Мой судебный опыт борьбы с овербукингом на рейсах «Аэрофлота»

8 января 2019 года «Аэрофлот» отказался посадить меня и еще нескольких человек на рейс из Гаваны в Москву, объяснив это недостатком мест на борту.

Представитель компании на Кубе упорно отказывался называть ситуацию «овербукингом» и в доказательство показывал телеграмму, направленную из Москвы за два дня до этого. В ней говорилось о замене самолета на менее вместительный. Причин, из-за которых борт меняют, в тексте не было.

Через семь часов меня отправили в Москву рейсом Air France с пересадкой в Париже. Я подал судебный иск против «Аэрофлота», но по итогу процесса, длившегося в общей сложности год, мне удалось добиться выплаты менее 3000 рублей, из которых 1000 составила моральная компенсация, а оставшееся — штрафы, предусмотренные законом, и компенсация расходов на еду.

Правда, еще «Аэрофлот» компенсирует мои расходы на юриста, что не может не радовать. (Текст судебного решения Мосгорсуда в конце материала.)

Суд отказался признавать телеграмму «Аэрофлота» доказательством обоснованной замены борта на менее вместительный. В связи с этим суд назначил «Аэрофлоту» штраф за несвоевременную доставку меня в Москву в размере, внимание, 225 рублей.

Если проанализировать, как были устроены полеты «Аэрофлота» из Москвы в Гавану и обратно в 2017‑2018 году, можно увидеть, что компания просто не могла не прибегать к регулярной замене бортов.

По данным трекинг-сайта Flightradar24, все рейсы «Аэрофлота» в Гавану выполнялись пятью самолетами одинаковой модели: Airbus 330-200. Но особенность заключается в том, что компоновка у этих самолетов разная: только два из них имеют большое количество кресел (34 в бизнесе и 207 в экономе), а в трех самолетах на 12 кресел меньше (30 в бизнесе и 199 в экономе).

Каждый самолет в среднем летал в тот момент по 9–11 направлениям из Москвы. При этом 60% рейсов в Гавану в течение октября-января выполнялись бортами с меньшей компоновкой и лишь 40% — с большим количеством кресел.

Моя знакомая, работавшая в одной из российских авиакомпаний, говорит, что при разной компоновке бортов и таком количестве направлений невозможно спрогнозировать на несколько месяцев вперед, в какой компоновке будет выполняться тот или иной рейс в конкретный день.

При это свои билеты я покупал более чем за полгода до рейса и уже в момент покупки «Аэрофлот» предлагал выбрать места на борту.

Автор одного из самых популярных телеграм-каналов по гражданской авиации в России подтвердил мне, что российские авиакомпании в случае, когда на рейсе есть два типа компоновки, продают количество билетов на все рейсы исходя из максимально возможного количества кресел и «тем и живут».

Если на момент вылета рейсом в меньшей компоновке не все билеты распроданы или кто-то не явился, то мест хватит всем, а если возникает овербукинг, лишних пассажиров сажают на свободные места на рейсах компаний-партнеров.

Как говорит моя знакомая, работавшая в гражданской авиации, авиакомпании обычно не платят за посадку лишних пассажиров на рейсы компаний-партнеров. Там действует принцип взаимозачета: например, один раз российская компания посадит своего лишнего пассажира на рейс Air France, в следующий раз сделают наоборот.

Если предположить, что ситуация овербукинга конкретно по самолетам Airbus 330-200 возникает у «Аэрофлота» дважды в неделю и каждый раз в эту ситуацию попадают пять пассажиров, каждый из которых отдал за билеты $1000, то за год «Аэрофлот» может зарабатывать на такой схеме не менее 500 тысяч долларов.

Я призываю всех подавать в суд на «Аэрофлот» в случае необоснованного отказа в посадке на рейс и привлекать максимальное общественное внимание к ситуации.

Такое поведение авиакомпании прекратится лишь тогда, когда финансовые и репутационные издержки превысят выгоды от такой схемы. Для этого необходимо как изменение российского законодательства, так и большее внимание СМИ и пассажиров к данной проблеме.

0
108 комментариев
Написать комментарий...
3216q114

1. Как авиакомпания зарабатывает на овербукинге ?
2. 21 век на дворе, овербукинг это стандарт, и любые попытки его запретить только делают отечественный компании менее конкурентными. (тут можно вспомнить, что секса в ссср нету, а также отличное высказывание майор Говарда Колвина про запрет на распития алкоголя)
3. Овербукинг надо легализовать, чтобы он был с человеческим лицом, а не запрещать.
4. Вы конечно вправе и дальше бороться с ветреными мельницами, но пользы это никому не принесет.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

За овербукинг на западе пассажирам хорошую компенсацию платят.  Я пару раз наблюдал похожее с Австрийцами - там и гостиницу оплачивал и 450-700 евро(больше чем стоимость билета).  Собственно было что-то вроде аукциона - представители авиакомпании предлагали другой рейс и поднимали компенсацию до тех пор, пока кто-то не согласится.  В штатах сам попал так с jetblue - пришлось вылетать рейсом на 5 часов позже. Компенсация $400. 

