{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Альфа-банк» игнорирует мошенничество на сумму более 5 млн рублей и отказывается помогать клиентам

Всем привет, хочу поделиться своим опытом, как стал жертвой мошенников на сумму более 5 млн рублей и как «Альфа-банк» всеми правдами и неправдами покрывает мошенников и не предпринимает никаких шагов в решении вопроса — ни в ответах на официальные запросы полиции, ни помощи в возврате 4 млн рублей, зависших на их счетах.

Я не снимаю с себя ответственности за допущенные ошибки, но я категорически не согласен с подходом Альфа-Банка в отношении данной ситуации, которая наводит только на одну мысль — банк напрямую заинтересован в этой схеме мошенничества.

Итак, поехали.

Я являюсь клиентом Альфа-Банка в рамках зарплатного проекта моего работодателя около 5 лет. 29 октября 2020 года я стал жертвой мошенников.

Вечером позвонили из «службы безопасности» Альфа-Банка и под предлогом отвязки чужого номера вынудили назвать код из СМС. Подкупило то, что код нужно было назвать не оператору, а автоматизированной системе после сигнала. Заранее знать о наличии или отсутствии такой системы я не мог, в той же поддержке, например, тоже стоит робот с распознаванием голоса.

Далее звонок переключили на другого «сотрудника», который сообщил, что номер-то отвязали, но на меня успели оформить кредит. В этот момент я зашел в приложение и действительно увидел счет с 5 361 000 рублей, который я не открывал.

Кредит был выдан практически мгновенно, никаких документов банк не затребовал, никто мне не перезвонил. Кроме того, я не получал никаких документов ни по каким каналам, таких как кредитный договор, условий его я не знаю.

Далее, мне предложили вернуть эти деньги в банк и закрыть этот кредит, а так как раньше я с кредитами не сталкивался, то не знал как это должно происходить на самом деле.

Для «закрытия» кредита мошенники подключили к моему личному кабинету «семейный счет» (о наличии подобной услуги я не знал), пояснив, что фамилия, фигурирующая в названии счета — это менеджер банка и счет предназначен для возврата денег в банк.

Таким образом, с помощью обмана, меня вынудили перевести деньги на этот «семейный счет» (4 825 000 рублей, остальное списалось на страховку), после чего доступ к этому счету отключили.

Далее мошенники тянули время, «закрывая кредитный счет», но в итоге заявили, что он должен закрыться в течение следующих суток. В этот момент пришло осознание печальной реальности.

Я перезвонил на настоящую горячую линию, где мне подтвердили, что все операции прошли, что я сам все сделал и «банк мне ничего не вернет» (прямая цитата), даже не предложив обратиться с жалобой в отделение.

В тот же день я обратился в полицию, где было возбуждено уголовное дело, меня признали потерпевшим.

На следующий день я поехал в отделение (ближайшее в соседнем городе), написал обращение, с подробным описанием ситуации, приложил документы из полиции, отдельно писал заявление на «расследование платежа». Позже было подано еще одно обращение. По данным обращениям получил устный ответ по телефону, что «банк не видит оснований» предпринимать никаких действий.

В каждом обращении было требование ответить письменно, однако они были проигнорированы, пришлось создать еще две заявки, которые рассматривали больше недели, и на которые я получил ответ, что с письменным ответом могу «ознакомиться» в ближайшем отделении (которое в соседнем городе).

Пришлось в очередной раз ругаться с поддержкой и оформлять уже пятое обращение. В итоге банк прислал письменный ответ, который был отправлен только 27 ноября (почти через 2 недели после последнего обращения), причем почему-то из Барнаула, а не из центрального Московского офиса. Учитывая, что ответ полностью соответствует устному — налицо явное затягивание времени и наплевательское отношение к клиентам.

Подчеркну, что ни на один конкретный вопрос из обращений, например, каким образом была подана заявка на кредит, на каком основании подключение семейных счетов происходит без подтверждения с моей стороны и т.д., не было дано никаких ответов.

Более того, в полиции говорят, что до сих пор не получили ответов на свои запросы от банка, хотя прошло уже почти полтора месяца. Зачем банк искусственно затягивает время? Может, чтобы потом заявить, что никаких подробных данных у них не осталось?

Вообще, по моему мнению, банк, получая множественные сообщения о мошенничестве при сходных обстоятельствах, сам должен был обратиться в полицию, т.к. мошенники действуют якобы от лица банка, нанося урон репутации. Однако, банк видимо считает более выгодным собирать долги с жертв, чем защищать интересы клиентов.

