{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Испытательный срок для руководителя команды от А до Я

Когда люди устраиваются на работу, мало кто вспоминает о том, что испытательный срок проходит не только новичок, но и его руководитель. Ведь присмотреться и понять, хороший ли ты выбор сделал, нужно обеим сторонам — и работодателю, и работнику.

Евгений Гончаров, руководитель маркетплейс менеджмента и повышенных классов в Ситимобил, рассказывает, как руководителю успешно выдержать испытательный срок для нового сотрудника.

Управляйте ожиданиями кандидата на финальном этапе собеседования

Один из главных моментов — финальный этап собеседования, на котором и кандидат, и нанимающий (а иногда ещё и рекрутер) уже расслабляются: финалист найден, предложение примерно соответствует ожиданиям. Остается поговорить за жизнь и разойтись до первого дня на рабочем месте (скорее всего, как и сейчас в Ситимобил, на удалёнке).

В этот самый момент я ещё раз подробно рассказываю, что может ожидать новичка; какие нюансы в работе компании меня лично раздражают; и в чём можно разочароваться, особенно по сравнению с предыдущим местом работы.

О чем я люблю говорить на финальном этапе:

  • подробно рассказываю про роль, обязанности и мои ожидания;
  • как можно конкретнее описываю возможные проекты (не забывая о том, что NDA ещё не подписан);
  • и повторяю, что главная задача руководителя на испытательный срок — подобрать задачи, которые будут интересны новичку.

Как давать неинтересные задачи?

А как быть, если задача неинтересная? Ведь её всё равно нужно сделать.

Я больше пяти лет проработал в консалтинге, и знаю о прокрастинации больше, чем хотел бы. Худшее, что я могу сделать как руководитель, — заставлять людей выполнять неинтересные задачи. Чем это грозит:

  • сотрудники начнут халтурить и отлынивать;
  • у людей пропадёт мотивация и удовольствие от работы, а с ними и вовлеченность;
  • результат работы будет неудовлетворительный.

Так что же делать? Многие в такой ситуации вспоминают присказку: «нет слова "хочу", есть слово "надо"». Но при таком подходе «через не хочу» продуктивность труда оставляет желать лучшего. И об этом нужно помнить при наборе команды. У людей разные склонности, и кому-то по душе задачи, которые неприятны другому. У меня бывают ситуации, когда задачу отдать некому, и тогда я готов сделать её самостоятельно. Или ситуации, когда сотруднику задача неприятна, а я ему сочувствую и предлагаю передать кому-то другому (понимая, что другой тоже этому не обрадуется). В подобных случаях моя готовность помочь уже облегчает восприятие задачи и человеку легче браться за неё.

В условиях удаленной работы стендапы и регулярки приобретают особую ценность

В последнее время я часто слышу мнения, что ежедневные регулярные беседы тет-а-тет очень ценны, а стендапы помогают быть на одной волне с командой и понимать, какие задачи сегодня важны.

В обычной офисной жизни Ситимобил стендапы проводились «автоматически»: встречаешь сотрудника, наливаешь кофе в буфете, и пять минут разговариваешь о жизни и работе. А сейчас людям очень не хватает таких бесед. Поэтому наша команда каждый день на полчаса собирается в онлайне, мы обсуждаем вопросы и задачи. Получается не слишком структурировано, но ведь главное — поддержать эмоциональную связь с коллегами и ощутить, мы вместе идём в одном направлении.

А для регулярок я придумал нехитрую структуру.

Регулярка курильщика и регулярка здорового человека

Какие ошибки часто совершают при проведении регулярных встреч:

Вы руководитель:

  • и вы не пришли или опоздали;
  • не знаете, о чем говорить, и полчаса рассказываете про свой близящийся отпуск;
  • не спрашиваете про задачи сотрудника и о его трудностях в работе;
  • отмахиваетесь от обратной связи, как от мухи.

Вы сотрудник:

  • и вы опоздали;
  • у вас нет вопросов;
  • и нет статуса по задачам;
  • у вас нет обратной связи для руководителя (или вы молчите, когда что-то не нравится, например, опоздание руководителя на встречу).

Как проводить встречи правильно:

Вы руководитель, и вы пришли вовремя:

  • первые 5 минут тратите на получение от сотрудника обратной связи про вас/смежников/текущие проблемы/орг. моменты;
  • рассказываете сотруднику про связанную с ним про ситуацию, задачу, проблему, не переходя на оценку личных качеств;
  • вы знаете, какие задачи в работе у сотрудника, но не говорите, как их делать, а выясняете её состояние, спрашиваете, нужна ли помощь;
  • даете обратную связь по свежей завершенной задаче;
  • ставите новую задачу, описывая цель, способы подступиться к ней, сроки и приоритет;
  • Q&A (проверяете, появились ли еще какие-то моменты, которые надо обсудить).

Подробнее про обратную связь

Раз в месяц нужно давать и собирать обратную про работу сотрудников, про задачи и смежников. HR-компания TYPICAL составила волшебное руководство по проведению встреч в формате 1:1. Рекомендую его посмотреть, чтобы представлять структуру обратной связи.

Как поступаю я:

  • Собираю информацию от 3-6 смежников (в кросс-функциональном отделе это легко сделать).
  • Структурирую её, чтобы можно было передать её на словах. Подчёркиваю повторяющиеся аспекты.
  • Формулирую свою обратную связь, опираясь на завершенные задачи и опыт работы с сотрудником.
  • Подчёркиваю и многократно отмечаю успехи и то, что людям хорошо удаётся делать — в нашей культуре принято прислушиваться к негативной критике, а от похвал отмахиваться, словно так и надо.

Продолжение следует

Итак, для успешного прохождения испытательного срока в глазах нового сотрудника руководителю необходимо:

1) На финальном этапе собеседования ещё раз подробно рассказать о задачах и особенностях работы в компании.

2) Стараться давать сотрудникам те задачи, которые им интересны. Или хотя бы искренне стараться помочь в решении неинтересных задач.

3) Не пренебрегать регулярными встречами в формате 1:1. И уж точно проводить их с пользой.

4) Особое внимание уделять обратной связи: как от себя, так и от сотрудников.

Всё это важные, но не исчерпывающие аспекты прохождения испытательного срока. В следующей статье я расскажу:

  • Про основные milestones испытательного срока;
  • Онбординг и способы его ускорить;
  • Критерии успеха прохождения испытательного срока;
  • И как выстраивать работу после.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда