Не просто места выдачи заказов: как устроена сеть отделений Cainiao Post в Китае
И что интересного из китайских ноу-хау может скоро появиться в России.
Впереди крупнейшая распродажа года – 11 ноября. И самый важный вопрос для многих покупателей – как получить свой заказ. Мы расскажем про самую желанную часть – получение и то, какие технологии этому помогают и какие из этих сервисов меняют жизнь людей – на примере компании «Цайняо».
Почтовое отделение здорового человека
Жители крупных китайских мегаполисов, Пекина или Шанхая, и городов поменьше приходят в отделение Cainiao Post и не ограничиваются только получением посылки с заказом с маркетплейса. Они могут тут же отремонтировать телефон и ноутбук, сдать одежду в химчистку, купить хлеба в ближайшем магазине и оставить детей на пару часов с няней в местном детском саду, чтобы уйти по делам.
Cainiao Post организует небольшие почтовые отделения, полностью обеспечивающие работу электронной коммерции. Они могут работать как из центрального офиса, так и по франшизе. В таких отделениях нет функции отправки почты (этим занимается Почта Китая, поэтому Cainiao не конкурирует с ней, а даже очень активно сотрудничает). Но зато в них есть все остальное.
Сопутствующие бизнесы могут быть какими угодно: в основном это сервисные услуги (ремонт обуви, техники, прачечные, химчистки, детские сады). Ограничений на сферу деятельности подобных компаний почти нет: нельзя открывать только пункты выдачи прямых конкурентов Cainiao.
Как только в каком-то районе появляется почтовый офис «Цайняо», стоимость недвижимости там может существенно вырастать. Так, например, супермаркеты Hema, которые доставляют продукты за 30-40 минут, могут взвинтить стоимость жилья на 20-30%, иногда и больше.
Китайцы много покупают онлайн, а обилие дополнительных сервисов рядом с пунктом выдачи влияет на комфорт проживания в районе – а, следовательно, и на стоимость квартир. Вся инфраструктура, необходимая для повседневной жизни, оказывается сконцентрирована в одном месте.
Крупные компании и малый бизнес по-китайски: как они взаимодействуют
Крупные китайские компании, такие как, Pinduoduo или Alibaba, не только помогают наладить быт потребителям, но и привлекают к сотрудничеству офлайн-магазины и малый бизнес.
На сегодняшний день главная задача крупных китайских бизнес-платформ – охват средних и малых городов и работа с аудиторией старшего возраста. Цифровизация покупок и продаж идёт гигантскими темпами, и большие платформы рассказывают людям о возможностях для бизнеса.
Например, у Alibaba есть проект Rural Taobao, направленный на развитие небольших торговых предприятий. Как и в России, в Китае много несетевых розничных магазинов, особенно в маленьких городах. Грубо говоря, если ты – владелец небольшой лавки «на углу», можно скачать приложение Rural Taobao и заказывать товары с Alibaba для их дальнейшей реализации в розницу. А заодно и изучить ассортимент конкурентов и понять, что стоит продавать, а что уже есть на прилавке соседнего магазина.
Онлайн-бизнес не конкурирует с офлайновым, не выживает его с рынка, а сотрудничает, помогая удержаться на плаву и развиваться. С помощью раскрученного бренда человек может открыть свою торговую точку или сервис-центр и стать узнаваемым в округе.
В России «Цайняо» и AliExpress развивают похожий проект, активно привлекая на платформу представителей малого и среднего бизнеса и регионов, в том числе тех, кто никогда ничего не продавал в онлайне.
Развитием малого бизнеса занимается и «Цайняо». Отделения Cainiao Post бывают разного размера, в зависимости от численности населения. В многонаселенных районах открываются крупные отделения, в малых городах и сельской местности – небольшие помещения, оснащенные постаматами и брендированными столами. Где-то компания организует собственные посты, где-то – отделения по франшизе: всё зависит от численности населения в том или ином городе или микрорайоне.
Такую систему поддержки планируется выводить и на рынки за пределами Китая. В частности, «Цайняо» уже запустила в российских регионах услуги сортировки и доставки для мелких производителей товаров из 800 городов для дальнейшей продажи на маркетплейсе.