Кроме обращений в банк и полицию, я также писал заявление в ЦБ, отзыв на Банки.ру. В обоих случаях получил отписку о том, что я сам виноват, а кредит вообще якобы из моего приложения был оформлен. Последнее — это прямая ложь, тем более, что доказательств они не приводят.

Да в приложение я заходил, но это было уже после того как кредит был выдан. Я уверен, служба безопасности прекрасно может видеть это по сессиям входов, запросам, источникам запросов и т.д. Вот только банку не выгодно это признавать, лучше найти крайнего и пусть он платит банку.

Хорошо, допустим заявка на кредит подписана моей простой электронной подписью, однако банк не смутило, что сама заявка была оформлена из неизвестно мне места, но точно не совпадающего с тем откуда был сделан последующий перевод.

Также банк совсем не смутил перевод всей доступной крупной суммы в адрес третьего лица, с подключением и отключением «семейного счета». А где же антифрод? Людям и без всяких признаков гораздо меньшие суммы блокируют.

Кроме того, учитывая, что платеж был в адрес клиента банка, моя жалоба на данную операцию поступила практически сразу (по телефону) и на следующий день письменно, с приложением документов из полиции, я уверен, что банк мог предпринять какие-то действия.

Почти через месяц через чат поддержки я узнал, что мое заявление на расследование платежа вообще отклонили и даже рассматривать не стали, не уведомив меня об этом, т.к. ответственный отдел оказывается «не занимается переводами между своими счетам», к которым приравнивается операция перевода на «семейный счет». А то, что эта операция фактически в адрес третьего лица — это их не интересует.

Получается банк всячески самоустраняется от решения проблемы, никто ни за что не отвечает, никто ничего не хочет рассматривать и т.д. Складывается ситуация, что любой клиент банка может подключить любому другому клиенту свой счет, без подтверждения со второй стороны.

В случае же ошибочного перевода на такой счет (ну промахнулся пальцем в приложении), оспорить такой платеж невозможно, а происходит он мгновенно и без подтверждения. Почему-то если на телефон не на тот номер деньги положил — их можно вернуть по заявлению, если бухгалтер не по тем реквизитам деньги отправил — то тоже можно вернуть, а тут права на ошибку нет вообще.

При рассмотрении моего обращения, со мной связывался сотрудник и СБ для уточнения деталей, и среди прочего упомянул, что якобы тот счет, куда ушли деньги они заблокировали (на тот момент что-то около 4 млн рублей рублей «зависло»).

Дальнейшая судьба тех денег мне неизвестна, с учетом того, что даже полиция еще не получила ответа от банка.

С моей точки зрения, т.к. на лицо явное мошенничество и многие факты банк может проверить, тем более, что все операции внутрибанковские, он мог пойти на встречу и вернуть эти 4 млн рублей рублей, которые можно было использовать на погашение большей части кредита. Но банку это опять же не интересно. Он покрывает мошенников, затягивает ответы что мне что полиции, пишет отписки, а тем временем прошло почти полтора месяца.

И мой случай не уникальный, мне известно о не менее 13 подобных случаях с клиентами Альфа-Банка, и во всех случаях банк ничего предпринимать не собирается, вешая долги на своих клиентов.

Ввиду вышесказанного, напрашивается вывод, что банку как минимум выгодна данная ситуация, а на интересы клиента ему абсолютно наплевать.

Возможно, банк, либо отдельные сотрудники банка замешаны в данной схеме, и происходит целенаправленный отъем средств у клиентов. Чего только стоит раскрытие персональных кредитных предложений на публичном сайте банка любому неавторизованому лицу при вводе ФИО и номера телефона клиента (по информации от службы поддержки банка) — это прямое пособничество мошенникам. Затягивание времени, бесполезные отписки — только лишнее тому подтверждение.

0
996 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Жуков

Стандартная и классическая схема мошенничества. Я думал, что уже на неё никто не реагирует. Как оказалось, нет((

Банк вам деньги не вернёт - это 1000%.
Я, как бывший банковский сотрудник (другого банка, не Альфа), могу это сказать наверняка. Есть, конечно, 0,001% вероятности, что банк их вернёт (это будет исключительный случай), но вряд ли.
Кредит в приложении без вашего участия и подтверждения ни фактически, ни технически оформить невозможно (если только вы ранее не предоставили кому-то доступ).

Уверен на 99%, что сообщая код из СМС, этим действием вы подтвердили оформление кредита, и мошенники этот код ввели. Ну а далее - все пошло как по маслу.

