Чего хотят покупатели: новые привычки потребителей в России
Покупатели стали охотнее покупать российские бренды. Больше внимания уделять цене и качеству товаров и меньше — марке.
Российские потребители начали чаще покупать вещи от брендов, которые менее известны, но более доступны. Тенденция особенно ярко проявляется в сегменте парфюмерии, косметики и спортивной одежды. Эти и другие новые привычки потребителей описаны в исследовании компании Б1 (ранее российское подразделение E&Y).
Главные выводы исследования, которые стоит учесть, если планируете запускать продажи:
- Покупатели назвали категории товаров российского производства, которые они всё охотнее готовы покупать
- Известные и зарубежные бренды теряют значимость при планировании покупок
- Всё больше потребителей считают важными качество и цену, но не бренд
- Потребители настроены оптимистично и не ожидают дефицита товаров
- Покупатели видят увеличение товаров, сделанных в России, и готовы их покупать
- Растут покупки в интернете с доставкой
Настороженность покупателей, которая появилась в непростой ситуации 2022 года, весной 2023 года постепенно изменяется. Потребители проявляют оптимизм и не прогнозируют резкое ухудшение экономического положения.
Более половины участников опроса (55%) рассказали, что решили отказаться от подорожавших товаров. Снизилось число россиян, которые ориентируются на товары известных брендов. За полгода таких стало на 10% меньше. И растущее число покупателей отмечают, что ассортимент российских товаров увеличился.
Вот факторы, которые российские покупатели считают главными, когда планируют покупки.
Покупатели настроены оптимистично (парадокс?)
Неожиданный вывод исследования от компании Б1: потребители смотрят в будущее с некоторым оптимизмом. Причиной исследователи называют тот факт, что потребители всё лучше адаптируются к текущей ситуации.
Доля планирующих крупные покупки в ближайшие полгода выросла на 6% с осени 2022. А число тех, кто ожидает дефицит товаров и услуг, снизилось сразу на 14%. Выросла доля тех, кто считает, что предложение товаров и услуг будет увеличиваться и особых изменений не произойдет.
Больше покупок онлайн и для души
За последние полгода выросла доля тех, кто покупает больше товаров онлайн, – с 16% до 23% опрошенных.
Плюс россияне стали совершать больше спонтанных покупок. Это может говорить о небольшом увеличении свободных денежных средств у покупателей.
Российские покупатели продолжают выбирать отечественные товары и замечают увеличение ассортимента товаров, сделанных в России.
Покупки онлайн и доставка все более актуальны для потребителей и помогают решать возникающие сложности с доступностью товаров.
Смещение фокуса с брендов на качество — большой тренд
Эксперты рынка отмечают, что охлаждение потребителей к знаменитым брендам и растущий интерес к качеству товаров это не только российская специфика. Аналогичная ситуация и на европейских рынках. Там покупатели ради экономии тоже предпочитают малоизвестную, но недорогую продукцию.
Выводы для тех, кто продает или запускает продажи
- Освобождение рыночных ниш от зарубежных и брендовых товаров — не пустые слова. Покупатели всё больше обращают внимание на новые, локальные марки и ищут качество.
- Люди открыты к покупкам новых, локальных брендов в категориях одежда, косметика, парфюмерия.
- Потребительский оптимизм поддерживает спрос и траты.
- Интернет-продажи и доставка продолжают рулить.
- Нет смысла стесняться российского происхождения бренда. Больше уверенности, что стоит предлагать локальную продукцию в новых товарных категориях, исследовать спрос.