{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Мой судебный опыт борьбы с овербукингом на рейсах «Аэрофлота»

8 января 2019 года «Аэрофлот» отказался посадить меня и еще нескольких человек на рейс из Гаваны в Москву, объяснив это недостатком мест на борту.

Представитель компании на Кубе упорно отказывался называть ситуацию «овербукингом» и в доказательство показывал телеграмму, направленную из Москвы за два дня до этого. В ней говорилось о замене самолета на менее вместительный. Причин, из-за которых борт меняют, в тексте не было.

Через семь часов меня отправили в Москву рейсом Air France с пересадкой в Париже. Я подал судебный иск против «Аэрофлота», но по итогу процесса, длившегося в общей сложности год, мне удалось добиться выплаты менее 3000 рублей, из которых 1000 составила моральная компенсация, а оставшееся — штрафы, предусмотренные законом, и компенсация расходов на еду.

Правда, еще «Аэрофлот» компенсирует мои расходы на юриста, что не может не радовать. (Текст судебного решения Мосгорсуда в конце материала.)

Суд отказался признавать телеграмму «Аэрофлота» доказательством обоснованной замены борта на менее вместительный. В связи с этим суд назначил «Аэрофлоту» штраф за несвоевременную доставку меня в Москву в размере, внимание, 225 рублей.

Если проанализировать, как были устроены полеты «Аэрофлота» из Москвы в Гавану и обратно в 2017‑2018 году, можно увидеть, что компания просто не могла не прибегать к регулярной замене бортов.

По данным трекинг-сайта Flightradar24, все рейсы «Аэрофлота» в Гавану выполнялись пятью самолетами одинаковой модели: Airbus 330-200. Но особенность заключается в том, что компоновка у этих самолетов разная: только два из них имеют большое количество кресел (34 в бизнесе и 207 в экономе), а в трех самолетах на 12 кресел меньше (30 в бизнесе и 199 в экономе).

Каждый самолет в среднем летал в тот момент по 9–11 направлениям из Москвы. При этом 60% рейсов в Гавану в течение октября-января выполнялись бортами с меньшей компоновкой и лишь 40% — с большим количеством кресел.

Моя знакомая, работавшая в одной из российских авиакомпаний, говорит, что при разной компоновке бортов и таком количестве направлений невозможно спрогнозировать на несколько месяцев вперед, в какой компоновке будет выполняться тот или иной рейс в конкретный день.

При это свои билеты я покупал более чем за полгода до рейса и уже в момент покупки «Аэрофлот» предлагал выбрать места на борту.

Автор одного из самых популярных телеграм-каналов по гражданской авиации в России подтвердил мне, что российские авиакомпании в случае, когда на рейсе есть два типа компоновки, продают количество билетов на все рейсы исходя из максимально возможного количества кресел и «тем и живут».

Если на момент вылета рейсом в меньшей компоновке не все билеты распроданы или кто-то не явился, то мест хватит всем, а если возникает овербукинг, лишних пассажиров сажают на свободные места на рейсах компаний-партнеров.

Как говорит моя знакомая, работавшая в гражданской авиации, авиакомпании обычно не платят за посадку лишних пассажиров на рейсы компаний-партнеров. Там действует принцип взаимозачета: например, один раз российская компания посадит своего лишнего пассажира на рейс Air France, в следующий раз сделают наоборот.

Если предположить, что ситуация овербукинга конкретно по самолетам Airbus 330-200 возникает у «Аэрофлота» дважды в неделю и каждый раз в эту ситуацию попадают пять пассажиров, каждый из которых отдал за билеты $1000, то за год «Аэрофлот» может зарабатывать на такой схеме не менее 500 тысяч долларов.

Я призываю всех подавать в суд на «Аэрофлот» в случае необоснованного отказа в посадке на рейс и привлекать максимальное общественное внимание к ситуации.

