Ситимобил

Люди на вырост: как it-компании получить новых сотрудников с нужными компетенциями

Чем занимаются стажеры «Ситимобила» — рассказывает (теперь уже) штатная сотрудница компании.

Найти сотрудников для динамично развивающейся компании – сложная HR-задача. Соискателей без опыта приходится долго вводить в курс дела, а более опытных специалистов нужно «перекупать» у других игроков рынка.

Сервис городской мобильности «Ситимобил», используя и эти методы, в качестве пилотного проекта организовал трехмесячную оплачиваемую стажировку для студентов последних курсов. Это распространенная практика в компаниях, которые заботятся о пополнении штата и создании кадрового резерва.

Анастасия Ремесник, младший маркетинговый аналитик, рассказывает, что из себя представляла оплачиваемая стажировка и как по её результатам удалось стать частью команды.

На стажировку – через поэтапный отбор

Полтора года назад я окончила экономический факультет Высшей школы экономики. Во время учебы проходила стажировку в нескольких компаниях: помощником бухгалтера в BMW и в нескольких отделах консалтинговой компании Ernst&Young. Это стандартный путь студента старших курсов или выпускника экономического факультета.

Мое первое место работы после окончания университета – онлайн-кинотеатр IVI. Там я занималась развитием детского бизнес-юнита – сегмента аудитории до 12 лет. У нас была небольшая команда – всего два человека. В какой-то момент я поняла, что работа мне не очень нравится. В IVI я была менеджером направления, а мне хотелось быть аналитиком, глубже работать с данными.

Я начала смотреть, куда могу пойти, чтобы заниматься тем, что мне интересно. Составила список компаний, которые набирают либо на стажировку, либо на вакансии. Однажды в почте мне попалось баннерное объявление, что «Cитимобил» набирает на стажировку студентов старших курсов и выпускников. Я пользуюсь почтой Mail.ru – это теперь продукт VK, и «Cитимобил» – тоже часть этой экосистемы. Они на меня как-то таргетировались – наверное, увидели, что я ищу стажировку. Предложение «Cитимобил» показалось интересным.

Первый этап отбора проходил онлайн. За час нужно было выполнить несколько тестов на знания. Это была теория вероятности, SQL (язык программирования для работы с данными) и логические задачки, над которыми пришлось поломать голову. Я удивилась, когда мне сказали, что я прошла первый этап. После теста было интервью с командой.

Менеджер, которая занималась подбором людей на стажировку, ежедневно держала со мной связь, всегда отвечала с первого раза, даже сама писала предупреждения: «Всё в порядке, мы подводим итоги и скоро объявим результаты».

Я тогда уезжала на Алтай на 15 дней, и за день до вылета подумала – вот было бы клёво, если бы мне сейчас позвонили и сказали, что меня берут на стажировку. Примерно так и произошло. Мне в этот день позвонили и сказали: «Лети отдыхай, а после Алтая приезжай свежая, отдохнувшая и начинай работать».

Расследования, вылавливание багов и другие обязанности

Первый день работы прошёл в офисе. Нам рассказали, что такое «Cитимобил», и что нас ждёт на стажировке. Раздали технику и познакомили с нашими командами. Личное знакомство – это очень классно. В удалённой работе нет ничего плохого. Но когда ты видишь людей вживую и можешь с ними пообщаться, это намного более приятно. В тот момент, когда вышли стажёры, все остальные сотрудники тоже оживились, команда начала чаще ходить в офис. Раньше все в основном сидели по домам.

Я стажировалась в отделе аналитики. В других отделах проходили стажировку разработчики и тестировщики. Моя команда состоит из 10 маркетинговых аналитиков, вместе со мной у нас два стажёра. Стажёры могли выбирать удобный для себя формат занятости – 20, 30 или 40 часов в неделю. Я уже не учусь, поэтому выбрала для себя максимальную загрузку — полный рабочий день.

У меня были примерно такие же задачи, как и у всех остальных сотрудников отдела. Одним из первых заданий стало исследование пользователей трёх разных платформ: «Такси ВКонтакте», приложение «Cитимобил» и телефон – то есть те, кто заказывает такси через звонок оператору. Нужно было исследовать эти площадки и найти особенности пользователей каждой из них. Так я начала знакомиться с базами компании и понимать, какие метрики для неё важны.