Кстати, это чётко прописано ещё и в законах Евросоюза - снимать с рейса можно только по добровольному согласию. 

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Vlad Limbo

На хуй бы ваш овербукинг, особенно, когда тебе очень нужно попасть туда, куда ты летишь. Например, я всегда летаю в отпуск впритык, и чуть ли не с самолёта иду на работу, почему я должен платить нормальные деньги за билет, при этом беспокоится о каких-то затруднениях с посадкой на рейс по вине жадности авиакомпании? Никогда не забуду, как я охуенно слетал в командировку в Томск (кстати, Аэрофлотом), когда по возвращению обратно мне сообщили, что ссорян, мужик, но мест нет, следующий рейс через 8 часов. Ох, как я был недоволен, пожалуй, только режим берсеркера  смог обеспечить мне место в бизнес классе этого самолёта. Такая ситуация приемлема, если при покупке билета меня уведомляют о возможности такой ситуации и я принимаю такие риски, разумеется отдавая меньше денег за такой билет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Sergei Nacharov
Автор

1. Как авиакомпания зарабатывает на овербукинге ?
Если предположить, что ситуация овербукинга конкретно по самолетам Airbus 330-200 возникает у «Аэрофлота» дважды в неделю и каждый раз в эту ситуацию попадают 5 пассажиров, каждый из которых отдал за билеты тысячу долларов, то за год «Аэрофлот» может зарабатывать на такой схеме не менее 500 тысяч долларов.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Артём А.

Это будет инсинуация, но ох как коммент заиграет новыми красками, если заменить овербукинг на секс с животными)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вечкасов - Маркетолог

«Такое поведение авиакомпании прекратится лишь тогда, когда финансовые и репутационные издержки превысят выгоды от такой схемы»

225 рублей, издержки так издержки... даже не знаю, хлеб сегодня есть или воду пить...

Ответить
Развернуть ветку
Anton Chernykh

Могу подсказать рецепт хлебного варенья.

Ответить
Развернуть ветку
AK

Однозначно, я выбивал компенсацию за задержку и овербукинг рейса через юристов MyAviaHelp.com, в общей сложности более более 1000 евро

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Make Luv

Из чего суд выносит такие штрафы 225р? Почему не учитывают вес такого штрафа для штрафуемого? Выглядит как издевательство.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Андрейчук

Скорее всего на основании какого-нибудь закона  редакции эдак 1970-х годов)

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Rogatov

Суд в нашей стране состязательный. Сколько запросишь и обоснуешь столько и присудят, правда судья может уменьшить сумму до разумной. У коллеги так 700к до 25к уменьшили. Типа не стоит той суммы год задержки, хоть и по закону. Автору нужно было напирать что отправили не прямым что дешевле и не соответствует купленному

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

от таких ситуаций помогла бы страховка.. может кто в курсе, есть нормальные международные страховые на этот случай? чтобы стабильно платили при задержке рейсов по всему миру, потери/задержки багажа и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Nacharov
Автор

у меня была страховка от Альфа-страхования на этот рейс. Альфа-страхование отказалось признавать мой случай страховым, поскольку отказ в посадке на рейс по любой причине у них не является страховым случаем. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey

Овербукинг во всем мире есть, не только у аэрофлота

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Nacharov
Автор

В странах, считающих себя цивилизованными, авиакомпании предлагают компенсации, а также не занимаются мелким мошенничеством. Например, маленькая деталь из моей истории. «Аэрофлот» отказался предоставить мне и другим недопущениям пассажирам питание и воду в аэропорту Гаваны. Представитель лишь пообещал, что мы можем потратить до 15 долларов на человека на еду и принести ему чеки до 17:00, а он от лица «Аэрофлота» компенсирует расходы наличкой. Как вы думаете, что было дальше? Уже в 15:00 представительство было наглухо закрыто, никто не получил ни копейки. Если это не обман, то что?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alex Kuz

не вижу большой проблемы, если вы в тот же день улетели эйр франсом. я понимаю, если бы вас совсем послали, типа мы нипричем, вы бы с семьей большой летели, детьми маленькими и т.п. это гражданская авиация, такие вещи сплошь и рядом случаются у любой авиакомпании, никто от этого не застрахован. у меня аэрофлот вообще рейс в испанию летом отменял, ну ничего улетел в другой день другим рейсом, конец света не наступил. а уж судиться, нанимать юриста, год ждать, мне лично было бы жалко время, силы, жизнь коротка для подобной фигни.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Лиманский

Подумаешь, вместо купленного прямого билета на назначенное время впарили пересадочный рейс

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Sergio A-Rzhevskiy

вы дебил?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Machurin

Интересно по-какому принципу выбирают "лишних" пассажиров? Кто последний пришел на регистрацию? 

