{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Kupibilet и рейса нет: проблема возврата денег за отменённые рейсы

Мы гарантируем каждому пассажиру честную цену, поддержку от покупки до приземления и безопасную оплату билета

Kupibilet

Эта фраза встречает вас на главной странице сайта kupibilet.ru, внушая уверенность в том, что сервис позволит вам без проблем долететь из точки А в точку Б. Но проблемы случаются.

Заранее прошу прощения за обилие цитат вначале, но они хорошо раскрывают суть дела, описанную ниже.

8 октября, чтобы вылететь в Москву из Самары по делам, я отправился покупать авиабилет на сайт aviasales.ru, агрегатор подобных предложений. В процессе подбора билетов туда и обратно Aviasales перенаправил меня на Kupibilet. Там я совершил покупку, получил подтверждение и успокоился. Но 9 октября российская авиакомпания Nordwind Airlines, «дочка» туроператора «Пегас Туристик», написала мне письмо:

С сожалением информируем Вас об отмене рейса N4-1131 от 12.10.2020. Ваше бронирование: 82D5BT.

Предлагаем Вам:

Возврат денежных средств:

— Если билет приобретён на официальном сайте авиакомпании https://nordwindairlines.ru/, Вы можете оформить возврат билета через раздел "Центр поддержки": https://help.nordwindairlines.ru/forms/involuntary-change-ticket


— Если вы оформляли билеты через туристическое агентство, в интернете (но не на сайте https://nordwindairlines.ru/) или в билетных кассах, заявку на возврат нужно подать по месту покупки билета.

Nordwind Airlines

Местом покупки билета был сайт kupibilet.ru. Я обратился в службу поддержки по почте privet.kupibilet.ru с формальной просьбой вернуть средства с единственной целью — чтобы моё обращение зафиксировали, и машина документооборота заработала:

Здравствуйте, у меня отменили рейсы. Прошу вас вернуть средства на карту, с которой прошло списание.

Заказ: № 6118698961

Рейс: N4-1131 KUF-SVO 12.10 в 08:00

Заказ: № 6118698961

Рейс: N4-1130 SVO-KUF 14.10 в 22:50

Алексей Лисовицкий

11 октября (что не очень хорошо, потому что прошло два дня, а это авиабилеты, у которых есть некоторый срок актуальности) я получил ответ от Kupibilet:

Приносим извинения за длительное ожидание ответа.

В связи с отменой рейса возможно провести вынужденный возврат билета 2166115094183.

Сервисный сбор за процедуру возврата составит 1000,00 руб. за один билет.

Также будет удержан сбор платежной системы в размере 104,00 руб.

Светлана, Служба Заботы о клиентах Kupibilet.ru

Понимая, куда идёт разговор, я решил уточнить обоснование сервисного сбора:

Светлана, простите, я не понял: я должен заплатить сервисный сбор за неоказанную мне третьей стороной услугу?

Алексей Лисовицкий

На что получил ожидаемое обоснование, которое, тем не менее, оставило у меня вопрос о том, насколько обоснованы сам факт наличия такого сбора и право на него у Kupibipet:

Сбор взимается агентством Kupibilet.ru согласно опубликованной Оферте.

Информация доступна при оформлении заказа, а также в любое время с главной страницы сайта, в разделе «Помощь — Возврат и обмен».

Без согласия с Офертой и Правила возврата и обмена совершить покупку билетов на нашем сайте невозможно.

Светлана, Служба Заботы о клиентах Kupibilet.ru

Суть проблемы

Светлана была вежлива и обходительна. Она предоставила мне всё, что я попросил. И получилось, что я, по невнимательности, предоставил Kupibilet карт-бланш на удержание с меня сервисного сбора. Это приходится признать, потому что длинная оферта компании гласит:

6.11.1.За возврат билета, приобретенного в результате перехода на Сайт по ссылке с другого сайта:

В случае, если без учета удержания сервисного сбора сумма к возврату по билету составляет 3600 рублей и более, сервисный сбор составит 2000 рублей;

В случае, если без учета удержания сервисного сбора сумма к возврату по билету составит менее 3600 рублей, сервисный сбор составит 1500 рублей;

В случае, если без учета удержания сервисного сбора сумма к возврату по билету составляет менее 2100 рублей, сервисный сбор составит 1000 рублей.

