее отличает — это то, что средства идут на восстановление леса.
— Кто больше всего поддержал вас на начальном этапе и за счет чего проект живет сейчас?
— Первым делом мы разместили проект игры на краудфандинговой платформе Boomstarter и стали собирать средства. В принципе, люди хорошо реагировали, и мы собрали большую часть заявленной суммы, но в процессе сбора нам все-таки дали грант Expo 2020 Dubai, Expo Live.
У них была программа поддержки молодых инноваторов. В рамках этого конкурса мы получили необходимую сумму для разработки и, естественно, закончили сбор средств. Других краудфандинговых акций мы не проводили.
Самый главный и основной партнер и спонсор игры — сам сервис «Посади лес». У него всегда есть ресурсы, чтобы поддержать игру. Игра — это инструмент для продвижения сервиса, поэтому сервис сам вкладывается в то, чтобы игра дальше развивалась и росла.
Сейчас мы стараемся вывести игру на международный уровень, сделали локализацию на французский и арабский языки. С самого начала игра адаптирована для англоязычных пользователей. Думаем, в каких еще странах мы могли бы продвигать игру, на какие языки ее можно перевести.
Россия является вторым в мире донором леса, и здесь открываются широкие возможности для реализации климатических проектов через лесовосстановление. Поэтому мы выходим на международный уровень. Нам интересно, чтобы весь евразийский континент собирал средства на восстановление леса именно в России.
В других странах, конечно, тоже необходимо восстанавливать лес, и мы с радостью поделимся опытом, если будет такой запрос.
— По вашему опыту, какие способы продвижения, инструменты PR и маркетинга хорошо работают для игрового продукта с экологическим уклоном?
— Как раз самое сложное в игре — это не создать ее. Создание — это только маленькая часть. Самое сложное — ее продвинуть. Здесь действительно очень много вызовов, особенно у НКО.
Когда мы готовили подачу заявки на грант, мы закладывали бюджет на ее создание и практически не закладывали на продвижение. А продвижение, как показывает практика, стоит в несколько раз дороже, чем создание игры.
Но есть разные инструменты, которые мы придумали или освоили и стараемся использовать не только в этой, но и в других наших играх. Например, это ивенты для бизнеса, ивенты для других партнеров в самой игре. Это и классические инструменты продвижения: публикации в социальных сетях, таргетированная реклама. Однако здесь есть свои подводные камни.
Так, мы сейчас используем Google-грант и грант «ВКонтакте». Но, например, грант «ВКонтакте» выдается только на продвижение приложений внутри социальной сети, поэтому нам пришлось адаптировать игру под этот формат.
В основном, мы тратим бюджет на покупку рекламы в Google Play и Yandex — пока это самые эффективные инструменты привлечь пользователей. Сейчас пробуем новые соцсети, такие как TikTok, Likee. Пока это только первые шаги, поэтому поделиться результатами не можем.
Конечно, PR у нас тоже работает: мы пытались несколько раз рассказать об игре в разных СМИ. Но этот канал плохо работает на привлечение пользователей.
Специализированные СМИ, посвященные играм, больше нацелены не на развлекательные игры, а на спортивные. И здесь уже мы не попадаем в аудиторию и не можем предложить контент, интересный этим изданиям.
В следующий четверг — вторая часть и еще больше интересных подробностей о продвижении! Следите за новостями.