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Nacharov
Автор

Это хороший вопрос. У меня сложилось убеждение, что «Аэрофлот» предварительно отбирает тех пассажиров, которых он не допустит на рейс, и руководствуется следующими принципами:
- это должен быть одиночный пассажир (все недопущенные на мой рейс были одиночными пассажирами)
- это должен быть не транзитный пассажир (подавляющее большинство пассажиров на рейсе Гавана-Москва были европейские транзитники, никто из них не пострадал)
- это должен быть человек без привилегированного статуса в системе Аэрофлот-бонус. Я должен был лететь рейсом с моими друзьями - семейной парой, у которой серебряный статус в аэрофлоте. Мы одновременно подошли на две стойки регистрации в Гаване. Их зарегистрировали на рейс, а меня отказались.

представитель Аэрофлота говорил, что люди, которые подходили на рейс после меня и успешно получали посадочные, зарегистрировалось онлайн, но я спрашивал этих людей и они говорили, что они не регистрировались. Тем более в Гаване проблематично выйти в интернет и я не верю, что все поголовно регистрировались онлайн. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Илья Лебедев

кто первый встал, того и тапки. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

"Да здравствует советский суд – самый гуманный суд в мире!" (с)

Ответить
Развернуть ветку
Mihael Isaev

по советским деньгам 225р были большой суммой между прочим )

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nikita Rogatov

А вот это не проблема пакса

Ответить
Развернуть ветку
Mr Gold

Всегда прохожу он-лайн регистрацию за 24 часа. Не вижу в этом проблемы особой, ставлю напоминанию и выбираю хорошие места.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Николай Демидов

А на РОИ ещё не было инициативы введения компенсаций за задержки рейсов?
Если честно, меня тоже напрягает, что наши авиакомпании могут прокинуть меня с полетом на неопределенное время и не компенсировать ничего.
В Европе же уже есть устоявшаяся практика компенсаций. И настолько приятных, что некоторые добровольно соглашаются торчать в аэропорту .

Ответить
Развернуть ветку
Masha Kovalyova

Так есть компенсации, посмотрите решение - по 25 рублей за час задержки

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Machurin

А в целом, аэрофлот , да и другие наши крупные авиакомпании - это неповоротливые, неэффективные, вечно  убыточные махины. И вместо работы над эффективностью, они  убирают косты комфортом пассажиров и завышенными ценами на билеты.  Я летал на их А330, если в бизнесе все очень достойно и здорово, то в экономе просто жесть. Таких тесных самолетов еще надо поискать.  При моем росте 180, колени банально упирались в кресло спереди. Жажда заработать больше, в ущерб минимального комфорта. Что на дальнемагистральных рейсах недопустимо

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Khankin

При росте 180 (у меня также) эконом ни в одной компании мира не будет удобным. На то он и эконом. У аэрофлота ещё расстояние выше среднего.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Dmitry Vedenko

У меня 195 рост и вполне комфортно летал на их A330. Вот в 747-400 люфтганзы была жесть.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Nacharov
Автор

Я жду исполнительный лист, в котором будет точная цифра по компенсации судебных расходов. В целом на судебный процесс я потратил 17500 рублей. Я рассчитываю, что с учетом назначенных выплат судебное дело мне выйдет в ноль или около того. 

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Rybin

Думаю без всех данных ошибкой было бы считать что Аэрофлот зарабатывает на этом 500 тыс. Возможно ситуация прямо противоположная, ведь мы не знаем сколько пассажиров таким образом перевозит Айр Франс на рейсах Аэрофлота.
На репутацию монополиста Вы не сможете повлять даже если встанете с плакатами на Красной площади.
Как вариант автор может написать письмо в Айр Франс, может там если оно дойдет до финансовой службы то они проверят кто больше зарабатывает, но уверен что даже если и Аэрофлот больше то возможно на уровне топов пока это решения застопорят до худших времен, чтобы не ссорится.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

"На репутацию монополиста "

Прямо в посте написано, что вместо Аэрофлота человек прилетел air france...

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Артём А.

По сложившейся традиции, всех отписавшихся здесь в неодобрительной форме, лишат участия в программе лояльности аэрофлота)

Ответить
Развернуть ветку
Даша Дмитренко

"Если на момент вылета рейсом в меньшей компоновке не все билеты распроданы или кто-то не явился, то мест хватит всем, а если возникает овербукинг, лишних пассажиров сажают на свободные места на рейсах компаний-партнеров." — но если все компании промышляют овербукингом, то как в день отправления найти свободное место у компании-партнёра?)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Nacharov
Автор

Не все билеты на все рейсы распродаются. Предположу, что на рейс Air France не все билеты были проданы, поскольку в Европе высокий сезон перелетов в рождественско-новогодний период не совпадает с российским. У них выходные начинаются в конце декабря и заканчиваются 2 января, а у нас только начинаются 2 января. Очень удобно.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Мухин

Интересно, а вы на какую компенсацию за несвоевременную доставку в Москву рассчитывали? Стотыщ миллионов?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
105 комментариев
Раскрывать всегда