Samsung заблокировала мой телевизор

Вчера вечером мой телевизор Samsung QE65Q8F отказался запускать приложения и показал мне следующее сообщение: «This TV is not fully functional in this region».

Ах ты ж кусок корейского барахла, подумал я, и бросился судорожно выключать и включать устройство. Ведь этот, известный всем, способ помогает от всех бед не хуже подорожника. Многократные попытки не увенчались успехом, функции Smart TV не работали и сопровождались вышеупомянутым сообщением.

Что скажет Google?

Беглый гуглеж показал — проблема не только у меня, и она совсем свежая. Samsung объявила войну своим же пользователям, имевшим неосторожность приобрести «серое» устройство, и стал блокировать часть функций с января 2020 года.

Стоить отметить, что самое первое видео, которое я посмотрел, саркастично высмеивало угрозы представителей корейского производителя о блокировках телевизоров, выпущенных для другого региона. Автор ролика был уверен — Samsung не будет стрелять себе в ногу, но он недооценил эффективных менеджеров корпорации. Что характерно, проблема актуальна на рынках России, Украины, Молдовы и так далее.

История покупки телевизора

Аппарат был куплен в конце 2019 года в интернет-магазине, обнаруженном на просторах «Яндекс.Маркета», название которого я сообщать не буду. Отмечу лишь, что напротив карточки товара на «Яндекс.Маркете» стояла отметка «Официальная гарантия», вот такая:

Скриншот с «Яндекс.Маркета» про официальную гарантию Samsung​ Eugene Gultiaev

На момент покупки телевизора данной модели я не обнаружил на официальном сайте samsung.ru и решил, что очень хорошая цена обусловлена сливом остатков прошлогоднего модельного ряда, а мне несказанно повезло, ведь я так долго изучал рейтинги на rtings.com и остановил свой выбор именно на QE65Q8F.

Телевизор привезли, подключили, проверили, в инструкции к нему даже был русский язык (но это не точно). Для того чтобы увериться в том, что мне привезли не палево, я зарегистрировался на accoun.samsung.com, без проблем добавил устройство и остался очень доволен собой... До вчерашнего вечера.

Не попутал ли Samsung берега?

Надо сказать, когда я понял, что произошло, у меня знатно подгорело и я решил, что корпорация на букву «с» серьезно нарушила мои права, и у меня к ней есть ряд вопросов:

Почему я, как потребитель, должен вникать в то, для какой страны сделано устройство? Откуда я вообще об этом должен узнать? Ведь я купил настоящую продукцию, выпущенную ими и даже зарегистрировал ее у них на официальном сайте.

Почему я не могу съездить в условную Финляндию и не купить себе телевизор там, где хочу? Да, в моем случае я этого не делал, но мог. Поехал бы за «фэйри» и сыром, как это делает весь Питер, в Лаппеенранту и привез бы телек оттуда.

Зачем они вообще это делают? Ведь я заплатил деньги им, а не купил подделку. Я пользуюсь их устройством и их экосистемой.

P.S.

Я никогда не был фанатом марки Samsung. Их планшет Galaxy Tab доставлял мне максимум боли, как пользователю, до тех пор пока я не выбросил его в окно, после очередного зависания. Но телевизоры они делают действительно неплохие. Только я больше никогда их не куплю. Ничего другого тоже не куплю, и всем скажу ничего не покупать. Заметит ли это Samsung? Очень вряд ли, но надеюсь, я буду не один.

P.P.S.

Посмотрим, что скажет мне на это юрист. Надеюсь на наш ЗоЗПП, так сильно потребителя, как у нас, немного где защищают законы. Быть может, Роспотребнадзору и ФАС ситуация покажется интересной.

Что делать. Поддержка Samsung просит обращаться на горячую линию и не предлагает прямых способов решения проблемы. В сети есть инструкции, как снять блокировку через смену региона в сервисном меню, в которое можно попасть с помощью комбинации кнопок на пульте. Некоторым помогает только платная замена платы. Манипуляции с сервисным меню могут привести к сбоям в работе телевизора и сложностям с гарантийным обслуживанием.
0
1351 комментарий
Написать комментарий...
sone ome

Если абстрагироваться от целей/задач, которые Samsung пытается достичь/решить подобным образом, то в сухом остатке имеем следующее: 

1. телевизор куплен в одной стране, однако используется в другой; 
2. Samsung блокирует функционал Smart Hub, который является существенной частью телевизора, и более вероятно, что без возможности использования которого покупатель вряд ли стал бы покупать его. 

