{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Мошенники, действующие от имени банка ВТБ, вывели с кредитного счета деньги не спрашивая ни одного кода

Кредитные карты с кешбек и скидками очень удобно, но опасно, даже если она лежит в домашнем сейфе и не используется. Так с моей кредитной карты вывели 220 000 рублей + комиссию.

5 марта в 13:59 мне поступил звонок. Я подняла трубку (далее диалог как я его помню):

- Ванесса Владимировна? Добрый день, Филатов Евгений, сотрудник Банка ВТБ. От вашего имени подана заявка на добавление к вашему личному кабинету дополнительного номера телефона, подтверждаете?

- Нет

- Час назад из вашего личного кабинета ВТБ онлайн поступила заявка на добавление к вашему личному кабинету дополнительного номера телефона (называет номер его я не заполнила) это были не вы?

- Нет

- Ваш номер УНК «000000» (называет номер моего личного кабинета ВТБ онлайн)?

- Да.

- Вам приходят ПУШ-уведомления из приложения на телефон? Посмотрите, нужно свайпнуть вниз они будут вместе с другими уведомлениями, например, из соц. сетей или заметок.

- У меня они отключены, через настройки телефона, так как я данным сервисом пользуюсь редко.

- Т.е. вы не заходили в ВТБ онлайн час назад?

- Нет.

- Геолокация определилась как город Тула, вы сейчас там?

- Нет.

- Возможно кто-то сейчас взломал ваш личный кабинет. Вам СМС сообщения поступают с предложениями банка?

- Да.

- Я вам сейчас отправлю код, вы мне его не говорите, только скажите пришло или нет

- Пришло (сообщение пришло с номера VTB, откуда же приходят коды подтверждения за онлайн покупку и специальные предложения от банка)

- У вас сейчас выполнен вход с трех устройств: телефон 1 (называет модель телефона которая у меня в руках) по геолокации Москва, планшет (называет модель планшета, который у меня есть, но которым я давно не пользуюсь) геолокация Москва, телефон 2 (данного устройства у меня никогда не было) геолокация Тула.

- «Телефон 2» мне не принадлежит.

- Видимо именно с этого устройства подали вашу заявку. Я вас сейчас переключу на службу безопасности, оставайтесь на линии.

-- Новый сотрудник--

- Добрый день – Аверин Николай, служба безопасности банка ВТБ, расскажите, что у вас случилось

- От моего имени подали заявку на добавление дополнительного номера телефона, данную заявку я не подавала

- Скорее всего ваш личный кабинет взломан. Номер телефона, по которому мы с вами сейчас разговариваем, ваш основной номер?

- Да

- Подождите на линии мне нужно уточнить информацию – Спасибо за ожидание – У вас сейчас оформлена кредитная карта – последние четыре цифры (моей карты!) и кредит наличными по нашему специальному предложению на сумму 2 941 000 (сумма соответствует последнему специальному предложению).

- Не совсем так

- Карту вы оформили в отделении банка Нахимовский пр-т, д. 11, кор. 1 (что соответствует правде), а кредит наличными через ВТБ онлайн

- Кредит наличными я не оформляла.

- Для того чтобы сбросить все текущие авторизации в личном кабинете, вам нужно сейчас открыть приложение, оставаясь на линии, в противном случае я не смогу вам помочь

- Хорошо. (Я в этот момент нахожусь на рабочем месте, в поисковике гугл, ввожу запрос на номер, с которого мне осуществили этот звонок +74951900173 – на первых трех сайтах информации о телефоне и отзывов нет, на четвертом два нейтральных отзыва: ВТБ предлагает кредит)

- Зашли?

- Нет пока, подгружается

- (как только зашла) – у вас сейчас посыпятся уведомления, это старые уведомления, просто они к вам не приходили, так как был выполнен вход с других устройств

- Действительно пошли, а я могу как-то отменить данные операции?

- Я могу только приостановить работу ВТБ онлайн, для ограничения работы карт вам нужно срочно найти банкомат и запросить из банкомата нулевой баланс. СМС уведомление об ограничении, я вам только что направил.

