{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Мой судебный опыт борьбы с овербукингом на рейсах «Аэрофлота»

8 января 2019 года «Аэрофлот» отказался посадить меня и еще нескольких человек на рейс из Гаваны в Москву, объяснив это недостатком мест на борту.

Представитель компании на Кубе упорно отказывался называть ситуацию «овербукингом» и в доказательство показывал телеграмму, направленную из Москвы за два дня до этого. В ней говорилось о замене самолета на менее вместительный. Причин, из-за которых борт меняют, в тексте не было.

Через семь часов меня отправили в Москву рейсом Air France с пересадкой в Париже. Я подал судебный иск против «Аэрофлота», но по итогу процесса, длившегося в общей сложности год, мне удалось добиться выплаты менее 3000 рублей, из которых 1000 составила моральная компенсация, а оставшееся — штрафы, предусмотренные законом, и компенсация расходов на еду.

Правда, еще «Аэрофлот» компенсирует мои расходы на юриста, что не может не радовать. (Текст судебного решения Мосгорсуда в конце материала.)

Суд отказался признавать телеграмму «Аэрофлота» доказательством обоснованной замены борта на менее вместительный. В связи с этим суд назначил «Аэрофлоту» штраф за несвоевременную доставку меня в Москву в размере, внимание, 225 рублей.

Если проанализировать, как были устроены полеты «Аэрофлота» из Москвы в Гавану и обратно в 2017‑2018 году, можно увидеть, что компания просто не могла не прибегать к регулярной замене бортов.

По данным трекинг-сайта Flightradar24, все рейсы «Аэрофлота» в Гавану выполнялись пятью самолетами одинаковой модели: Airbus 330-200. Но особенность заключается в том, что компоновка у этих самолетов разная: только два из них имеют большое количество кресел (34 в бизнесе и 207 в экономе), а в трех самолетах на 12 кресел меньше (30 в бизнесе и 199 в экономе).

Каждый самолет в среднем летал в тот момент по 9–11 направлениям из Москвы. При этом 60% рейсов в Гавану в течение октября-января выполнялись бортами с меньшей компоновкой и лишь 40% — с большим количеством кресел.

Моя знакомая, работавшая в одной из российских авиакомпаний, говорит, что при разной компоновке бортов и таком количестве направлений невозможно спрогнозировать на несколько месяцев вперед, в какой компоновке будет выполняться тот или иной рейс в конкретный день.

При это свои билеты я покупал более чем за полгода до рейса и уже в момент покупки «Аэрофлот» предлагал выбрать места на борту.

Автор одного из самых популярных телеграм-каналов по гражданской авиации в России подтвердил мне, что российские авиакомпании в случае, когда на рейсе есть два типа компоновки, продают количество билетов на все рейсы исходя из максимально возможного количества кресел и «тем и живут».

Если на момент вылета рейсом в меньшей компоновке не все билеты распроданы или кто-то не явился, то мест хватит всем, а если возникает овербукинг, лишних пассажиров сажают на свободные места на рейсах компаний-партнеров.

Как говорит моя знакомая, работавшая в гражданской авиации, авиакомпании обычно не платят за посадку лишних пассажиров на рейсы компаний-партнеров. Там действует принцип взаимозачета: например, один раз российская компания посадит своего лишнего пассажира на рейс Air France, в следующий раз сделают наоборот.

Если предположить, что ситуация овербукинга конкретно по самолетам Airbus 330-200 возникает у «Аэрофлота» дважды в неделю и каждый раз в эту ситуацию попадают пять пассажиров, каждый из которых отдал за билеты $1000, то за год «Аэрофлот» может зарабатывать на такой схеме не менее 500 тысяч долларов.

Я призываю всех подавать в суд на «Аэрофлот» в случае необоснованного отказа в посадке на рейс и привлекать максимальное общественное внимание к ситуации.

Такое поведение авиакомпании прекратится лишь тогда, когда финансовые и репутационные издержки превысят выгоды от такой схемы. Для этого необходимо как изменение российского законодательства, так и большее внимание СМИ и пассажиров к данной проблеме.

0
108 комментариев
Написать комментарий...
Alex Kuz

не вижу большой проблемы, если вы в тот же день улетели эйр франсом. я понимаю, если бы вас совсем послали, типа мы нипричем, вы бы с семьей большой летели, детьми маленькими и т.п. это гражданская авиация, такие вещи сплошь и рядом случаются у любой авиакомпании, никто от этого не застрахован. у меня аэрофлот вообще рейс в испанию летом отменял, ну ничего улетел в другой день другим рейсом, конец света не наступил. а уж судиться, нанимать юриста, год ждать, мне лично было бы жалко время, силы, жизнь коротка для подобной фигни.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Лиманский

Подумаешь, вместо купленного прямого билета на назначенное время впарили пересадочный рейс

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kuz

для кого то с пересадкой даже интереснее лететь, чем длинный прямой перелет, вышел, ноги размял, париж опять же)) проще надо к этому относиться, нервы свои по пустякам не тратить.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Rogatov

Пусть тот кому интереснее и летит.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Khankin

Я часто летаю на выходные в Европу возвращаюсь с самолёта бывает сразу на работу. Задержка даже в 2 часа и у меня прогул. Я покупал прямой рейс на 08 утра, как меня должен устроить полет в другой город через 7 часов? Лол

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kuz

Ну это вообще наивность высшей пробы, рейсы постоянно задерживают и переносят, тогда только на поезде, они по расписанию ходят.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Machurin

регулярные рейсы задерживаются не часто и не сильно

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Rogatov

За последние три года я летаю в среднем раз в месяц. Задержек в сумме 5 часов, 3 из которых по причине нелетной погоды

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Machurin

Чем интересен? Что даже не считая ожидания 7 часов, летишь не 11 часов а 8.5+4 + время ожидания?  Плюс там рейс могут задержать еще (у меня так и было, еще +4 часа задержки )  Были в Шарль Де Голе ? Дермовее аэропорта не придумать: ни ресторанов нормальных, ни зоны отдыха, ничего там нет .

Ответить
Развернуть ветку
105 комментариев
Раскрывать всегда