В случае, если в заказе на одного пассажира оформлено два и более билетов, сервисный сбор за возврат билетов взимается однократно с каждого пассажира.

6.11.2. За возврат билета, приобретенного напрямую на Сайте:

В случае, если без учета удержания сервисного сбора сумма к возврату по билету составляет 3100 рублей и более, сервисный сбор составит 1500 рублей;

В случае, если без учета удержания сервисного сбора сумма к возврату по билету составит менее 3100 рублей, сервисный сбор составит 1000 рублей;

В случае, если без учета удержания сервисного сбора сумма к возврату по билету составляет менее 1600 рублей, сервисный сбор составит 750 рублей.

В случае, если в заказе на одного пассажира оформлено два и более билетов, сервисный сбор за возврат билетов взимается однократно с каждого пассажира.

6.11.3. За возврат билета в случае отмены рейса или изменения расписания - 1000 рублей.

6.11.4 За обмен билета или ваучера на новый билет - 2000 рублей;

6.11.5 За изменение номера документа и/или даты рождения пассажира в билете, за оформление багажа - 600 рублей;

6.11.6. За оформление билета на ребенка с местом, отдельно к ранее оформленному заказу на взрослого пассажира - 500 рублей. Услуга предоставляется при наличии технической возможности в системе бронирования. Некоторые перевозчики данную возможность не предоставляют.

6.11.7. За аннуляцию билета - 700 рублей. В случае, если в заказе на одного пассажира оформлено два или более билетов. сервисный сбор за аннуляцию билета взимается однократно с каждого пассажира.

6.11.8. За предоставление дополнительной справочной информации по вопросам:

— ортодромии (кратчайшее расстояние между городами) - 500 рублей;

— аннуляции билетов в день оформления - 500 рублей;

— о стоимости (в случае, если требуется справка по иной форме, чем стандартная справка, загружаемая в Личный кабинет) - 500 рублей.

Как вы можете заметить, оферта раскрывает обширный список сервисных сборов, которые дают компании заработать на том, что она держала ваши деньги в течение минут, часов, дней. В моём случае, я должен заплатить за хранение своих денег тысячу рублей за два дня. За те же деньги я могу на месяц арендовать банковскую ячейку в одном из крупных банков России.

Мне не была оказана услуга, а за возврат средств из-за её неоказания я, в данном случае, должен заплатить тысячу рублей, не считая сбора платёжной системы. На мой взгляд, данная оферта предоставляет сервису Kupibilet свободу реализации схемы, в которой, при сговоре авиакомпании и сервиса, вы можете купить билет, после чего авиакомпания отменит рейс, а сервис и, возможно, авиакомпания, заработают на воздухе между фактом оплаты и возврата средств на ваш счёт.

Стоит оценить иронию сочетания воздуха и денег в этой ситуации.

Способ решения

Я не захотел платить Kupibilet сервисный сбор — это моё право и мнение. Вместо этого, поняв бесперспективность обращения с такой позицией к сервису, а также к Aviasales как агрегатору и сразу открестившейся от меня авиакомпании, я написал заявление на возвратный платёж или чарджбек в Сбер, со счёта которого осуществил оплату билетов. Пришлось полчаса бороться с робоконсультантом и перезванивать из-за сброшенного звонка, но вежливый консультант помог. А в приложении банка поступило сообщение:

Ваше обращение №201012-0703-966400 от 12.10.2020 принято в работу. Срок рассмотрения до 26.10.2020 включительно.