- (уведомление действительно пришло). У меня нет карты с собой.

- я вас сейчас переключу на другого специалиста, он проинструктирует вас, что делать дальше, информацию я ему передам

-- Новый сотрудник 2--

- Добрый день, Маков Алексей, служба юридической поддержки банка ВТБ, чем могу вам помочь?

- Мне сказали, что вам передадут информацию, мне изначально позвонили по якобы моей заявке о добавлении дополнительного номера телефона

- Информация загружается, подождите, - спасибо за ожидание, да. С посторонних мобильных устройств был выполнен вход в ВТБ онлайн, и оформлен кредит наличными, по вашему обращению, только что мы ограничили доступ ВТБ онлайн, однако в целях безопасности, вам нужно заблокировать счета. Сделать вы это можете через банкомат, или в любом отделении банка. Но действовать нужно срочно! Где вы сейчас находитесь, город, я подскажу вам ближайший банкомат.

- У меня нет карты с собой

- Тогда лучше, если вы прямо сейчас, пойдете в банк и подадите заявку о закрытии счетов, и напишите заявление о мошенничестве

- Я же могу сделать это вечером, например?

- Нет вам, нужно срочно! В противном случае банк не несет ответственности, я должен вам это сообщить, кроме того, я рекомендую оставаться вам на линии, так как пока вы не пришли в банк, могут позвонить от вашего имени одобрить любые операции, для вашего удобства, я переключу вас на специалиста, который будет оставаться на линии с вами, пока вы не доберетесь до банка. Сколько времени у вас это займет?

- Я не знаю, мне нужно посмотреть где ближайшее отделение банка, сколько и как туда добираться, кроме того я на работе и мне нужно отпроситься у начальника, а этот точно не подождет до вечера?

- Нет, это же ваши денежные средства, мы как банк делаем сейчас все возможное чтобы вам помочь. Нужно оставаться на линии до тех пор, пока вы не подойдете в банк, иначе могут позвонить от вашего имени одобрить любые операции. Думаю, ваш начальник войдет в положение, где вы находитесь, район, станция метро, я подскажу вам ближайшее отделение.

- Водный стадион

- Вам нужно на ул. Адмирала Макарова, 6, стр. 13, сколько времени у вас это займет?

- Мне нужно по карте посмотреть… А, как такое вообще возможно? Обычно же столько уведомлений, там коды, кодовые слова?

- У меня нет данных об этом, скорее всего кто-то из отделения банка продал ваши личные данные, у нас будет внутреннее расследование, но сейчас для того чтобы себя обезопасить вам нужно срочно посетить банк, я сейчас переключу вас на специалиста службы безопасности обратно, чтобы он вас ожидал на линии, ожидайте

--Аверин Николай –

- Ванесса Владимировна, вам понятны ваши действия? Вас проинструктировала наша служба юридической поддержки?

- Да, но мне потребуется время, и мне нужно отпроситься у начальства.

- Хорошо, я подожду на линии и буду вас сопровождать, можете для вашего удобства убрать телефон в карман, и выключить микрофон, главное не кладите трубку.

Так я и сделала, иду к начальству, пока иду карман сбрасывает звонок. Перезвонили. С того же номера, и тот же Николай с тем же голосом. Я попросила еще раз «для блондинок» меня проинструктировать, а также представиться. Николай представился еще раз и проинструктировал. Повторно предупредил о важности идти в банк срочно и оставаться на линии. Мой руководитель в командировке. Я подхожу к коллеге, рассказываю свою ситуацию. Коллега говорит мол, да, наверное, надо бежать, только попробуй параллельно позвонить на их горячую линию с рабочего телефона.

