{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Альфа-банк» игнорирует мошенничество на сумму более 5 млн рублей и отказывается помогать клиентам

Всем привет, хочу поделиться своим опытом, как стал жертвой мошенников на сумму более 5 млн рублей и как «Альфа-банк» всеми правдами и неправдами покрывает мошенников и не предпринимает никаких шагов в решении вопроса — ни в ответах на официальные запросы полиции, ни помощи в возврате 4 млн рублей, зависших на их счетах.

Я не снимаю с себя ответственности за допущенные ошибки, но я категорически не согласен с подходом Альфа-Банка в отношении данной ситуации, которая наводит только на одну мысль — банк напрямую заинтересован в этой схеме мошенничества.

Итак, поехали.

Я являюсь клиентом Альфа-Банка в рамках зарплатного проекта моего работодателя около 5 лет. 29 октября 2020 года я стал жертвой мошенников.

Вечером позвонили из «службы безопасности» Альфа-Банка и под предлогом отвязки чужого номера вынудили назвать код из СМС. Подкупило то, что код нужно было назвать не оператору, а автоматизированной системе после сигнала. Заранее знать о наличии или отсутствии такой системы я не мог, в той же поддержке, например, тоже стоит робот с распознаванием голоса.

Далее звонок переключили на другого «сотрудника», который сообщил, что номер-то отвязали, но на меня успели оформить кредит. В этот момент я зашел в приложение и действительно увидел счет с 5 361 000 рублей, который я не открывал.

Кредит был выдан практически мгновенно, никаких документов банк не затребовал, никто мне не перезвонил. Кроме того, я не получал никаких документов ни по каким каналам, таких как кредитный договор, условий его я не знаю.

Далее, мне предложили вернуть эти деньги в банк и закрыть этот кредит, а так как раньше я с кредитами не сталкивался, то не знал как это должно происходить на самом деле.

Для «закрытия» кредита мошенники подключили к моему личному кабинету «семейный счет» (о наличии подобной услуги я не знал), пояснив, что фамилия, фигурирующая в названии счета — это менеджер банка и счет предназначен для возврата денег в банк.

Таким образом, с помощью обмана, меня вынудили перевести деньги на этот «семейный счет» (4 825 000 рублей, остальное списалось на страховку), после чего доступ к этому счету отключили.

Далее мошенники тянули время, «закрывая кредитный счет», но в итоге заявили, что он должен закрыться в течение следующих суток. В этот момент пришло осознание печальной реальности.

Я перезвонил на настоящую горячую линию, где мне подтвердили, что все операции прошли, что я сам все сделал и «банк мне ничего не вернет» (прямая цитата), даже не предложив обратиться с жалобой в отделение.

В тот же день я обратился в полицию, где было возбуждено уголовное дело, меня признали потерпевшим.

На следующий день я поехал в отделение (ближайшее в соседнем городе), написал обращение, с подробным описанием ситуации, приложил документы из полиции, отдельно писал заявление на «расследование платежа». Позже было подано еще одно обращение. По данным обращениям получил устный ответ по телефону, что «банк не видит оснований» предпринимать никаких действий.

В каждом обращении было требование ответить письменно, однако они были проигнорированы, пришлось создать еще две заявки, которые рассматривали больше недели, и на которые я получил ответ, что с письменным ответом могу «ознакомиться» в ближайшем отделении (которое в соседнем городе).

Пришлось в очередной раз ругаться с поддержкой и оформлять уже пятое обращение. В итоге банк прислал письменный ответ, который был отправлен только 27 ноября (почти через 2 недели после последнего обращения), причем почему-то из Барнаула, а не из центрального Московского офиса. Учитывая, что ответ полностью соответствует устному — налицо явное затягивание времени и наплевательское отношение к клиентам.

Подчеркну, что ни на один конкретный вопрос из обращений, например, каким образом была подана заявка на кредит, на каком основании подключение семейных счетов происходит без подтверждения с моей стороны и т.д., не было дано никаких ответов.

Более того, в полиции говорят, что до сих пор не получили ответов на свои запросы от банка, хотя прошло уже почти полтора месяца. Зачем банк искусственно затягивает время? Может, чтобы потом заявить, что никаких подробных данных у них не осталось?

Вообще, по моему мнению, банк, получая множественные сообщения о мошенничестве при сходных обстоятельствах, сам должен был обратиться в полицию, т.к. мошенники действуют якобы от лица банка, нанося урон репутации. Однако, банк видимо считает более выгодным собирать долги с жертв, чем защищать интересы клиентов.

Кроме обращений в банк и полицию, я также писал заявление в ЦБ, отзыв на Банки.ру. В обоих случаях получил отписку о том, что я сам виноват, а кредит вообще якобы из моего приложения был оформлен. Последнее — это прямая ложь, тем более, что доказательств они не приводят.

Да в приложение я заходил, но это было уже после того как кредит был выдан. Я уверен, служба безопасности прекрасно может видеть это по сессиям входов, запросам, источникам запросов и т.д. Вот только банку не выгодно это признавать, лучше найти крайнего и пусть он платит банку.