Почему банк не вернёт деньги?
1) практически наверняка в банке есть документ о правилах использования банковских карт и каналов дистанционного обслуживания, где имеется пункт, что клиент не должен никому предоставлять доступ к своим счетам, картам и Интернет-банку, не сообщать коды из СМС. Вы фактически именно это и сделали, тем самым нарушив правила использования. Вы подтвердили операцию. Из этого следует 2 пункт:

2) имеется закон о банковской деятельности, а так же гражданский кодекс. Не помню конкретно статью и конкретный документ, но где-то в одном из них прописано, что если клиент подтверждает операцию, банк обязан её исполнить и тем самым, у банка уже нет законных оснований эту операцию отменить.

Уж сколько предупреждений в СМИ, сколько банки сами предупреждают клиентов, сколько историй о телефонном мошенничестве, но все равно постоянно находятся люди, которые клюют на удочку мошенников.

Что касается причастности банка: это не соответствует реальности. Мошенники могут получать данные из массы источников. Например, приобретают базы данных номеров телефона. Не могу сказать за Альфу, но во многих банках, если вводишь номер телефона для перевода клиенту того же банка, то высвечивается имя и отчество (а в некоторых банках и фамилия) получателя. И вуаля - эти люди знают, что у вас есть счёт в этом банке, знают ваше имя и отчество, можно смело звонить и лить свою проверенную легенду в уши.

Совет: если вам звонят (в том числе с официального номера банка) и говорят: это служба безопасности, сразу кладите трубку и перезванивайте сами на горячую линию.

Совет номер 2: если любопытство победило, то в разговоре НИКОГДА не сообщайте номер карты, код с оборотной стороны, логин и пароль от Интернет-банка и код из СМС. Настоящие сотрудники никогда этого не запросят (тем более, если звонят вам). Если вы им сообщили хотя бы что-то из этого, сразу все блокируйте без разбирательства. Потом разберётесь. Ну и если вы все им назвали, не заблокировали, то я без сарказма искренне сочувствую, но вы потеряли эти деньги скорее всего навсегда. Шанс вернуть их примерно такой же, как у сборной Бразилии выиграть чемпионат мира по хоккею, а у сборной России выиграть чемпионат мира по футболу.

Конечно, я могу вам только пожелать, чтобы полиция разобралась с этой ситуацией и нашла виновных. Здесь только в их компетенции решение вопроса. Но все мы прекрасно понимаем, какой скорее всего будет исход.

Ответить
Развернуть ветку
Yagget Proof
сколько банки сами предупреждают клиентов

Знаете, это как вместо того, чтобы закрыть крышкой колодезные люки на дороге, написать объявление: "Смотрите под ноги!". Или поставить тётеньку, которая будет кричать: "Куды прёшь?!"
У клиента нет никаких средств для защиты от фрода, а у банков - есть. И эту защиту банки обеспечивать обязаны в соответствии с законом, кстати. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Жуков

Я согласен, несправедливо. По-человечески, мне очень жаль, что человек стал жертвой мошенников. И если посмотреть на ситуацию со стороны банка, клиент зашёл в приложение, назвал код из СМС, перевёл деньги другому лицу. Банк исполнил все операции, которые проводил клиент, как и требует закон и другие правовые документы. Оснований для отмены и возврата нет.
Если это мошенничество, то где гарантия, что клиент не является их сообщником? У банка нет возможностей и полномочий это доказывать или опровергать.
Хорошо, клиент, действительно, жертва. Но опять же, он все назвал, сам совершил действия. Банк предупреждал о мерах безопасности? По-любому. Сейчас все банки постоянно предупреждают тем или иным способом. Клиент эти меры и рекомендации не соблюдал, правила безопасности нарушил. Всё, ответственности банка нет. Причём на законодательном уровне.

Если смотреть со стороны клиента, то он тоже прав. Его обманули, обманным путем получили 5 лямов. И не просто 5 лямов, но ещё вогнали клиента в долг. Он хочет справедливости, гарантии безопасности и прочее. И имеет на это право.

Реальность же в том, что ни один банк мира, какими бы не были совершенными системы безопасности, не может гарантировать 100% безопасность средств. Ни один.

Объективно. Возьмём пример. Утрированный, но наглядный.
Вы отдали ключи от квартиры и сказали свой адрес. И вашу квартиру вынесли. Вы к кому пойдете? В ТСЖ, ЖКХ, УК предъявлять претензии, что они не обеспечивают меры безопасности? Кто в этом случае виноват? Или пойдете в полицию? Банк в этом случае выступает в роли ТСЖ, ЖКХ, УК. Если клиент сам все называет, как может банк обеспечивать безопасность?