1. Варианты действий в отношении продавца (магазина): 

(a) исходя из пункта 2 статьи 12 ЗОПП продавец несет ответственность за предоставление полной и достоверной информации о товаре до заключения договора купли-продажи и за недостатки товара, возникшие после передачи товара, в связи с отсутствием такой информации; 

(b) презюмируем, что потребитель, не обладает специальными знаниями, в том числе о возможности гео-блокировок софта телевизора, который делает невозможным его нормальное использование (пункт 4 статьи 12 ЗОПП [хоть тут речь идет только о возмещении убытков, рассмотрение покупателя как "слабой стороны", которая не обладает специальными знаниями, действует фактически во всех случаях]), а также что продавец про риски блокировок при продаже не уточнял (обратного в исходных данных нет); 

(c) как следствие, в связи с отсутствием информации перед продажей, которая бы существенным образом повлияла на покупку (вряд ли покупатель был бы готов купить нефункциональный товар), в товаре возникли существенные недостатки (nb: недостатки ПО, встроенного в товар, можно рассматривать как существенные. Критерии размыты, но существенным недостатком в общем случае является неустранимые недостатки, недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени и т.п., см. пункты 13 и 14 Постановления Пленума ВС РФ № 17 от 28.06.12, статью 475 ГК РФ); 

(d) в связи с наличием в товаре существенных недостатков, которые не были оговорены перед продажей, а также в связи с тем, что такие недостатки фактически лишают возможности использовать телевизор по его назначению, в порядке пункта 2 статьи 12 и статьи 18 ЗОПП можно требовать от продавца расторжения договора купли-продажи и возврата денег за товар.

В итоге, т.к. магазин не уведомил о том, что существует риск того, что телевизор будет нефункционален (в связи с правом Samsung блокировать функционал по гео-меткам) его можно вернуть обратно в магазин со ссылкой на существенный недостаток товара. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
sone ome

Зависит от того под чем конкретно он подписался. Если под бумагой с общей формулировкой (со всем ознакомлен, обо всем знаю и т.п.), то продавец должен будет доказать что конкретная информация (о том, что у телевизора есть "косяк" в том, что он не предназначен для работы на территории России и его функционал может быть урезан изготовителем в любой момент) была доведена до сведения потребителя (размещена на сайте, доведена письменно и т.п.). 
Если магазин не сможет доказать, что информация была доведена в полном объеме, то шансы на стороне потребителя, и совершенно не имеет значения "серый" телевизор или нет. 

Все же в данном случае мы говорим об информации, которая является "необходимой и достоверной", что бы обеспечить возможность "правильного выбора" товара (статья 10 ЗОПП). Как следствие, это информация, которая является существенной для принятия решения о заключении договора и отсутствие которой у потребителя формирует у него неверные представления о потребительских свойствах и качествах товара. К примеру, думая, что покупается новый смартфон, потребитель на самом деле приобретает б/у, о чем узнает лишь постфактум. Или потребитель приобретает смартфон, но лишь после узнает, что в российских сотовых сетях он физически работать не может. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
sone ome

Потому что вызова менеджера для показаний будет недостаточно. Закон (пункт 3 статьи 10 ЗоЗПП) отдает предпочтение письменным способам, которые и доказываются письменными доказательствами.

В случае спора с магазином решающим является то, что магазин не уведомил о том факте, что есть риск блокировки функционала в связи с происхождением телевизора из другой страны.

Аналогия с Windows в данном случае неприменима, потому что иные условия распространения и иные соглашения.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
sone ome

"2. где обязательства Самсунг предоставлять услуги данного приложения не на сертифицированном устройстве непредназначенном для продажи на территории РФ?" 

 Вопрос также поставлен неверно. Должно быть: может ли Samsung прекратить оказание услуг (полностью или в части) в связи с использованием пользователем сервиса в стране, отличающейся от страны покупки телевизора? 

 Ни в термсах на Smart Hub (они для США, но предполагаю, что для прочих стран они не сильно отличаются), ни в термсах в отношении аккаунта, не указано на право Samsung прекратить предоставления услуг или расторгнуть договор в случае использования сервисов в стране, отличной от страны покупки устройства. 

 Вместе с тем, имеется право Samsung в любое время приостановить или прекратить предоставления сервиса (в целом, в конкретной стране, на конкретной территории и т.п.) по своему усмотрению, в случае нарушения пользователем условий термсов, в случае отказа пользователя, в случае, когда оказание услуг нарушает требования применимого права в конкретной стране. 

 Использование ПО на несертифицированном оборудовании нарушением применимого права не является, обязанности использовать сервис только на определенной территории - аналогично.

Однако, с учетом того, что они вправе прекратить/приостановить оказание услуг - они в своем праве. 

Но как я уже указывал выше, я считаю, что это надо рассматривать как условия, которые отличаются от обычно используемых, являются обременительными и несоразмерными (если бы договор заключался в обычном порядке вряд ли потребитель согласился бы, что его устройство может стать тыквой и потерять часть функционала лишь по желанию производителя), а потому существенным образом нарушают права пользователя.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
sone ome

С чего это вдруг?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
sone ome

Руководствуясь очевидными правилами аргументации, если вы что-то утверждаете, то вы и доказываете. Не стоит перекладывать это на меня. Свою позицию я изложил.

