«Краудфандинг позволяет увидеть, насколько продукт оказался полезным»
Ольга Клабукова, сооснователь бренда «Правика» и автор успешного крауд-проекта, рассказывает о неожиданных, но работающих методах продвижения и других сюрпризах крауд-кампании.
О проекте
Идея с «Правикой» родилась из симбиоза увлечений: дизайна и пошива интересных моделей одежды, погружения в культуру и традиции своей страны, сопоставления этой информации с общемировой культурой и историей.
О краудфандинге
Подготовкой крауд-проекта мы занимались 3 месяца. Мы искали способ протестировать нашу идею. Была задача узнать: кому-то кроме нас это интересно, нужно, важно? Много ли будет тех, кто не побоится купить без примерки — кого настолько вдохновляют сама идея и ее воплощение.
Первые, к кому мы обратились, были друзья и знакомые. Это нужно делать, так как именно они могут стать первыми спонсорами, которые вдохновят других поверить в вас. Но в нашем случае было неожиданным, что практически ни один наш друг не поучаствовал в проекте.
Как друзья, они понимали, что для них даже после проекта мы сохраним все бонусы. В итоге так и произошло. Поэтому нужно не просто просить своих знакомых поддержать репостами, но и активно призывать становиться спонсорами в проекте — чтобы не возникло недопонимания.
О продвижении
Продвигали проект всеми способами, которые могли на тот момент придумать:
мы написали всем успешным авторам проектов на Boomstarter с просьбой поделиться информацией, как они продвигали проект;
мы задействовали свой WhatsApp с контактами и WhatsApp всех наших друзей и родственников;
мы попросили разместить посты всех, кто участвовал прямо или косвенно в нашем проекте: в частности, посты вышли у стилистов, дизайн-школ, моделей, полиграфических компаний и т.д.
Вторая часть аудитории — это люди, которые узнали о нас из соцсетей, в тематических группах. В тематические группы ВКонтакте и Facebook мы также обращались. Кто-то поддержал нас за идею, кто-то взял за это деньги.
В соцсетях мы вызвали ажиотаж. Все наши посты сопровождались большим количеством комментариев: были и поддержка, и осуждение. Здесь важно сразу себя настраивать относиться к комментариям легко и с улыбкой, не вестись на провокации.
Отдачу мы почувствовали от небольших личных страниц ВКонтакте. Это несколько человек, кто рассказал о нас по собственному желанию, без наших прямых просьб и предложений. Именно с этих страниц к нам пришли спонсоры — и приобрели сразу по несколько рубашек.
За две недели до выхода проекта мы составили собственные базы радиостанций, тематических газет и журналов, подходящих для нас интернет-порталов, стилистов, школ стиля и дизайна, славянских групп и разослали им релизы.
Всего мы отправили около 400 писем. Ответов было мало: несколько предложений о платных постах в группах и в инстаграмме у стилистов, парочка за бартер. СМИ не отреагировали на нашу идею: было всего 2 интервью в интернет-журнале.
По ходу сбора мы делали дополнительную рассылку с рассказом о наших рубашках с разных ракурсов и новости о том, как продвигается работа над проектом.
Интересно, что за 30 дней, пока проект собирал средства на площадке, мы правили концепцию 3 раза. Конечно же, суть оставалась прежней, но вот слова, которые мы говорили о проекте, меняли, учитывая реакции и комментарии людей.
Крауд-кампания и Boomstarter помогли нам в шлифовке позиционирования бренда. Мы выяснили, о чем стоит говорить, а что пока оставить за кадром; что важно для людей, а что имеет значение только для нас.
Об отправке вознаграждений
В целом, у нас не возникло проблем с курьерской доставкой вознаграждений. Все сработали четко и в срок, возможно, потому, что мы всё контролировали лично.
Мы сами приехали на производство, там же сами упаковали посылки, несколько раз все проверили. Проконтролировали транспортную службу, с которой работали.
Радостно, что нам писали, благодарили и хвалили за высокий уровень исполнения нашего продукта. Была всего одна рубашка, которая подвела нас: у нее отлетела пуговка в самый неподходящий момент, чем был огорчен спонсор; об этом он оставил свой комментарий.
Были и те, кто не смог купить себе желанную рубашку, так как в нашей линейке не нашлось подходящего размера. После проекта эти люди предлагали нам проинвестировать следующую коллекцию, чтобы их размер гарантированно был отшит.