У нас очень распространено перекладывание ответственности. Если мы кладём деньги в банк, то он обязан на 100% их защитить. Государство обязано нам помогать во всем и всегда, а по первому свисту выполнять наши требования. Учителя должны скакать и любить наших детей, даже если они откровенно хамят и унижают всех - от сверстников до учителей. Врачи нас должны вытаскивать с того света в то время, когда мы сами за здоровьем не следим, а иногда откровенно вредим.

Сначала мы сами должны соблюдать все правила и рекомендации по безопасности. И не перекладывать всю ответственность на банк.

На 100% обеспечить сохранность своих денег можем только мы сами своей внимательностью, бдительностью и осторожностью.

Ответить
Развернуть ветку
Yagget Proof
Реальность же в том, что ни один банк мира, какими бы не были совершенными системы безопасности, не может гарантировать 100% безопасность средств. Ни один.

От рака тоже нет ни одного на сто процентов работающего лекарства. Но врачи всё равно стараются лечить, комбинируя разные средства и разные схемы. И наука не оставляет попыток создать более безопасное, более эффективное средство. 

Думаю, мы все понимаем, что банки беспокоятся не о средствах клиентов, а о своей прибыли. У них есть все возможности для того, чтобы пресекать мошеннические схемы в зародыше, но они намеренно попустительствуют ситуациям, когда такие схемы можно провернуть. Почему в принципе стала возможной ситуация, когда взять кредит в 5 млн. можно по СМС? Почему банк не устанавливает верхний лимит по таким быстрым операциям, проводимым без подтверждения личности заемщика? Тут не нужны никакие подвиги и громкие слова про невозможность стопроцентной гарантии безопасности, тут нужно только скрипт настроить. 

А завтра до скольки миллионов аппетиты банков дойдут? Так и будут продолжать, пока сверху по шапке не настучат? Я считаю, что за такую хитровы*банную заботу о клиентах нужно банковской лицензии лишать. Ибо заигрались уже. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Жуков

По поводу того, что банки беспокоятся о прибыли, то не забывайте, что банк - это коммерческая организация, задача которой получать прибыль.
Но суть не в этом. Прибыль банка зависит от средств клиентов. Это не только кредиты, но и все остальные продукты - все это влияет на доход банка.
Финансовые потери клиента = финансовые потери банка.

Что касается этого случая, то честно соглашусь, кредит в 5 миллионов (пусть это даже супер одобренное предложение) по СМС - это чересчур. Слишком высокий риск.

Я предлагаю Альфа-Банку пересмотреть свою политику в рамках лимита по выдаче кредита наличными через приложение и личный кабинет и ограничить его 1-2 миллионами. Это очень серьёзная недоработка (понятно, что хотели сделать максимально удобно, но удобно не значит безопасно), особенно учитывая колоссальные масштабы случаев мошенничества.

А по поводу пресечения мошенничества банками, то максимум, что они могут, так это совершенствовать систему мониторинга операций, пресекать подозрительные операции.

Однако, как я уже неоднократно говорил, если клиент сообщает код из СМС = подтверждает свои действия самостоятельно, максимум может сработать система приостановки операций. Как работает эта система, у меня лишь поверхностное знание, но в каких-то банках она в основном заточена под сторонние сервисы, у более крупных - и под сторонние, и под работу в личном кабинете. И на моей памяти, в тех банках, в которых работал я, она никогда не срабатывала при получении кредитов. И если система не выявила операцию как подозрительную, то все, у банка нет никаких оснований и полномочий на законодательном уровне отменять операцию.

Однако банку в любом случае стоит обратить внимание на свои системы безопасности, на способ получения кредита наличными (даже на предодобренные предложения) и лимиты на операции через личный кабинет. В силу масштабов мошенничества, эти вопросы стоят особенно остро.

Ну а нам пока что остаётся только сохранять бдительность, осторожность и предупреждать наших близких об этих возможных схемах (особенно пожилого возраста, которые легко поддаются панике).

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

В данном случае претензия к банку в том, что он без каких-либо проблем молча пропустил очень крупную и подозрительную транзакцию от клиента, который ранее скорее всего такими суммами не оперировал, хотя мог заблочить эту операцию. Я уже писал где-то здесь в коментах, что банк, в котором я обслуживаюсь (зарплатный клиент плюс еще и кредитка), заблокировал мне карту, когда я 20к кидал в другой банк в счет взноса по кредиту. Я перезвонил в банк и проблема решилась. Ноль нервов, ноль проблем. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Жуков

Сейчас, насколько мне известно, карты только с чипом (без бесконтактной оплаты) не выпускаются, и Альфа-Банк не один такой. Платёжные системы в принципе прекратили поддержку таких карт, и у кого они ещё остались, при перевыпуске меняются на карты с бесконтактной оплатой.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
993 комментария
Раскрывать всегда