Среди моих задач были не только исследовательские, но и маркетинговые – например, аналитика кампаний. Допустим, «Cитимобил» проводил акцию с ускоренным набором уровней в программе лояльности. Чтобы рассказать об этом, компания делала пуш-рассылку, закупала рекламу. Мне нужно было проанализировать эту кампанию. Сколько пользователей она привела, сколько из них получили повышенный уровень в программе лояльности и стали чаще заказывать такси, сколько мы на этом заработали денег.

Третий класс задач – найти что-нибудь такое, на что у нас пока нет ответа. Такая работа очень вдохновляет. Ты даже не знаешь, куда тебе нужно идти, ты просто где-то изучаешь и в какой-то момент что-то находишь. И это прямо «вау!». А когда идёшь к этой большой цели, по дороге еще пару багов собираешь. Например, выясняешь, что данные неправильно отправляются в базу.

Одну из моих работ особо оценили коллеги. Они сказали, что я решила очень важную задачу для программы лояльности. Финансовый отдел попросил разобраться в ситуации с бонусами: починить алгоритм начисления бонусов для пользователей «Cитимобил», чтобы на счетах клиентов накапливалось справедливое количество бонусов. Мы всё починили. К нам подключились разработчики, маркетинговые и продуктовые аналитики. И теперь всё работает, как надо.

Чем понравились эти три месяца

На стажировке мне больше всего понравилась моя команда. Это было как влюбленность с первого взгляда. Помню, прихожу в первый раз – а ребята из команды обсуждают что-то про лыжи и сноуборд. Я спрашиваю у них: «Вы что, все катаетесь на лыжах и досках?» Они отвечают: «А как ты думаешь, по какому принципу здесь отбирают людей?», и смеются.

Самое интересное, что это была не просто шутка. В команду действительно подбирают активных и общительных людей, которые чем-то увлекаются. Медианный возраст персонала в нашем отделе – 24 года. Со всеми очень приятно общаться, все готовы прийти на помощь. Тебе всегда дают конструктивную обратную связь, никогда не ругают за ошибки, подсказывают, как их исправить и что сделать, чтобы в следующий раз избежать. В такой атмосфере быстрее растёшь.

Мне очень понравился офис. На каждом этаже самокаты, фреш-бар, фрукты, бариста делает кофе. Есть места, где можно уединиться и поработать в тишине. А если хочется побыть с командой – иду в Openspace. Летом можно поработать на улице, у нас есть открытая терраса. В общем, офис «Ситимобил» на Ленинградском проспекте – это очень комфортное и удобное для работы пространство.

Конечно, классные команда и офис – это супер. Но если тебе не нравится работа, то никакой офис не спасёт. Мне нравится то, чем я занимаюсь в компании. У меня нет стандартных задач, каждый раз что-то новое. Постоянно нужно думать, разбираться во всех деталях, подключать голову.

Полученные на практике знания и навыки

Я много чему научилась с технической точки зрения. Например, писать и оптимизировать сложные SQL-запросы, подбирать нужные критерии для проверки гипотез после проведения экспериментов, проверять статистическую значимость и строить распределение с помощью Python. Теперь я понимаю, как сделать запросы лучше, удобнее, быстрее. Это во многом заслуга команды: мы проводим ревью кода под каждую задачку друг у друга. Каждый аналитик, независимо от грейда, получает обратную связь от коллеги. Когда я что-то делала не так, мне всегда подсказывали, как сделать лучше и быстрее.

Я научилась строить сложные дашборды, визуализировать полученную мною информацию и доставлять её до заказчиков с помощью программы Tableau (система интерактивной бизнес-аналитики). Мой наставник в компании посоветовал мне пройти 40-дневный марафон по этой программе. Это невероятное ощущение – когда совсем недавно я что-то не умела, а теперь могу делать столько всего классного.

Очень важный навык – коммуникации. Аналитик должен понимать, какую проблему бизнеса он решает, предлагать варианты решения и уметь доставать нужную информацию не только в базах данных, но и у коллег. Аналитик никогда не работает в одиночку, всегда в команде: он анализирует, что было, и помогает понять, куда двигаться дальше. В целом я могу сказать, что на стажировке мне всё понравилось. Даже не могу вспомнить каких-то негативных моментов.

Самым трудным было научиться «с нуля» писать сложные запросы. Сначала приходилось обращаться к коллегам буквально за каждой мелочью. А постоянно дёргать людей неудобно. И я всегда думала: потерять время и сделать самой или набраться наглости и оторвать коллегу от работы? Искать решение самой – это долго, и не факт, что ты в итоге его найдёшь. Главное, что коллеги с пониманием относились к моим вопросам. А я старалась запоминать всё, что они говорили, и улучшать свои навыки.

