{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Мой судебный опыт борьбы с овербукингом на рейсах «Аэрофлота»

8 января 2019 года «Аэрофлот» отказался посадить меня и еще нескольких человек на рейс из Гаваны в Москву, объяснив это недостатком мест на борту.

Представитель компании на Кубе упорно отказывался называть ситуацию «овербукингом» и в доказательство показывал телеграмму, направленную из Москвы за два дня до этого. В ней говорилось о замене самолета на менее вместительный. Причин, из-за которых борт меняют, в тексте не было.

Через семь часов меня отправили в Москву рейсом Air France с пересадкой в Париже. Я подал судебный иск против «Аэрофлота», но по итогу процесса, длившегося в общей сложности год, мне удалось добиться выплаты менее 3000 рублей, из которых 1000 составила моральная компенсация, а оставшееся — штрафы, предусмотренные законом, и компенсация расходов на еду.

Правда, еще «Аэрофлот» компенсирует мои расходы на юриста, что не может не радовать. (Текст судебного решения Мосгорсуда в конце материала.)

Суд отказался признавать телеграмму «Аэрофлота» доказательством обоснованной замены борта на менее вместительный. В связи с этим суд назначил «Аэрофлоту» штраф за несвоевременную доставку меня в Москву в размере, внимание, 225 рублей.

Если проанализировать, как были устроены полеты «Аэрофлота» из Москвы в Гавану и обратно в 2017‑2018 году, можно увидеть, что компания просто не могла не прибегать к регулярной замене бортов.

По данным трекинг-сайта Flightradar24, все рейсы «Аэрофлота» в Гавану выполнялись пятью самолетами одинаковой модели: Airbus 330-200. Но особенность заключается в том, что компоновка у этих самолетов разная: только два из них имеют большое количество кресел (34 в бизнесе и 207 в экономе), а в трех самолетах на 12 кресел меньше (30 в бизнесе и 199 в экономе).

Каждый самолет в среднем летал в тот момент по 9–11 направлениям из Москвы. При этом 60% рейсов в Гавану в течение октября-января выполнялись бортами с меньшей компоновкой и лишь 40% — с большим количеством кресел.

Моя знакомая, работавшая в одной из российских авиакомпаний, говорит, что при разной компоновке бортов и таком количестве направлений невозможно спрогнозировать на несколько месяцев вперед, в какой компоновке будет выполняться тот или иной рейс в конкретный день.

При это свои билеты я покупал более чем за полгода до рейса и уже в момент покупки «Аэрофлот» предлагал выбрать места на борту.

Автор одного из самых популярных телеграм-каналов по гражданской авиации в России подтвердил мне, что российские авиакомпании в случае, когда на рейсе есть два типа компоновки, продают количество билетов на все рейсы исходя из максимально возможного количества кресел и «тем и живут».

Если на момент вылета рейсом в меньшей компоновке не все билеты распроданы или кто-то не явился, то мест хватит всем, а если возникает овербукинг, лишних пассажиров сажают на свободные места на рейсах компаний-партнеров.

Как говорит моя знакомая, работавшая в гражданской авиации, авиакомпании обычно не платят за посадку лишних пассажиров на рейсы компаний-партнеров. Там действует принцип взаимозачета: например, один раз российская компания посадит своего лишнего пассажира на рейс Air France, в следующий раз сделают наоборот.

Если предположить, что ситуация овербукинга конкретно по самолетам Airbus 330-200 возникает у «Аэрофлота» дважды в неделю и каждый раз в эту ситуацию попадают пять пассажиров, каждый из которых отдал за билеты $1000, то за год «Аэрофлот» может зарабатывать на такой схеме не менее 500 тысяч долларов.

Я призываю всех подавать в суд на «Аэрофлот» в случае необоснованного отказа в посадке на рейс и привлекать максимальное общественное внимание к ситуации.

Такое поведение авиакомпании прекратится лишь тогда, когда финансовые и репутационные издержки превысят выгоды от такой схемы. Для этого необходимо как изменение российского законодательства, так и большее внимание СМИ и пассажиров к данной проблеме.

0
108 комментариев
Написать комментарий...
Dmitry Machurin

Интересно по-какому принципу выбирают "лишних" пассажиров? Кто последний пришел на регистрацию? 

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Nacharov
Автор

Это хороший вопрос. У меня сложилось убеждение, что «Аэрофлот» предварительно отбирает тех пассажиров, которых он не допустит на рейс, и руководствуется следующими принципами:
- это должен быть одиночный пассажир (все недопущенные на мой рейс были одиночными пассажирами)
- это должен быть не транзитный пассажир (подавляющее большинство пассажиров на рейсе Гавана-Москва были европейские транзитники, никто из них не пострадал)
- это должен быть человек без привилегированного статуса в системе Аэрофлот-бонус. Я должен был лететь рейсом с моими друзьями - семейной парой, у которой серебряный статус в аэрофлоте. Мы одновременно подошли на две стойки регистрации в Гаване. Их зарегистрировали на рейс, а меня отказались.

представитель Аэрофлота говорил, что люди, которые подходили на рейс после меня и успешно получали посадочные, зарегистрировалось онлайн, но я спрашивал этих людей и они говорили, что они не регистрировались. Тем более в Гаване проблематично выйти в интернет и я не верю, что все поголовно регистрировались онлайн. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Ганьков

Подтверждаю, так и есть. Выбор кто не полетит ложится на представителя, который между молотом и наковальней, ибо манагеры савелича ставят их в условия с расширителем в заднем проходе, почти уж. Соот задача выбрать потенциально самого менее проблемного пакса. В идеале если человек сам пойдет навстречу и согласиться, такое тоже бывает.

Ответить
Развернуть ветку
Αртем Αксенов

что за "паксы", на каком это языке?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Ганьков

Паксы - общепринятый авиационный сленг от pax - сокращения обозначающего пассажиров в любых документах а/к

Ответить
Развернуть ветку
105 комментариев
Раскрывать всегда