Что именно бесплатно? Приложение? Какой сделки не было? 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
sone ome

Не покупал. Заключение лицензионного договора в отношении встроенного ПО - это не сделка?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
sone ome

Интереса и понимания вашей позиции ради, почему вы считаете, что лицензионного соглашения не было? Правильно ли я понимаю, что вы исходите из того, что купив телевизор со встроенным/скачиваемым ПО (прошивки, приложения, функционал, реализуемый через ПО) никаких лицензионных соглашений в отношении этого самого ПО пользователем не заключается?

Ну ок, защита права путем изменения или прекращения правоотношений. В чем заключается нарушение лицензионного соглашения? Использование ПО на несертифицированном оборудовании? С учетом того, что ничего подобного в российском позитивном праве нет, то где договорная норма, которая устанавливает подобное? 

Вместе с тем, попробую еще раз робко напомнить свою позицию: Samsung в своем праве прекратить/изменить условия лицензионного договора (особенно, если исходить из того, что данная лицензия - это безвозмездная сделка и ЗоЗПП тут не применяется) фактически по любому основанию (если исходить из текста американской EULA и лицензии на аккаунт), но я настаиваю на том, что подобное право, закрепленное в лицензии обременительно, несоразмерно и лишает товар функционального смысла. Что дает основания для оспаривания через нормы договора присоединения.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
sone ome

1. Публично доступная EULA не содержит ограничений в части территории использования. Позиция в пресс-релизе не имеет ссылок на конкретные пункты EULA, поэтому можно с таким же успехом утверждать, что Samsung решили просто прекратить оказание услуг на определенной территории или решили прекратить оказание услуг в отношении конкретных пользователей; 

2. Где в инструкции определена территориальность использования? "Некоторые функции могут быть недоступны в некоторых регионах"? Вряд ли можно признать это территориальным ограничением лицензии. С таким же успехом давайте считать, что дополнять лицензию они могут любым образом и публиковать изменения любым удобным способом, но это абсурд; 

3. Если "нарушение" интеллектуальных прав основано на предполагаемом нарушении прописанной где-то территориальности использования, то я с вами не соглашусь, потому что в лицензии нет четкой фиксации территории использования; 

4. Хватит валить в кучу изъятие товара из оборота и защиту прав по лицензии. Вы определитесь: либо защита исключительных прав либо "изъятие небезопасного приложения". Это совершенно разные права с различными основаниями возникновения и пределами действия. Смешивать их воедино - абсурд.

Еще раз, если вы выборочно читаете то, что я пишу: вопрос не в том могут или не могут Samsung с точки зрения текущих условий EULA ограничить использование ПО (могут, даже если вот просто захотят, без всякого притягивая за уши нарушения), а в том, что  подобные условия EULA приводят к возникновению права на оспаривание действий через нормы о договоре присоединения.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
sone ome

Евгений, вы, как я понимаю, по аргументам оппонента отвечать не привыкли?

"Russian (only when connecting to Network in EE,LV,LT)....
написано в руководстве! а не то что вы себе выдумываете...."

Какое отношение выбор языка системы имеет к территориальным ограничениям использования? И каким образом возможность выбора языка является указанием на ограничение территории? Ну и может потрудитесь рассказать почему руководство пользователя нужно рассматривать как лицензионный договор?

"какой договор присоединения.. о чем ты пишешь.
не об этом думать ты должен... не о форме заключения договора..
ты лучше напиши как ты собираешься обойти 1235, 1250, раз уж ты обсуждаешь что договор присоединения нарушает твои на права пользование путем введения территориальных ограничений на использование программного продукта!"

Не стоит упрекать меня в отсутствии базовых знаний, если вы задаетесь подобными вопросами. Но все же отвечу с робкой надежной на понимание: никак, потому что (a) вы так и не обосновали наличие введенных территориальных ограничений по использованию ПО, (b) для оспаривания договора присоединения достаточно норм в статье 428 ГК РФ.

"я так и представляю.. приходит неофит в арбитраж ... и говорит вы знаете у меня договор присоединения к лицензионному соглашению в котором оговорена территория пользования - а ведь это нарушение моих прав... )) надо признать такое ограничение недействительным..."

Я уже понял, что у вас есть непреодолимые когнитивные барьеры для восприятия позиции оппонента, но без надежды на ответ спрошу: какой еще арбитраж? Что такое "договор присоединения к лицензионному соглашению"? И где в "лицензионном соглашении оговорена территория использования"?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Короче.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
sone ome

Отлично, какое отношение это имеет к Samsung и EULA на Smart Hub? Примерно никакое. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
sone ome

Я вам про жареное, вы - про вареное.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
sone ome

Я понял, аргументов у вас нет. Ок.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1348 комментариев
Раскрывать всегда