«Райффайзенбанк» на фоне пандемии блокирует доступы к счетам

29 апреля, когда я хотел совершить перевод из «Райффайзен-онлайна», я получаю SMS, что мой доступ туда, а также карты заблокированы.

Первая мысль — день не задался!

Сразу хочу сказать, что счёт в этом банке использовался ни для какой-то коммерческой деятельности, а только для вкладов и вложения в ПИФы.

В итоге мне приходится нарушать режим самоизоляции и идти в отделение банка, что находится от меня в 2 км. Спрашиваю: «Что с моими счетами?»

Мне отвечают: «Они заблокированы!» Прошу назвать причину. Отказываются.

Тогда пишу заявление — «Прошу сообщить мне причину блокировки счета N…». С огромным скандалом (мол, мы не принимаем здесь входящую корреспонденцию) моё обращение забирают и ставят печать «копия верна».

Возвращаюсь домой, звоню в службу поддержки банка. Мне сообщают, что мои счета заблокированы, обращение принято, сегодня в течение дня банк сообщит, соизволит ли он ответить на моё обращение или нет.

Пребываю, мягко говоря, в лёгком шоке. То есть они ещё соизволят сказать, ответят они или нет. Фантастика!

Дожидаюсь вечера — ответа нет. Звоню ещё раз в поддержку, спрашиваю:

— Мне же обещали перезвонить сегодня?

— Обращения рассматриваются неделю, но они могут отправить комментарий человеку, кто занимается этим вопросом, — отвечают мне вежливым голосом.

— Напишите, что подам в суд!

После звонка приходит SMS, что на моё обращение я получу ответ не рано, не поздно, а 14 мая!

Думаю, классный банк, а если бы я сейчас находился за границей с картами этого «чуда»? Наверное, мне бы тогда был бы кирдык.

Параллельно рассказываю ситуацию изданию CNews. CNews отправляет запрос в пресс-службу банка.

К вечеру приходит ответ (тот же ответ получили и мы, отправив запрос от редакции моего Telegram-канала).

Оказывается две вещи:

  • Мои счета не заблокированы, а заблокированы только доступ в онлайн-банк и карты. Что позже уже подтвердили в колл-центре. Только в колл-центре теперь говорят, что у меня наложены ограничения на счёт и доступны только две операции — возврат средств отправителю или перевод остатка на свой счёт в другом банке.
  • Банк изображает, что пытается определить источник происхождения средств на счету.

И тут начинается самое интересное. Единственные операции с переводом денег на мой счёт были зачисления взысканий долга от Федеральной Службы Судебных Приставов, с назначением платежей «Взыскан долг с ООО… Исполнительный лист N…».

Я действительно выиграл суд с бывшим работодателем, кому дал заём, и они отказались его возвращать. Суд был долгий с апелляцией, но это отдельная история. Логика банка поражает воображение!

Итак, 20 апреля я получил письмо от безымянного сотрудника банка «Райффайзен».

Требование о предоставлении информации не оформлено надлежащим образом: требование не облечено в документальную форму, невозможно достоверно установить отправителя требования, нет печати и подписи уполномоченного лица.

Подозрение Артимовича Д. А в легализации (отмывании) денежных средств полученных преступным путем с участием российской судебной системы подрывает доверие к банку, как к независимому участнику финансовых операций и в очередной раз подтверждает контрпродуктивность полномочий банка по ограничениям доступа к расчетным счетам клиента «на своё усмотрение» и неоднозначность в применении службой безопасности банка норм 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Сотрудники банков не информируются работодателями, что главной целью Закона является защита прав граждан и государства.

комментарии моего адвоката А. Ф. Аброкова

То есть другими словами, два основных тезиса — пришло письмо непонятно от кого, официально никак не оформлено, а главное — подставлены под сомнения средства, которые уже легализовал суд (доказал их законность, это очевидно).

С сотрудниками «Райффайзена» у меня уже был в 2016 году неприятный эпизод, когда риск-отдел банка отказался оспаривать операцию по картам в одну тысячу рублей по причине «услуга не оказана» и это всё после 11 лет безупречной кредитной истории. Тогда это было крайне неприятно, что и заставило меня сменить зарплатный банк. Думал, что-то поменялось, но, к сожалению, нет.