Такое поведение авиакомпании прекратится лишь тогда, когда финансовые и репутационные издержки превысят выгоды от такой схемы. Для этого необходимо как изменение российского законодательства, так и большее внимание СМИ и пассажиров к данной проблеме.

0
108 комментариев
Написать комментарий...
3216q114

1. Как авиакомпания зарабатывает на овербукинге ?
2. 21 век на дворе, овербукинг это стандарт, и любые попытки его запретить только делают отечественный компании менее конкурентными. (тут можно вспомнить, что секса в ссср нету, а также отличное высказывание майор Говарда Колвина про запрет на распития алкоголя)
3. Овербукинг надо легализовать, чтобы он был с человеческим лицом, а не запрещать.
4. Вы конечно вправе и дальше бороться с ветреными мельницами, но пользы это никому не принесет.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Nacharov
Автор

1. Как авиакомпания зарабатывает на овербукинге ?
Если предположить, что ситуация овербукинга конкретно по самолетам Airbus 330-200 возникает у «Аэрофлота» дважды в неделю и каждый раз в эту ситуацию попадают 5 пассажиров, каждый из которых отдал за билеты тысячу долларов, то за год «Аэрофлот» может зарабатывать на такой схеме не менее 500 тысяч долларов.

Ответить
Развернуть ветку
3216q114

1000$ пассажира в карман авиакомпании не падает, они также несут расходы на ваш перелёт.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Nacharov
Автор

Да это уже другой вопрос, сколько ей падает после вычета расходов, налогов и тд. У меня нет ни цифр, ни желания это считать. Проблема в том, что вся 1000 долларов - это деньги пассажира.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Syabro

$1000 придумать почему-то не лень было, а когда спросили откуда цифра и почему не взяли расходы уже лень.

Так и скажите что 1к придумали, вопросов больше не будет

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Nacharov
Автор

1000 долларов - это стоимость конкретно моего билета. Одна пассажирка, которую со мной не посадили на тот рейс из Гаваны, только за билет в одну сторону заплатила больше 100к рублей. Не нужно выдавать желаемое за действительное. Надеюсь, вы понимаете, что я не бухгалтер «Аэрофлота» и использую те данные, которые есть?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Syabro

А Air France аэрофлоту бесплатно достался?

Ответить
Развернуть ветку
Соня Карлова
Как говорит моя знакомая, работавшая в гражданской авиации, авиакомпании обычно не платят за посадку лишних пассажиров на рейсы компаний-партнеров. Там действует принцип взаимозачета: например, один раз российская компания посадит своего лишнего пассажира на рейс Air France, в следующий раз сделают наоборот.
Ответить
Развернуть ветку
Maxim Syabro

ну т.е. охуенный бизнес-план:
1. Открываем авиакомпанию
2. Сажаем всех пассажиров на рейсы компаний-партнеров
3. ...
4. Profit!

Вы реально считаете что бесплатно на 500к баксов в месяц можно выехать за счет других?

Ответить
Развернуть ветку
Vardan Balayan

Партнёр по альянсу skyteam

Ответить
Развернуть ветку
Николай Ганьков

Насчет взаиморассчета с французами это ерунда, билет обычный коммерческий выкупается, фича в том что овербукинг на каждый рейс, а не только когда замена борта. Ибо по каждому направлению есть стата сколько в среднем не доходит людей на каждый рейс, соот. выхлоп флота в данном случае не один билет, а среднее кол-во паксов не дошедших до борта по разным причинам, из них пару человек самых кричащих отправят чужим бортом, некоторых в гостинку закинут, перед кем то просто извинятся)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Ну так все равно же пассажира отправляют другим рейсом. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

И пассажиру должно быть легче от этого? А если следующий рейс с местами через неделю будет? 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

А если самолет упадет? Будет ли пассажиру легко в аду?
Это самолет, тут разное бывает. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko
  Будет ли пассажиру легко в аду?

Смотря как он славил Сатану

Ответить
Развернуть ветку
105 комментариев
Раскрывать всегда