Сбер

Чарджбэк (англ. chargeback) — это процесс оспаривания банком операции по карте, произведённой держателем в торговой точке (например, интернет-магазине).

В иной формулировке, это вид императивной гражданской ответственности банков и других финансовых организаций за факт поставки, которая возлагается на них международными платежными системами. Процедура опротестования транзакции банком-эмитентом (в целях защиты прав плательщика), при которой сумма платежа безакцептно списывается с получателя (банка-эквайера) и возвращается плательщику, после чего обязанность доказательства истинности транзакции возлагается на получателя.

На момент публикации статьи я не успел получить ответ от Сбера по применимости чарджбека. Но сообщу о результатах в комментарии.

Для чего мне эта статья

Этой статьёй я хочу предостеречь пользователей Kupibilet и подобных сервисов от беззаботного приобретения авиабилетов. Мне, как и многим моим друзьям, среди обилия интернет сервисов с офертами, на которые, при вдумчивом чтении, надо тратить часы в день, свойственно принимать их с пониженным вниманием. И это проблема утопающих.

Но сервисы должны учитывать, что в результате даже легальных действий они могут стать фигурантами таких статей или юридических разбирательств, связанных с обоснованностью принимаемых ими решений по монетизации.

Мне также хотелось бы предложить людям с похожими проблемами решение в виде чарджбэка, который я протестирую на себе, сообщив о результатах в комментарии.

Буду признателен, если юристы, представители Kupibilet или другие квалифицированные люди в комментариях предоставят обоснованную критику моей и любой другой позиции упомянутых в статье лиц. Я обязательно разберусь в ситуации — и не исключено, что заплачу ставший предметом разногласий сбор, если иное не предусматривают политики компаний или законы России.

А вы, уважаемые читатели, будьте внимательны и отстаивайте свои права.

Дополнение по результатам чарджбэка

Финал истории поможет вам сэкономить время и нервы.

Сотрудник Сбербанка в срок, 2 декабря, вышел со мной на связь по телефону и сообщил о результатах обращения банка по чарджбэку в банк-эквайер Тинькофф, который, очевидно, провёл проверку Kupibilet.

В результате мне не вернули комиссию, но вернули остальные деньги за её вычетом. Проверка, по словам специалиста Сбербанка, выявила, что я сам согласился на условия заказа.

Действительно: как я пояснил выше, я этого не отрицаю. Я отрицаю лишь справедливость наличия в условиях Kupibilet такой комиссии и подозреваю сговор Kupibilet с авиакомпанией Nordwind Airlines, которая самоустранилась из решения вопроса в первом же письме об отмене рейса.

Предлагаю вам три вывода:

  • Читайте условия использования сервисов
  • Имейте в виду всё вышеописанное, если решили обратиться в Kupibilet или Nordwind Airlines. Вас может ждать неожиданная комиссия
  • Не ждите возврата комиссии по чарджбэку, но делайте его, потому что каждый такой случай является прецедентом для банков и проблемой для Kupibilet, которая не собирается упускать возможность заработать без оказания услуг
  • Сумму за вычетом комиссии вам всё-таки вернут

Вновь приглашаю к диалогу юристов, которые могут дать правовую оценку комиссии и действий Kupibilet — в том числе для судебной претензии.

Я также благодарен десяткам людей, которые в комментариях и личных сообщениях выразили солидарность со мной в данном вопросе, попав в аналогичные ситуации.