Беспилотная доставка: кто привозит посылки жителям китайских микрорайонов
В крупных городах популярны онлайн-покупки и курьерская доставка на дом: в разгар пандемии COVID-19, когда из-за карантинных мер магазины и кафе были закрыты, эта опция выручала жителей разных стран мира.
В жилых микрорайонах китайских городов в доставке товаров задействованы беспилотные автомобили Cainiao Little D. Они разрабатывались «Цайняо» и лабораторией ET Logistics Lab с 2015 года: первые тестовые образцы вышли на улицы мегаполисов ещё пару лет спустя.
Сейчас такие машины работают в нескольких городах: Ханчжоу, Шанхае, Тяньцзине и Чэнду. Одной зарядки электродвигателя Little D хватает в среднем на 40 километров езды, а подзарядить его можно в отделении Cainiao Post.
Беспилотник обычно приписан к отделению «Цайняо Пост», там он заряжается, в него загружают заказы – в день он может развести около 10-20% всех заказов отделения.. В основном Little D пользуется молодёжь: люди старшего поколения предпочитают общаться с курьерами или самостоятельно ходить в пункты выдачи.
Сейчас беспилотники входят в моду среди тех, кто меньше хочет бывать в людных местах: в основном это работающие люди и те, кто стремится ограничивать социальные контакты на фоне эпидемической обстановки в мире. Кроме того, на Little D проще доставлять заказы в многолюдные деловые районы или к станциям метро, где курьерам сложно ориентироваться.
Сейчас «Цайняо» изучает возможность использования беспилотников в закрытых микрорайонах – к примеру, на территории больничных комплексов.
Покупатель выбирает в мобильном приложении один из трёх способов доставки (лично в отделении Cainiao Post, курьером или с помощью беспилотника), время и адрес. Беспилотник приезжает к подъезду дома и сообщает об этом с помощью звонка или смс. В приложении можно отследить траекторию его перемещения и перехватить заказ самому, выйдя на улицу по пути движения автомобилей.
Little D не выезжают на загруженные автомагистрали: в Китае (как, впрочем, и в России) нет законодательной базы, регулирующей движение таких машин на шоссе.
Однако в пределах микрорайонов автоматические доставщики ездят вполне активно. В них загружаются карты, и, подобно роботам-пылесосам, беспилотники могут строить маршруты, исходя из погоды, ландшафта и времени суток. Сенсоры Little D распознают людей и сигналы светофора и определяют, когда надо остановиться, чтобы клиент смог забрать свой заказ.
Задача развития Cainiao Little D – не вытеснить курьеров, а дополнять их работу там, где это удобно. В ближайшем будущем беспилотники научатся передвигаться на более дальние расстояния – для начала, между соседними микрорайонами. А если на междугородних магистралях появятся беспилотные фуры, то будет совершенствоваться и законодательная база.
Что есть у «Цайняо» в России?
На российском рынке «Цайняо» появилась четыре года назад. У компании есть свои склады в Подмосковье и ИТ-инфраструктура для распределения продукции российских продавцов AliExpress. Совсем недавно появились фирменные постаматы в супермаркетах российских городов, где можно получить заказы с AliExpress. Компания работает со всеми крупными сервисами доставки от Почты России до КСЭ и DPD.
Пока это небольшие шаги, но развитие компании на российском рынке идёт. Вполне возможно, в среднесрочной перспективе мы увидим «умных» роботов Little D и на улицах Москвы и Петербурга и современные отделения доставки рядом с многоквартирными жилыми комплексами, где можно и получить посылку, и выпить кофе, и даже пообщаться с соседями и развлечь детей.
Как раз на днях видел такой в аптеке,хотел загуглить,но забыл. Зато после прочтения статьи теперь все понятно,спасибо)
они сейчас ещё стоят в магазинах "Пятёрочка" и ещё в некоторых сетях. в течение года доведём то тысячи и больше ;) совсем скоро в постаматах можно будет получать заказы и от российских продавцов алиэкспресса
Здравствуйте! Мне пришла посылка в один из таких пунктов. Расскажите, как ее получить?
СМС не приходят. Концов найти невозможно. Посылка лежит в почтамате, а забрать невозможно уже 10 дней. Крайних нет... Пока сплошное разочарование... такого низкого сервиса не встречал очень давно. Не ожидал...