Во время стажировки очень боишься сделать что-то не так. Всегда немного страшно: сейчас что-нибудь не так – и всё «ляжет». Бывают очень тяжеловесные запросы, которые могут всё «положить». К счастью, пока такого не случалось. А все эти страхи получилось довольно быстро преодолеть – конечно, с помощью команды.

Приглашение в штат

Стажировка в «Cитимобил» длится три месяца. В октябре, примерно за три недели до её окончания, коллеги из моей команды назначили мне встречу. Я думала, они хотят дать мне какую-то обратную связь по моей стажировке. Но они сказали: «Мы не будем долго тянуть – рады будем видеть тебя в штатной команде». В этот момент я не сразу поняла, что именно происходит. Еще минута, и я почувствовала, что абсолютно счастлива.

После окончания стажировки в моей работе ничего особо не изменилось, просто задачи стали сложнее. Их пул остался тем же – в основном это маркетинговая аналитика. Я продолжаю работать и с программой лояльности. Например, мы решили дать более высокий кэшбек для какой-то категории пользователей. И мне нужно проанализировать, как это повлияло на результаты, и повлияло ли вообще.

Сейчас у меня появятся задания, связанные с B2B-маркетингом. Буду анализировать конвертацию пользователей из B2С в B2B. Также буду заниматься маркетингом в направлении аренды самокатов. Фактически мне выделили целое направление. Если стоит вопрос, кому дать задачи по самокатам, все знают – это к Насте.

Как у всех других членов команды, раз в полгода меня ждёт ревью. Это оценка того, что я сделала за это время. На её основании принимается решение о присвоении нового грейда или повышения зарплаты. Кстати, по сравнению со стажёрской позицией (45 тысяч рублей), зарплата у меня серьёзно выросла. Прибавилось и «плюшек». Например, теперь я могу пользоваться ДМС.

Быть частью большой компании

Когда я говорю, что устроилась в «Cитимобил», меня иногда спрашивают: «Ты что, в такси работаешь?» Тогда я объясняю, что это не просто сервис такси, а платформа городской мобильности. У нас есть не только такси, но ещё и самокаты, и каршеринг.

На рынке представлены более крупные конкуренты. Но наша компания занимает свою нишу, у нас тоже есть свой круг пользователей. Когда я еду в «нашем» такси, всегда спрашиваю водителей, как им работается, что нравится и не нравится. Ещё ни один из них не дал негативной обратной связи. Некоторые отмечают, что по сравнению с другими агрегаторами у нас «такие хорошие клиенты».

«Cитимобил» стал для меня местом, где мне приятно проводить время. Я обрела классный офис с прекрасной атмосферой, завела друзей. Сам сервис «Cитимобил» для меня — удобный способ передвижения по городу. Раньше я такси почти не заказывала, теперь стала пользоваться им намного чаще.

Теперь я везде замечаю машины с оклейкой «Cитимобил». Когда вижу их, становится теплее на душе: вот компания, в которой я работаю. Особенно приятно, когда с друзьями куда-то ходишь и говоришь: «Ребята, сейчас я закажу такси через приложение своей компании». В этом случае сотрудник компании – это «тайный покупатель»: я могу оценить работу водителя через специальный бот. Так мы помогаем улучшать сервис – не только аналитикой, но и взаимодействием с продуктом.

0
38 комментариев
Написать комментарий...
Александр Медведь

Вам этих аналитиков скоро придётся "на линию" отправлять. Хрен ваше такси вызовешь.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Медведь

Они в минус работают, Сбер башляет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Тогда зачем им водители?

Ответить
Развернуть ветку
medso

а если и вызовешь, то он доедет и отключится от системы, а в трубку будет бубнеть что стоит у подъезда, а это ты не вышел на заказ. и если не сделать запрос по возврату денег, то они достанутся ему. система без изъяна)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Sukhoverkhov

Какое счастье - по окончанию высшего учебного заведения взяли стажером - в таксопарк )))

Ответить
Развернуть ветку
S8dAS

Есть куда стремиться — в Яндекс.Такси

Ответить
Развернуть ветку
Настя Ремесник

Ситимобил - не таксопарк, а агрегатор такси, самокатов и каршеринга, иначе называется платформой городской мобильности. Таксопарки - партнёры Ситимобил.
Так что для меня действительно счастье, что взяли стажёром) Попасть сюда не так просто.