Хорошо, допустим заявка на кредит подписана моей простой электронной подписью, однако банк не смутило, что сама заявка была оформлена из неизвестно мне места, но точно не совпадающего с тем откуда был сделан последующий перевод.

Также банк совсем не смутил перевод всей доступной крупной суммы в адрес третьего лица, с подключением и отключением «семейного счета». А где же антифрод? Людям и без всяких признаков гораздо меньшие суммы блокируют.

Кроме того, учитывая, что платеж был в адрес клиента банка, моя жалоба на данную операцию поступила практически сразу (по телефону) и на следующий день письменно, с приложением документов из полиции, я уверен, что банк мог предпринять какие-то действия.

Почти через месяц через чат поддержки я узнал, что мое заявление на расследование платежа вообще отклонили и даже рассматривать не стали, не уведомив меня об этом, т.к. ответственный отдел оказывается «не занимается переводами между своими счетам», к которым приравнивается операция перевода на «семейный счет». А то, что эта операция фактически в адрес третьего лица — это их не интересует.

Получается банк всячески самоустраняется от решения проблемы, никто ни за что не отвечает, никто ничего не хочет рассматривать и т.д. Складывается ситуация, что любой клиент банка может подключить любому другому клиенту свой счет, без подтверждения со второй стороны.

В случае же ошибочного перевода на такой счет (ну промахнулся пальцем в приложении), оспорить такой платеж невозможно, а происходит он мгновенно и без подтверждения. Почему-то если на телефон не на тот номер деньги положил — их можно вернуть по заявлению, если бухгалтер не по тем реквизитам деньги отправил — то тоже можно вернуть, а тут права на ошибку нет вообще.

При рассмотрении моего обращения, со мной связывался сотрудник и СБ для уточнения деталей, и среди прочего упомянул, что якобы тот счет, куда ушли деньги они заблокировали (на тот момент что-то около 4 млн рублей рублей «зависло»).

Дальнейшая судьба тех денег мне неизвестна, с учетом того, что даже полиция еще не получила ответа от банка.

С моей точки зрения, т.к. на лицо явное мошенничество и многие факты банк может проверить, тем более, что все операции внутрибанковские, он мог пойти на встречу и вернуть эти 4 млн рублей рублей, которые можно было использовать на погашение большей части кредита. Но банку это опять же не интересно. Он покрывает мошенников, затягивает ответы что мне что полиции, пишет отписки, а тем временем прошло почти полтора месяца.

И мой случай не уникальный, мне известно о не менее 13 подобных случаях с клиентами Альфа-Банка, и во всех случаях банк ничего предпринимать не собирается, вешая долги на своих клиентов.

Ввиду вышесказанного, напрашивается вывод, что банку как минимум выгодна данная ситуация, а на интересы клиента ему абсолютно наплевать.

Возможно, банк, либо отдельные сотрудники банка замешаны в данной схеме, и происходит целенаправленный отъем средств у клиентов. Чего только стоит раскрытие персональных кредитных предложений на публичном сайте банка любому неавторизованому лицу при вводе ФИО и номера телефона клиента (по информации от службы поддержки банка) — это прямое пособничество мошенникам. Затягивание времени, бесполезные отписки — только лишнее тому подтверждение.

0
996 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Жуков

Стандартная и классическая схема мошенничества. Я думал, что уже на неё никто не реагирует. Как оказалось, нет((

Банк вам деньги не вернёт - это 1000%.
Я, как бывший банковский сотрудник (другого банка, не Альфа), могу это сказать наверняка. Есть, конечно, 0,001% вероятности, что банк их вернёт (это будет исключительный случай), но вряд ли.
Кредит в приложении без вашего участия и подтверждения ни фактически, ни технически оформить невозможно (если только вы ранее не предоставили кому-то доступ).

Уверен на 99%, что сообщая код из СМС, этим действием вы подтвердили оформление кредита, и мошенники этот код ввели. Ну а далее - все пошло как по маслу.

Почему банк не вернёт деньги?
1) практически наверняка в банке есть документ о правилах использования банковских карт и каналов дистанционного обслуживания, где имеется пункт, что клиент не должен никому предоставлять доступ к своим счетам, картам и Интернет-банку, не сообщать коды из СМС. Вы фактически именно это и сделали, тем самым нарушив правила использования. Вы подтвердили операцию. Из этого следует 2 пункт:

2) имеется закон о банковской деятельности, а так же гражданский кодекс. Не помню конкретно статью и конкретный документ, но где-то в одном из них прописано, что если клиент подтверждает операцию, банк обязан её исполнить и тем самым, у банка уже нет законных оснований эту операцию отменить.

Уж сколько предупреждений в СМИ, сколько банки сами предупреждают клиентов, сколько историй о телефонном мошенничестве, но все равно постоянно находятся люди, которые клюют на удочку мошенников.

Что касается причастности банка: это не соответствует реальности. Мошенники могут получать данные из массы источников. Например, приобретают базы данных номеров телефона. Не могу сказать за Альфу, но во многих банках, если вводишь номер телефона для перевода клиенту того же банка, то высвечивается имя и отчество (а в некоторых банках и фамилия) получателя. И вуаля - эти люди знают, что у вас есть счёт в этом банке, знают ваше имя и отчество, можно смело звонить и лить свою проверенную легенду в уши.