Та же история. Посылка лежит с 16 ноября. Телефон на постамате не доступен. Код не пришел. В интернете никакой информации. Как получить посылку неизвестно
Посылка лежит в постамате с 24. ноября, уже больше 2х недель, ребенок не получил и не получит подарок к ДР, подарок дорогой, возврат денег по спору будет через 2 месяца, если будет, денег сейчас тоже в обрез. КСЭ - приняли заявку без входящего и контактов принявшего. Продавец молчит, службы Али и Тмолл - включают робота - ОТВРАТИТЕЛЬНО!!!!
Кому-нибудь удалось найти решение для этого вопроса? Реально, концов не найти. Где код брать - не понятно :(
Если «Цайняо» в России будет доставлять через КСЭ и DPD и тем более через Почту России - все, считай пропало. Это 3 самых отвратительных сервиса доставки.
А как выглядит этот "Cainiao Little D"? В гугле не нашел...
это модель прошлого года, сейчас уже тестируется новая
На первой фото это что? Портативный рентген/тепловизор/узи чтобы при получении заказа увидеть что тебе прислали именно телефон, а не коробку с болтами?
а на фотке весы со сканером ID, чтоб проверить, что выдана правильная посылка с нужным кодом и нужному человеку. такая же система в автоматических постаматах "Цайняо"
Зачем вообще весы при ВЫДАЧЕ?...
Чтобы определить что ничего не вытащили. Как помню, раньше на сайте Почты РФ отображался вес с точек по ходу пути. Сейчас не вижу. Может отказались т.к. так быстрее т.к. посылки плотнее идут чем по одной на весы становились. Но при отправке продавцом и выдаче я за взвешивание - чтобы обе инфы заносились в международную базу. Может быть и на таможне тоже, но там ладно. В общем, без полного знания процессов тяжело говорить
Я думал что alibaba представляет собой исключительно маркетплейс,и что физических точек у них нет,но тогда как эта компания осуществляет доставку товаров с их площадок taobaoo и tmall?
Это что то вроде нашего ozon?
нет. это просто рекламная площадка
И как всегда Москвы и Питербурга 😄 А вот остальная настоящая Россия вся дремучая и нищая. Ниплохо устроились там 😁 всё с России в Москву а в Россию болт.
Уже неделю не могу получить посылку, она точно в Москве. То постамат не работает, то курьерская служба за 5 дней, с того момента не может доставить посылку, то еще что- все со слов сотрудников. Сервис работает плохо, пользоваться не советую. Уж лучше на почту.
Развод от Али или ну их нах Cainiao (Цайняо) .
Сразу с главного. Заказал на Али 7позиций на сумму больше 13т.р. Выбрал доставку в постаматы Cainiao (Цайняо).
Две мелкие посылки были доставлены без проблем (+одна пришла по почте России), но как только пришли значимые по сумме и по смыслу товары началось шоу. Схема проста и стара, как мир - постаматы Cainiao (Цайняо), но вот в Москве доставкой, в те самые постаматы, занимается фирма «Курьер сервис экспресс» (Читаем о них отзывы на просторах интернета. Я этого не знал, о чем сожалею).
Получил три смски о невозможности доставки в постамат. Это соответственно три товара из оставшихся четырех. Сразу удивил сам факт невозможности -товары дорогие, но компактные. Так как я уже был в курсе, что за фирма доставляет и соответственно понимая, что я «вляпался», решил начать выяснять причины.
На сайте «Курьер сервис экспресс» пытался написать в чат- чат не открывается. Решил звонить, длительное ожидание, связь с оператором. Причина невозможности доставки в постамат не объясняется. Спрашивают адрес, куда доставить?! Я выбрал постамат и хочу доставку в постамат. Но со слов оператора это невозможно.
Далее связался в чате Алиэкспресс- бес толку, но дали телефон тех. поддержки Cainiao (Цайняо)
8(495)162-10-88. Обратившись в тех.поддпержку получил все те же ответы.
Если Вы выбрали на Али доставку в постаматы Cainiao (Цайняо), то сразу попадаете, если не на деньги, то точно на нервы.
P.S. Если вам кажется, что Вами не манипулируют, значит вы в руках профессионалов.