Ответить
Развернуть ветку
dss

С каких пор такси стало ИТ компанией?

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Andrianov

Так Dodo Pizza например тоже IT-компания, они так статью на VC назвали в 2018м (:

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Готовим на сервере.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Letko

Иногда и макбук неплохо коптить начинает

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

катализатор надо менять, а не выбивать и ставить обманку.

Ответить
Развернуть ветку
dss

А хотелось бы, чтобы они все таки сосредоточились на приготовлении пиццы и качественных продуктах.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Andrianov

Это не модно.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Медведь

Умная пицца сейчас в тренде.

Ответить
Развернуть ветку
Настя Ремесник

Агрегатор такси/каршеринга/самокатов - технически сложная штука.
Сами по себе такси и таксопарки - клиенты сервиса, они уже не являются it компаниями.

Ответить
Развернуть ветку
Азиатский Таксист
Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev
Ответить
Развернуть ветку
Процессуальный Филипп

Серьезно? Кто-то ездит на такси Ситимобил? Вот серьезно? Для меня это открытие, я машины в их ливреях видел последний раз никогда. Город Москва.

Ответить
Развернуть ветку
Настя Ремесник

Цифры говорят сами за себя - 540 000 тыс. поездок в пиковые дни:) Так что да, свой клиент у Ситимобил имеется.

Ответить
Развернуть ветку
Процессуальный Филипп

Ну и чтоб два раза не вставать — разве удобно сидеть в офисе в высоких и теплых зимних сапогах? )

PS. 540 000 тысяч - это полмиллиарда. Вряд ли )

Ответить
Развернуть ветку
Настя Ремесник

А про сапоги - можно было бы конечно сменную обувь принести в офис, никаких проблем, но мне итак норм:)

Ответить
Развернуть ветку
Настя Ремесник

Да, вы правы, прошу прощения за мою невнимательность:) 540 тыс. поездок - открытые данные с сайта ситимобил https://city-mobil.ru/.

Ответить
Развернуть ветку
Процессуальный Филипп

Здравствуйте! Вы существуете )

Хорошо. Давайте без глума. Чем лучше пользоваться Ситимобил по сравнению с Я.Т? Я премиум подписчик Сбера, так что как бы кешбека должно капать больше, но останавливает шлейф отзывов "не приехал", "отменил", "ждала три часа на морозе" и прочее.

Ответить
Развернуть ветку
S8dAS

Ездят одинокие машины. Мне удалось три поездки сегодня выполнить. Цены говно, тут Ситимобилу равных нет.
Но кормить молодых аналитиков необходимо, иначе у них штаны спадут. А без штанов они уже не такие красивые.

Ответить
Развернуть ветку
Процессуальный Филипп

Надо бы в Пермь смотаться посмотреть, давно собираюсь, это ведь у вас посикунчики? )

Ответить
Развернуть ветку
S8dAS

Да

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Также поможем им настроить шины для сквозной аналитики заказом и апи для перехвата их.

Ответить
Развернуть ветку
Ситимобил
Автор

Иван, здравствуйте! Нет, у аналитиков нет доступа к такой информации

Ответить
Развернуть ветку
Yan

У скольки людей есть доступы к реальным платежным данным?

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Хорошо хоть платная стажировка, если и не будет работы в компании, то опыт пригодится.

Ответить
Развернуть ветку
Yan

@Ситимобил все прекрасно, если открыть карьерную группу в фэйсбуке, то с точки зрения коммуникациями все плохо у рекрутеров.
Сам сталкивался у вас же, когда нужно соискателю пинать компанию, что бы получить реакцию, даже не отказ.

Ответить
Развернуть ветку
Настя Ремесник

У меня со стажировкой другой опыт получился - наоборот каждый день рекрутеры на связи были по своей инициативе.
В период адаптации так вообще с головы до ног облизывали - спрашивали регулярно, всё ли нравится, хорошо ли относятся, интересные ли задачки, не давит ли коллектив. У меня это 4 место работы - такое отношение впервые.

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Наверное, внутри уже другое отношение.
Или пытаются найти людей, которые не подойдут им, если в друг жаловаться будешь.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Axonoff

Так смешно эти розовые какашки читать) А ещё бонусы вы починили так, что цены в 3 раза выше, чем у конкурентов, но бонусов нет в принципе?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 38 комментариев
null