Когда я дозвонилась до оператора (минут 10 у меня это заняло), оператор мне сказал, что мол никакие звонки не производились, и параллельно я разговариваю сейчас с мошенниками (в это же время мошенники сами положили трубку, хоть и были в беззвучном режиме). Да, около 20 минут назад через мой личный кабинет, привязанный к моему мобильному телефону были совершены подозрительные операции, и личный кабинет был заблокирован автоматически. Он – оператор мне ничем помочь не может, мне нужно обратиться в банк за выпиской и в полицию о факте мошенничества, прям срочно бежать в банк не обязательно, но чем быстрее, тем лучше. Отменить операции нельзя, оспорить их можно после обращения в полицию.

С работы я отпросилась, побежала в банк. Там я узнала, что с моей кредитной карты (по которой не было задолженности еще вчера, а для онлайн подписок были собственные средства и которая находилась дома), несколько часов назад (во время разговора с мошенниками) был совершен перевод на мастер-счет, а затем на мастер-счет другого клиента банка, сумма всех переводов с комиссией составила 231 691,51, однако часть средств с мастер-счета они вывести не смогли, так как сработала автоматическая блокировка на подозрительные операции. В банке я с такой историей была не первая. Следующий шаг – полиция, в полиции дадут талон, который нужно будет приложить к заявлению, чтобы обратиться в банк. Отправилась в УВД.

Там написала заявление, взял интервью у меня полицейский. Я у него тоже была не первая в этот день. Был уже вечер. В банк в тот день я не успела. На горячей линии мне сказали, что обратиться я могу в любое отделение. Эта информация досталась мне не сразу: сначала у них висела система и они не могли посмотреть факт моего обращения в отделение, в котором я была до полиции, а это важно, так как если оно там уже подано, то нужно ехать туда, потом, уже утром следующего дня выяснилось, что заявление пока не зарегистрировано, а значит я могу обратиться в любое отделение.

В отделении банка я еще раз рассказала свою историю и написала заявление. Ответственность они не несут, операции отмене не подлежат, за мобильного оператора тоже. О статусе его приемки мне должны сообщить в СМС. В СМС был обозначен срок рассмотрения – 13 марта. 14 марта пришло сообщение о том, что на рассмотрение моего обращение требуется еще 7 календарных дней.

16 марта на почту пришло письмо со ссылками на законы и правила, что по фактам проведено внутренне расследование, операции были совершены в системе «ВТБ-онлайн» после авторизации с вводом логина и ПИН-кода, операции были также подтверждены действительными средствами подтверждения ПИН-код. На момент совершения операций в банк не поступали сообщения о компрометации средств подтверждения, у банка отсутствовали основания для отказа в проведении операций. Банк ответственности не несет. Оснований для удовлетворения моих требований у них нет.

У меня масса вопросов к службе безопасности банка, и как такое вообще возможно. За время совершения операций пришло только одно СМС которое, я никому не называла. Никакого второго СМС о подтверждении операции, мне просто не приходило. Кроме того, мошенники знали про меня все с самого начала. Использовали корпоративные скрипты, переключая с одного сотрудника на другого, музыка была такая же, как и на официальной горячей линии – миди фонограмма песни Stevie Wonder – I just called to say I love you. Зачем мошенники хотели чтобы я пришла в банк? Откуда они узнали мой УНК, если я его как получила лет 6 назад, так и выучила, и он у меня даже нигде не был записан?

Дальнейшие мои действия оспаривать ответ, аргументируя. Почему мастер-счет не застрахован? Где двух-трех факторная идентификация на каждую операцию, тем более на такие суммы, за которые комиссия не мала? Почему от них не поступает рекомендаций менять УНК раз в какое-то время, как например рекомендации о смене тех же паролей и кодовых слов?

