Мой судебный опыт борьбы с овербукингом на рейсах «Аэрофлота»

8 января 2019 года «Аэрофлот» отказался посадить меня и еще нескольких человек на рейс из Гаваны в Москву, объяснив это недостатком мест на борту.

Представитель компании на Кубе упорно отказывался называть ситуацию «овербукингом» и в доказательство показывал телеграмму, направленную из Москвы за два дня до этого. В ней говорилось о замене самолета на менее вместительный. Причин, из-за которых борт меняют, в тексте не было.

Через семь часов меня отправили в Москву рейсом Air France с пересадкой в Париже. Я подал судебный иск против «Аэрофлота», но по итогу процесса, длившегося в общей сложности год, мне удалось добиться выплаты менее 3000 рублей, из которых 1000 составила моральная компенсация, а оставшееся — штрафы, предусмотренные законом, и компенсация расходов на еду.

Правда, еще «Аэрофлот» компенсирует мои расходы на юриста, что не может не радовать. (Текст судебного решения Мосгорсуда в конце материала.)

Суд отказался признавать телеграмму «Аэрофлота» доказательством обоснованной замены борта на менее вместительный. В связи с этим суд назначил «Аэрофлоту» штраф за несвоевременную доставку меня в Москву в размере, внимание, 225 рублей.

Если проанализировать, как были устроены полеты «Аэрофлота» из Москвы в Гавану и обратно в 2017‑2018 году, можно увидеть, что компания просто не могла не прибегать к регулярной замене бортов.

По данным трекинг-сайта Flightradar24, все рейсы «Аэрофлота» в Гавану выполнялись пятью самолетами одинаковой модели: Airbus 330-200. Но особенность заключается в том, что компоновка у этих самолетов разная: только два из них имеют большое количество кресел (34 в бизнесе и 207 в экономе), а в трех самолетах на 12 кресел меньше (30 в бизнесе и 199 в экономе).

Каждый самолет в среднем летал в тот момент по 9–11 направлениям из Москвы. При этом 60% рейсов в Гавану в течение октября-января выполнялись бортами с меньшей компоновкой и лишь 40% — с большим количеством кресел.

Моя знакомая, работавшая в одной из российских авиакомпаний, говорит, что при разной компоновке бортов и таком количестве направлений невозможно спрогнозировать на несколько месяцев вперед, в какой компоновке будет выполняться тот или иной рейс в конкретный день.

При это свои билеты я покупал более чем за полгода до рейса и уже в момент покупки «Аэрофлот» предлагал выбрать места на борту.

Автор одного из самых популярных телеграм-каналов по гражданской авиации в России подтвердил мне, что российские авиакомпании в случае, когда на рейсе есть два типа компоновки, продают количество билетов на все рейсы исходя из максимально возможного количества кресел и «тем и живут».

Если на момент вылета рейсом в меньшей компоновке не все билеты распроданы или кто-то не явился, то мест хватит всем, а если возникает овербукинг, лишних пассажиров сажают на свободные места на рейсах компаний-партнеров.

Как говорит моя знакомая, работавшая в гражданской авиации, авиакомпании обычно не платят за посадку лишних пассажиров на рейсы компаний-партнеров. Там действует принцип взаимозачета: например, один раз российская компания посадит своего лишнего пассажира на рейс Air France, в следующий раз сделают наоборот.

Если предположить, что ситуация овербукинга конкретно по самолетам Airbus 330-200 возникает у «Аэрофлота» дважды в неделю и каждый раз в эту ситуацию попадают пять пассажиров, каждый из которых отдал за билеты $1000, то за год «Аэрофлот» может зарабатывать на такой схеме не менее 500 тысяч долларов.

Я призываю всех подавать в суд на «Аэрофлот» в случае необоснованного отказа в посадке на рейс и привлекать максимальное общественное внимание к ситуации.

Такое поведение авиакомпании прекратится лишь тогда, когда финансовые и репутационные издержки превысят выгоды от такой схемы. Для этого необходимо как изменение российского законодательства, так и большее внимание СМИ и пассажиров к данной проблеме.

0
108 комментариев
Написать комментарий...
Andrey

Овербукинг во всем мире есть, не только у аэрофлота

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Nacharov
Автор

В странах, считающих себя цивилизованными, авиакомпании предлагают компенсации, а также не занимаются мелким мошенничеством. Например, маленькая деталь из моей истории. «Аэрофлот» отказался предоставить мне и другим недопущениям пассажирам питание и воду в аэропорту Гаваны. Представитель лишь пообещал, что мы можем потратить до 15 долларов на человека на еду и принести ему чеки до 17:00, а он от лица «Аэрофлота» компенсирует расходы наличкой. Как вы думаете, что было дальше? Уже в 15:00 представительство было наглухо закрыто, никто не получил ни копейки. Если это не обман, то что?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Rogatov

При стоимость билета более 1000 или других временных издержек толку от этой компенсации в 400-600 евро?
вот пример про "цивилизованную" страну
https://www.bbc.com/russian/features-39562152

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

По примеру - после этого произошло полная пересмотр правил безопасности аэропорта Чикаго ( где произошел инцидент). United понесла значительные потери на акция . _ВСЕМ_ пассажирам того рейса выплатили полную стоимость билетов в качестве компенсации. Сколько заплатили Дао неизвестно, но судя по высказываниям экспертов - явно сумму с более чем 6 нулями (особенно с учетом того, что договорились буквально за 3 дня). 

 CEO United лишился запланировано повышения до главы совета директоров компании. United в целом перестроила свою программу компенсаций (в частности, теперь сумма за отказ от рейса может составлять до 10000 долларов). 

Да и в целом почти все американские авиакомпании пересмотрели свою политику - кто-то повысил планку компенсаций, кто-то вообще ввел отказ от овербукинга. 

 p.s. Кстати, многие юристы считают, что это не было овербукингом и закон в принципе не разрешает снимать пассажира, который уже в самолете.

Ответить
Развернуть ветку
105 комментариев
Раскрывать всегда