Совет: если вам звонят (в том числе с официального номера банка) и говорят: это служба безопасности, сразу кладите трубку и перезванивайте сами на горячую линию.

Совет номер 2: если любопытство победило, то в разговоре НИКОГДА не сообщайте номер карты, код с оборотной стороны, логин и пароль от Интернет-банка и код из СМС. Настоящие сотрудники никогда этого не запросят (тем более, если звонят вам). Если вы им сообщили хотя бы что-то из этого, сразу все блокируйте без разбирательства. Потом разберётесь. Ну и если вы все им назвали, не заблокировали, то я без сарказма искренне сочувствую, но вы потеряли эти деньги скорее всего навсегда. Шанс вернуть их примерно такой же, как у сборной Бразилии выиграть чемпионат мира по хоккею, а у сборной России выиграть чемпионат мира по футболу.

Конечно, я могу вам только пожелать, чтобы полиция разобралась с этой ситуацией и нашла виновных. Здесь только в их компетенции решение вопроса. Но все мы прекрасно понимаем, какой скорее всего будет исход.

Ответить
Развернуть ветку
Meyer Lansky

Хорошо, банк в этом случае никак не может помочь, соответственно клиент будет обязан выплачивать кредит. Что обычно делают в таком случае? Объявляют себя банкротами? 5 лямов за время выплат превращаются в 10, а то и больше. Это всю жизнь отдавать.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Жуков

Пожалуй, здесь единственный вариант - полиция и судебные разбирательства. Доказывать, что ты не мошенник, что тебя развели. Если удастся доказать, то, возможно, банк и пойдёт навстречу (да и то маловероятно - только в случае, если будет соответствующее решение суда). Я бы проконсультировался с юристом, желательно с хорошим и опытным, а не первым попавшимся.

Банкротство - тоже не самый лучший выход. Я, конечно, не юрист, но с позиции банка это было бы как раз очень уж подозрительно. Человек взял в кредит 5 лямов, перевёл их, потом скорее всего они на пару их обналичили. Потом человек утверждает, что он перевёл деньги мошенникам, надеясь, что ему не придётся эти 5 лямов возвращать. И когда это не прокатило, объявляет банкротом. Слишком странно. А подадим-ка мы заявление в прокуратуру о том, что этот человек мошенническим путем присвоил 5 лямов, которые принадлежат банку. И к чему приведёт разбирательство - очень большой вопрос.

Честно признаюсь, я очень сочувствую жертве мошенничества. Если, конечно, все, что он здесь написал - истина. Если это ложь, то как говорится, Бог ему судья.
Работая в банке, я каждый день слышал по 10-20 аналогичных историй. И по-человечески мне их было очень жаль. Особенно, пожилых людей и пенсионеров. Которые не слишком-то пользуются Интернетом, не знают все схемы, и их очень легко вывести из равновесия. Самое печальное, что я понимал, что банк ничего им не вернёт, полиция скорее всего тоже ничего не сделает. Да, это несправедливо, но нужно принять тот факт, что никто не защитит нас от мошенников лучше, чем мы сами.

Мошенники - идеальные психологи. Они способны считать реакцию человека, его примерный психологический портрет с первых фраз по телефону. Они сразу понимают по реакции человека на первые слова, может он назвать данные или он ничего не скажет, имеет ли смысл раскручивать его дальше или нет.

Не устанавливать приложения по просьбе позвонившего "сотрудника банка", не называть ему данные карты (номер и код с оборотной стороны), не сообщать логин и пароль, не называть код из СМС и не передавать карту 3м лицам (в том числе жене, любовнице, любовнику любовницы, собаке, кошке и т.д.) - это единственные 100% правила безопасности, соблюдение которых спасёт ваши деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Fumar mata

Идёт же следствие, нельзя ж так сразу говорить, что человек пожизненно в кабале, может, все разрешится. 

Ответить
Развернуть ветку
Науменко Татьяна

Вот как в нашем случае, то следствие то и дело приостанавливает возбужденные уголовные дела (их несколько) и возобновляет по жалобе Генеральной Прокуратуры РФ или такого же уровня МВД. И снова приостанавливает...., потому что тот же Альфа банк даже правоохранительным органам не выдает полную и достоверную информацию. В лучшем случае - это отписки ни о чем. И как бы тут не уверяли представители банка, никакой помощи следствию они не оказывают.
Доверять банку нельзя. Мне их отношение к кражам напоминает небольшой сюжет из фильма "12 стульев" в Доме престарелых. Воруют, обдирают своих клиентов, но так незлобно и выражают сожаление: "мошенники такие ловкие стали - обманывают людей, деньги со счетов списывают"...
А банк только пишет о своей системе безопасности, типа: тут же блокируем...; оформляем только в офисе банка...; по предъявлению паспорта... и т.д. А на деле своим бездействием помогают мошенникам, среди которых, не исключено, и свои работники.

Ответить
Развернуть ветку
993 комментария
Раскрывать всегда