0
395 комментариев
Написать комментарий...
Банк ВТБ

Здравствуйте! Сожалеем, что Вам пришлось столкнуться с действиями мошенников. Мы дорожим нашими клиентами и сохранностью их данных, для обеспечения безопасности используем самые современные инструменты, так что со стороны банка передача информации третьим лицам исключена. Банк работает строго в соответствии с действующим законодательством, в т.ч. с №152-ФЗ «О персональных данных». Все имеющиеся в Банке сведения о клиентах составляют банковскую тайну и не разглашаются лицам, не участвующих в договорных отношениях клиента с банком. Сейчас мошенники часто используют методы социальной инженерии для того, чтобы создать видимость наличия у них большого объема данных: анализируют профили в социальных сетях, звонят под видом опросов, используют фишинговые страницы в интернете и рассылки по электронной почте. В большинстве случаев они даже не знают, точно ли Вы являетесь клиентом банка, действуют наугад, используя названия наиболее крупных, ведь в таком случае больше шансов просто угадать. На сайте банка есть раздел https://www.vtb.ru/bezopasnost/, где мы собрали основные рекомендации, соблюдая которые можно обезопасить себя от действий мошенников. Поскольку установление факта совершения несанкционированных платежей и привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законом является исключительной компетенцией правоохранительных органов, банк подтверждает готовность оказывать всяческое содействие правоохранительным органам в проводимых мероприятиях. Относительно страхования счета уточним, в банке есть продукт страхования Защита счета. Включает в себя три программы. Услугу можно оформить в любом офисе.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

я так и не понял, как мошенники смогли перевести деньги?

Ответить
Развернуть ветку
Родитель номер один

Думаешь, это понял СММщик банка? хаха

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kolkov

Возможно перехватывали смс при помощи фейковой БС. Хотя откуда все остальные данные непонятно. Однозначно косяк банка.
У меня девочке так же звонили, просили УНК, я сказал ей с ними попрощаться как можно скорее и прислал номер службы безопасности.

Ответить
Развернуть ветку
Саша Ставров

Это очень странно - использовать фейковую БС и не подменить номер на красивый и раскрученный 8-800, а использовать малоизвестный федеральный. Трой на телефоне + root доступ или уязвимость в банковском приложении гораздо проще и безопаснее в реализации.
Вообще, в статье недостаточно технической инфы, чтобы делать точные выводы, к сожалению.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander K

Скорее всего, все действия совершались покуда "клиент" был на линии и собирался идти в банк.
Для того и просят остаться на линии.
Чтобы знать, что клиент отложил телефон в карман.
Ну а дальше - считываются СМСки с телефона и всё делается легально (для банка) через интернет-банк, со всеми подтверждениями и так далее.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья

Вот мне как раз и позвонили с красивого 88001002424 - горячая линия втб! Этот номер я наизусть знаю, но откуда же мне было знать , что номер только для входящих?

