{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

DashaMail украл калькулятор AB-тестов и код Mindbox. Пожалуйста, не надо так

Эта статья — последняя попытка решить дело миром с помощью давления общественности, без суда.

Не ищем негативного PR, не хотим судиться и обижать маленьких. Хотим писать про полезное клиентам, делиться опытом, но оставить историю без внимания не видим возможности.

Сервис email-рассылок DashaMail «позаимствовал» калькулятор AB-тестов и вдобавок использовал наш JS-клиент и API на сайте «Билайна». Сначала мы попробовали договориться с коллегами в переписке, потом отправили досудебную претензию — ответа не получили.

Mindboxкрупнейший Martech SaaS в России. Платформа автоматизации маркетинга (CDP). Объединяем в едином профиле клиента информацию с сайта, из мобильных приложений, касс розницы, рассылок.

С 2006 года помогаем «Ригле», Burger King, United Colors of Benetton и еще 400 компаниям создавать омниканальные программы лояльности; общаться с клиентами через email-рассылки, мобильные и вебпуши, чат-боты; рекомендовать релевантные товары и услуги — в письмах и на сайте. Опубликовали 157 историй успеха клиентов.

Что украл DashaMail и как обнаружили

Осенью прошлого года кто-то из коллег случайно увидел рекламу в «Фейсбуке» — в ней DashaMail продвигала свой калькулятор сплит-тестов. Сходство между их и нашим инструментом заметно невооруженным взглядом:

Слева калькулятор Mindbox, справа — DashaMail: совпадают даже дефолтные цифры в ячейках

Калькулятор мы сделали три года назад. Предыстория вопроса, проверяемая через кэши Гугла, — в конце статьи. У нас на руках договоры с веб-студией, которая верстала калькулятор. Конечно, с передачей прав нам.

Коллеги не стесняются пиарить полностью скопированный инструмент: написали даже целую статью про тестирование гипотез на vc.ru.

Мы начали изучать, а не позаимствовал ли DashaMail еще какие-нибудь наши разработки. Выяснилось: позаимствовал! На сайте «Билайна» Хром определяет в качестве источника JS-файла наш код. Этот код нужен для того, чтобы передавать данные с сайта в платформу. Сравните код Mindbox и код DashaMail.

Вероятно, копировать код понадобилось, чтобы быстрее провести интеграцию сайта с DashaMail — разработчики сервиса не стали писать код с нуля, а просто скопировали наш JS-клиент и, очевидно, серверное API.
Мы за конкуренцию, длинными контрактами не привязываем. Если клиенту лучше с конкурентом — экспортируем все данные и помогаем с переходом. Но не путем передачи нашей интеллектуальной собственности. Это перебор.

Немного технических деталей: код трекера не просто похож — оставлены даже комментарии нашего разработчика в Source Maps. Уточню на всякий случай: Source Maps (сорсмэп) — это инструмент, который позволяет посмотреть исходный код даже после того, как его сжали.

Попытка договориться

После обнаружения заимствования калькулятора, когда прошла первая обида, мы решили, что готовы для пользы рынку поделиться им бесплатно. Ведь мы его делали не для себя, а для клиентов. В конце концов, пусть будет зеркало, просто с указанием нашего авторства.Начали с общения в мессенджере: предложили поставить ссылку на наш сайт в калькуляторе. Так и наши права были бы соблюдены, и клиенты DashaMail продолжили бы пользоваться удобным инструментом.

Дальше мы наткнулись на копирование нашего кода, и расстройство выросло.

Через месяц после переписки в мессенджере наш юрист направила DashaMail досудебную претензию:

Ответа не дождались.

Чего хотим от DashaMail сейчас

Предлагаю DashaMail выполнить два условия:

  • В калькуляторе указать наше авторство и разместить кликабельный логотип Mindbox на видном месте. Например, как на картинке ниже.

Аналогично указывать наше авторство во всех вышедших публикациях с упоминанием калькулятора и рекламе, если таковая запущена или будет.

  • Удалить наш код на сайте «Билайна».

Было бы здорово принести извинения и, конечно, больше так не делать. В следующий раз мы сразу пойдем в суд.

Предыстория: зачем нужен калькулятор AB-тестов и как мы его разработали

AB-тесты — стандартный инструмент маркетологов для определения наиболее эффективного варианта из двух элементов, например темы письма. Чтобы результаты были статистически достоверными, используется калькулятор AB-тестов: подбирает размер выборки до теста и оценивает значимость полученных результатов после.

Чтобы сделать статистические формулы удобными и понятными, нужно как следует разобраться и подумать. Калькулятор может быть выполнен в виде Excel-файла с формулами или визуального инструмента. Мы пошли по второму пути — в феврале этого года нашему калькулятору исполнится уже 3 года.