0
231 комментарий
Написать комментарий...
Алексей Лисовицкий
Автор

Обновил статью, дополнил в конце информацией по результатам чарджбэка

Ответить
Развернуть ветку
Alex Mobile

Мне кажется сбербанк плохо поработал и специалист который занимался вашим вопросом не особо был заинтересован вам помочь, у них на сайте есть такой раздел "Арбитраж", вроде если больше 3000 руб вы теряете, и поддержка вам не помогла, вы можете обратится в этот арбитраж и вам там независимые спецы помогут, ну или хотя бы более детально разберут ваш случай, советую попробовать обратиться туда. А вообще думаю тут не все так просто с этим купибилет и тем что вы подписались под комиссии, во первых настораживает то что они на почту пишут мол согласны вы или нет с таким возвратом, если бы все было так просто, они бы не спрашивали и не объясняли от куда комиссии, а просто бы отправляли сумму за вычетом комиссии да и все. А так они как бы разрешения у вас забрать эти деньги спрашивают. И второе, судя по тому что тут пишут в комментах, они не ходят на суды и вообще никак на них не отвечают, тож интересно почему? И прикрываются Ecos Group, B.V. - юридическим лицом, созданным и действующим в соответствии с законодательством Нидерландов Адрес: Strawinskylaan 3051, Amsterdam, 1077ZX, The Netherland. Мне мой банк сказал, что у купибилет есть месяц что бы ответить на их запрос, если не ответят, то вернут всю стоимость билетов. Прошло уже пол месяца. 

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei S

Я так понимаю у Купибилета с их прикрытием в виде нидерландской компании (кстати, надо написать в их торговую палату, пусть проверят этот "Rabbit Travel" у которого стоит редирект на Купибилет) еще не было судебной практики в России. Но Роспотребнадзор говорит однозначно - если деятельность компании направлена в основном на российских потребителей, то потерпевшему предоставляется право выбора страны. Прописаны четкие критерии и Купибилет под них попадает. Более того, есть уже и судебная практика по таким компаниям, кипрская Wargaming нарушила закон о ЗПП и тоже думала, что если у них в оферте прописано - судиться на Кипре, значит пользователь должен туда лететь. Но нет, Мосгорсуд сказал Wargaming свернуть в трубочку оферту и пропихнуть поглубже.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лисовицкий
Автор

Я потерял всего тысячу рублей, но для меня это вопрос принципиальный. Буду очень благодарен вам, если вы напишете сюда результат рассмотрения жалобы

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei S

Могу утешить, что Купибилет эту тысячу не получил и скорее всего заплатил за диспут больше ).
Процедура опротестования операции имеет ряд циклов. Когда вы подаете заявление в банк, вам говорят - срок рассмотрения 7 дней, потом увеличивают до 30, потом до 45 дней. У Visa и Mastercard есть Dispute Administration Fee. За каждый цикл компания платит по 15 евро, могу ошибаться в цифрах и может по внутринациональным операциям другая сумма, кто знает, пусть поправят, но она точно есть. Поэтому все стараются нормально договариваться, но у Купибилета другой путь - будем иметь клиентов, а дальше как повезет.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лисовицкий
Автор

Собственно, они предлагали мне вернуть всё полностью, если уберу статью. Так я понял, что чарджбэк им дороже. Я отказался и не жалею:) 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лисовицкий
Автор

Светит или нет — это судить банкам, конечно. Лучше сначала выясните точный статус билетов и свои права по договору  

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лисовицкий
Автор

Я бы попробовал обратиться в банк, чётко описав условия, которые нарушил Купибилет. Например, уведомление позже дедлайна оплаты 

Ответить
Развернуть ветку
Alex Mobile

Так же советую вам обратиться на сайт банки.ру там есть раздел Еще>Народный рейтинг банков>Добавить отзыв, и вот там специалисты поддержки от сбера более грамотные, пишите отзыв с единицей о том что вам не сделали чарджбек (то что выплатили это не чарджбек, чарджбек это полная отмена операции) в данном случае вы стали жертвой мошенников, и вашей вины тут нет вообще, для таких случаев чарджбек и предназначен, пусть пересматривают! 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лисовицкий
Автор

Так и сделал. Спасибо за совет! 

Ответить
Развернуть ветку
228 комментариев
Раскрывать всегда