Ответить
Развернуть ветку
Elena Kozulina

Сегодня 06.05.2021 около 10 часов утра мне был звонок с номера 1000. Я снять не успела. Позвонила на 88001002424 узнать зачем звонили из ВТБ, и оператор Максим сказал, что инфо о звонке он не видит. Он спросил с какого номера мне звонили, я ответила, что с 1000, затем спросил мои ФИО и др, я назвала. Предложил исключить из СМС рассылок и обзвона. Я ответила, что меня уже исключили от коммерч рассылок, я проверяла в офисе банка. Он сказал, что посмотрит и спросил серию и номер паспорта, я назвала, спросил адрес рег. Это уже перебор. Зачем оператору др + пасп данные+ адрес рег, чтобы посмотреть стоит ли запрет на обзвон рекламы? Допустим, что в банк позвонила не я, а третье лицо. Допустим это мошенница позвонила в банк и узнала, что стоит запрет на СМС и обзвон. И что? Это ей ровным счетом ничего не даст. Зачем оператор Максим требовал с меня все данные? Я не просила его выполнить никакие фин операции (открывать вклад или кредит и т.п.). Я позвонила еще раз, и оператор Маргарита спросила только ФИО и др. Она предложила заблокировать личный кабинет онлайн, я была в шоке, я даже не знала, что на меня открыт лк онлайн. Оператор мне сказала, что ЛК открывается при подписании комплексного договора. Я посмотрела сейчас комплексный договор. В пункте 1.2. сказано «предоставить мне доступ к ВТБ24-Онлайн и обеспечить возможность его использования.» Но предоставить возможность и открыть личный кабинет клиенту – это две большие разницы. Получается, что при подписании комплексного договора автоматически регистрируется лк клиенту? Так как я лично не регистрировала лк в ВТБ. Значит кто-то это сделал за меня. Сегодня оператор заблокировала мне ЛК, и сказала, что разблокировать его можно только в офисе банка. Но 28.04.2021 я в офисе ВТБ сидя в очереди услышала, как клиентка разговаривала с сотрудницей банка и сказала, что ей звонили из банка, что якобы из ее ЛК оформлена кредитная карта, а она этого не делала. Я сказала об этом сотруднице, к которой попала по очереди. И сказала, чтобы мне заблокировали все что можно, чтобы онлайн никто не мог ничего сделать без моего ведома. Сотрудник офиса мне ответила, что если я никому не назову данные, то никто ничего не сделает. И вот сегодня я узнаю, что у меня открыт лк онлайн и его можно заблокировать! А та барышня в офисе почему его не заблокировала, хотя я просила? Потому что им все пофигу.
Далее, оператор ранее для блокировки рассылок и Маргарита сегодня для блокировки ЛК не спрашивали у меня пасп данные и прописку. Зачем тогда оператор Максим выспрашивал все данные только для проверки был звонок или нет, отключен обзвон или нет? Оператор Маргарита сказала, что не видит входящего звонка с моего номера +7 …. на горячую линию. Мне аж дурно стало, поднялось давление. Я на 90% уверена, что я не попала по номеру 88001002424 в банк, боюсь, что это мошенники сделали переадресацию. Я считаю, что «оператор» Максим - это был мошенник, а я ему сказала ФИО, др и серию и номер паспорта. Хорошо, что я хоть адрес регистрации не назвала. ВТБ должен гарантировать клиентам безопасность при звонке клиента в банк. Этого нет сейчас. Я спросила у оператора гарантирует ли банк, что если я звоню сама по тел 1000 или 88001002424, то я могу быть уверена, что мошенник не переадресует мой звонок, что я точно позвоню в банк, а не к мошенникам? Мне оператор сказала, что если у меня нет защиты на телефоне, то могут. Это любимая песня всех банков, сваливать все на клиентов, что у клиентов нет защиты. Получается, что и отвечать на звонки и звонить в банк опасно, это могут быть мошенники. То есть игра в русскую рулетку получается. Если же действительно это был оператор, и в правилах ВТБ регламентировано, что для того, чтобы посмотреть был ли звонок на горячую линию и стоит ли блокировка СМС рассылок требуется назвать все данные клиента, то ВТБ поступает ужасно по отношению к клиентам. По тв и в СМИ, и ЦБ дает интервью, что мошенники просто говоря грабят клиентов банка, что нельзя называть им никакие сведения. А оператор ВТБ выспрашивает ВСЁ для того, чтобы узнать была ли блокировка рассылок СМС. Для такой инфы достаточно назвать ФИО и получить СМС с кодом. Что там за программа в ВТБ, что оператор банка на может посмотреть был ли звонок на горячую линию с определенного номера в течение последних 5ти минут? На любом смартфоне можно посмотреть входящие номера, а в ВТБ невозможно. Очень странное отношение к клиентам. Я знаю, что многие банки выдают кредиты по телефону. То есть спрашивают данные паспорта, отправляют СМС , который перехватывает мошенник, и вуаля - кредит выдан. Это какой-то заговор банковской системы против граждан. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Кураколов

Стоял троянчик, который слил всю инфу, звонок нужен был, чтобы в нужный момент она зашла в личный кабинет и через троян кодек пересылались все смски

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Garustovich

как защититься, если троян уже есть и тебе уже звонят прямо сейчас?

Ответить
Развернуть ветку
Mix Max

не ставить приложение на смарфон, заходить в лк только с компьютера.

Ответить
Развернуть ветку
MIG ALLEY

Скорее все нет себе оставили так же как и мясо

Ответить
Развернуть ветку
392 комментария
Раскрывать всегда