Вдохновлялись блогом evanmiller.org: понравилась общая концепция, но взяли формулы попроще (плохо работаем с малыми выборками), визуальное решение не копировали. В результате получился удобный калькулятор с возможностью сравнивать несколько вариантов теста и пояснениями. Этого в исходной версии не было. Кажется, это единственный подобный русскоязычный инструмент.

Маркетологи оценили наш калькулятор: 73 тысячи просмотров страницы с калькулятором за 2020 год, по данным Google Analytics.

Автор

Александр Горник, CEO Mindbox

0
317 комментариев
Написать комментарий...
Anton Viborniy

Я всегда поражался нашему брату, за то что они кричат что их скопировали. Господа, если сейчас Mailchimp  начнет кричать что у них украли то всем станет плохо. Тоесть вы скажете что конструктор писем вы сами придумали? А триггерный automation builder? 

Сам все спиздили, поменяли дизайн и выдают за свое. 

Ну скопировали вас. Ну и радуйтесь!

А что значит код спиздили? Они взломали вас? украли пароли? 
Если код открытый, то им можно пользоваться. 

Я сам много раз копировал, вдохновлялся и этого не стесняюсь. Грех не скопировать действительно хорошую идею. Я больше расстраиваюсь , когда меня не копируют. 

Ответить
Развернуть ветку
Komorebi

Между копированием идеи и копированием кода есть определенная разница. Во втором случае требование указания авторства более чем справедливо.

Если код открытый, то им можно пользоваться.

Бегом изучать виды лицензий

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов
Бегом изучать виды лицензий

- а если лицензия и копирайт в коде не указаны, куда бежать? В патентное бюро?

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Apanasik

Если лицензия не указана, то код по дефолту не является опенсорсным.

https://choosealicense.com/no-permission/

When you make a creative work (which includes code), the work is under exclusive copyright by default
Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов
код по дефолту не является опенсорсным

- какое отношение опенсорс имеет к лицензии? Да и тема прав Вами неправильно понимается - есть авторские права (они не отчуждаемы), есть права на распространение, использование и т д

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов
Если код открытый, то им можно пользоваться

[...]

какое отношение опенсорс имеет к лицензии?

Да, действительно. Какое?!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов
Если код открытый, то им можно пользоваться

- чего то ты попутал братан, я такого не писал

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов

Да што ж такое-то. Сорри, чел

Ответить
Развернуть ветку
Komorebi

Вполне очевидно, что в этом случае ты должен обратиться к автору и уточнить этот вопрос. Но в большинстве случаев на сайте так или иначе обычно указано, что он и товарный знак являются интеллектуальной собственностью. Мне просто лениво идти искать.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов
ты должен обратиться к автору

- опять же, не указан (а допустим в качестве дополнительного усложнения - такой же скрипт можно найти еще на десятке сайтов). Житейская ситуация: лежит сотка на дороге и рядом никого нет - Вы подобрали, что дальше?

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
Житейская ситуация: лежит сотка на дороге и рядом никого нет - Вы подобрали, что дальше?

по закону это кража и за такое не раз сажали

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов
по закону это кража и за такое не раз сажали

- и сколько у Вас в итоге ходок?

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
- и сколько у Вас в итоге ходок?
Присваивать чужие вещи, оставленные в общественных местах, равносильно краже
Верховный суд России подтвердил, что брать чужое в общественном месте - это воровство. На привычке брать, что плохо лежит, погорела жительница Карелии Натальи Г.: она взяла в холле поликлиники чужой мобильный телефон.
К сожалению, принцип "что упало, то пропало" у нас порой разделяют даже люди, считающие себя добропорядочными и законопослушными. По их мнению, воровство - это когда прямо залезаешь в чей-то карман или тайком забираешься в чужой дом. А взять забытую кем-то на лавочке или багажной тележке вещь многие воровством не считают. Дескать, это находка, а за находки не сажают.
У судов на этот счет другой, более строгий взгляд. Забытая в общественном месте вещь не становится ничейной. Оставили сумку, например, в аэропорту? Тот, кто возьмет ее, тот вор. Без вариантов.
Согласно ГК, нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом ее хозяина. Если владелец неизвестен, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.
Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов
обязан немедленно уведомить об этом ее хозяина

- поясните за Дурова, как там по закону надо было людям поступить?

Ответить
Развернуть ветку
Карла Этето

Собрать самолетики и идти домой. Это было добровольное отчуждение, т.е. дарение. 

Ответить
Развернуть ветку
Komorebi

Аналогия изначально некорректная. В данном случае, скорее, пирожок лежит на полке, а кассира нет рядом. 
По большому счету - выяснение подробностей о типе лицензии, поики автора, и решение других организационных и юридических проблем - это ваша задача. Тем более что контактная информация и поддержка у них есть, не вижу никакой проблемы составить обращение. 

Ответить
Развернуть ветку
314 комментариев
Раскрывать всегда