Возвращаясь к письму, абсолютно недоумевая, отвечаю — деньги я получаю на основании вот этого исполнительного листа и вообще почему они меня об этом спрашивают?

Получаю ответ с новым требованием списка документов:

И это потрясающий ответ. Предоставить подтверждение отказа должником от выплаты долга!

Вы себе представляете это? То есть звоните должнику и просите написать расписку «Я отказываюсь платить тебе долг. Точка. Роспись».

То есть «Райффайзен» возомнил себя судьёй, прокурором, налоговой, банком в одном лице. Не много ли он на себя взял?

Кстати, обратите внимание, документы требуют предоставить до 27 апреля, и это во время режима самоизоляции и ограничения движения! Документы лежат в Москве, а я сам нахожусь за пределами Москвы (не нравится мне меры, вводимые Собяниным).

Думаю — зачем банку в который я получал столько лет зарплату подтверждения дохода? Ну бред же.

Вспоминаю, что у меня есть доступ в электронный кабинет налоговой, выгружаю справку 2НДФЛ за нужный год.

Отвечаю — вот подтверждения доходов (раз вы забыли про них), остальное постараюсь прислать на неделе как получу (с этим проблемы, я не в Москве).

Естественно, безымянный сотрудник банка присылает ответ, что этого недостаточно.

Пишу адвокату — есть ли у него сканы, обещает отправить кого-то в офис, так как сам тоже не в Москве.

В итоге в конце недели получаю папку документов и отправляю в банк.

Больше безымянный сотрудник банка «Райффайзен» мне не отвечал. Скорее всего, он не ожидал, что я смогу прислать ответ.

Прошло 27, 28 — я полагал, что им достаточно. Но вот наступила среда 29 апреля, и мне заблокировали доступы.

Кому не расскажу, говорят, такое не бывает. 115 ФЗ не применим в данной ситуации.

С чего напрашиваются варианты:

  1. Банк на фоне оттока вкладов населения пытается заморозить счета клиентов, ставя заведомо невыполнимые условия (вероятно)?
  2. Месть за критику электронных пропусков (маловероятно)?
  3. Должник написал ложный донос в службу безопасности банка (вероятно)?

6 мая, как откроются отделения «Райффайзена», пойду узнавать судьбу моего обращения, выводить остатки со счетов и блокировать карты.

И это после 15 лет безупречной кредитной истории. Банк показал своё истинное отношение к клиенту.

Если не извинятся, буду писать жалобу в их центральный офис, копию в ЦБ и подавать в суд.

0
234 комментария
Написать комментарий...
Саня Карташов

Добро пожаловать в клуб заблокированных по 115-ФЗ. Хорошо, что есть приёмная - тут будет шум и движение. Меня в 2019ом блокировали два раза по 115 ФЗ - один раз сбер , второй раз Тинькофф, между блокировками было 8 месяцев. Платил налоги, не имел проблем никогда с законом (тфу тфу тфу). Сбер чуть не убил мой бизнес, так и не разобравшись, убежал оттуда. Тинькофф недели три думал, кучу бумаг просил - в том числе дипломы мои с оценками и разные странные подтверждения, что я работал в определённой сфере. Только селфи в лифте не просили. Разобрались, но все карты выкинуть пришлось,  выпустили новые. 
Факт - закон о 115 ФЗ может любого в любое время оставить без средств на существование, так как могут запросить абсолютно неадекватные бумаги и затянуть сроки. 
Вообще была попытка, после 15 лет миграции (ФРГ), вернуться и построить бизнес в РФ, меня хватило ровно на год. Удачи тебе в этой борьбе, надеюсь быстро разберутся! 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Samko

Очень странно , возможно это как то выборочно происходит , и от количества вращающихся денег по счетам ? У меня движения по счетам и картам до миллиона происходили , и ни разу ни Сбер ни Тинькоф ни чего не запрашивали и не блокировали

Ответить
Развернуть ветку
Саня Карташов

Было бы круто, узнать алгоритмы от работников финмониторинга. Но они тут не обитают)

Ответить
Развернуть ветку
231 комментарий
Раскрывать всегда