Мошенники, действующие от имени банка ВТБ, вывели с кредитного счета деньги не спрашивая ни одного кода

Кредитные карты с кешбек и скидками очень удобно, но опасно, даже если она лежит в домашнем сейфе и не используется. Так с моей кредитной карты вывели 220 000 рублей + комиссию.

5 марта в 13:59 мне поступил звонок. Я подняла трубку (далее диалог как я его помню):

- Ванесса Владимировна? Добрый день, Филатов Евгений, сотрудник Банка ВТБ. От вашего имени подана заявка на добавление к вашему личному кабинету дополнительного номера телефона, подтверждаете?

- Нет

- Час назад из вашего личного кабинета ВТБ онлайн поступила заявка на добавление к вашему личному кабинету дополнительного номера телефона (называет номер его я не заполнила) это были не вы?

- Нет

- Ваш номер УНК «000000» (называет номер моего личного кабинета ВТБ онлайн)?

- Да.

- Вам приходят ПУШ-уведомления из приложения на телефон? Посмотрите, нужно свайпнуть вниз они будут вместе с другими уведомлениями, например, из соц. сетей или заметок.

- У меня они отключены, через настройки телефона, так как я данным сервисом пользуюсь редко.

- Т.е. вы не заходили в ВТБ онлайн час назад?

- Нет.

- Геолокация определилась как город Тула, вы сейчас там?

- Нет.

- Возможно кто-то сейчас взломал ваш личный кабинет. Вам СМС сообщения поступают с предложениями банка?

- Да.

- Я вам сейчас отправлю код, вы мне его не говорите, только скажите пришло или нет

- Пришло (сообщение пришло с номера VTB, откуда же приходят коды подтверждения за онлайн покупку и специальные предложения от банка)

- У вас сейчас выполнен вход с трех устройств: телефон 1 (называет модель телефона которая у меня в руках) по геолокации Москва, планшет (называет модель планшета, который у меня есть, но которым я давно не пользуюсь) геолокация Москва, телефон 2 (данного устройства у меня никогда не было) геолокация Тула.

- «Телефон 2» мне не принадлежит.

- Видимо именно с этого устройства подали вашу заявку. Я вас сейчас переключу на службу безопасности, оставайтесь на линии.

-- Новый сотрудник--

- Добрый день – Аверин Николай, служба безопасности банка ВТБ, расскажите, что у вас случилось

- От моего имени подали заявку на добавление дополнительного номера телефона, данную заявку я не подавала

- Скорее всего ваш личный кабинет взломан. Номер телефона, по которому мы с вами сейчас разговариваем, ваш основной номер?

- Да

- Подождите на линии мне нужно уточнить информацию – Спасибо за ожидание – У вас сейчас оформлена кредитная карта – последние четыре цифры (моей карты!) и кредит наличными по нашему специальному предложению на сумму 2 941 000 (сумма соответствует последнему специальному предложению).

- Не совсем так

- Карту вы оформили в отделении банка Нахимовский пр-т, д. 11, кор. 1 (что соответствует правде), а кредит наличными через ВТБ онлайн

- Кредит наличными я не оформляла.

- Для того чтобы сбросить все текущие авторизации в личном кабинете, вам нужно сейчас открыть приложение, оставаясь на линии, в противном случае я не смогу вам помочь

- Хорошо. (Я в этот момент нахожусь на рабочем месте, в поисковике гугл, ввожу запрос на номер, с которого мне осуществили этот звонок +74951900173 – на первых трех сайтах информации о телефоне и отзывов нет, на четвертом два нейтральных отзыва: ВТБ предлагает кредит)

- Зашли?

- Нет пока, подгружается

- (как только зашла) – у вас сейчас посыпятся уведомления, это старые уведомления, просто они к вам не приходили, так как был выполнен вход с других устройств

- Действительно пошли, а я могу как-то отменить данные операции?

- Я могу только приостановить работу ВТБ онлайн, для ограничения работы карт вам нужно срочно найти банкомат и запросить из банкомата нулевой баланс. СМС уведомление об ограничении, я вам только что направил.

- (уведомление действительно пришло). У меня нет карты с собой.

- я вас сейчас переключу на другого специалиста, он проинструктирует вас, что делать дальше, информацию я ему передам

-- Новый сотрудник 2--

- Добрый день, Маков Алексей, служба юридической поддержки банка ВТБ, чем могу вам помочь?

- Мне сказали, что вам передадут информацию, мне изначально позвонили по якобы моей заявке о добавлении дополнительного номера телефона

- Информация загружается, подождите, - спасибо за ожидание, да. С посторонних мобильных устройств был выполнен вход в ВТБ онлайн, и оформлен кредит наличными, по вашему обращению, только что мы ограничили доступ ВТБ онлайн, однако в целях безопасности, вам нужно заблокировать счета. Сделать вы это можете через банкомат, или в любом отделении банка. Но действовать нужно срочно! Где вы сейчас находитесь, город, я подскажу вам ближайший банкомат.

- У меня нет карты с собой

- Тогда лучше, если вы прямо сейчас, пойдете в банк и подадите заявку о закрытии счетов, и напишите заявление о мошенничестве

- Я же могу сделать это вечером, например?

- Нет вам, нужно срочно! В противном случае банк не несет ответственности, я должен вам это сообщить, кроме того, я рекомендую оставаться вам на линии, так как пока вы не пришли в банк, могут позвонить от вашего имени одобрить любые операции, для вашего удобства, я переключу вас на специалиста, который будет оставаться на линии с вами, пока вы не доберетесь до банка. Сколько времени у вас это займет?

- Я не знаю, мне нужно посмотреть где ближайшее отделение банка, сколько и как туда добираться, кроме того я на работе и мне нужно отпроситься у начальника, а этот точно не подождет до вечера?

- Нет, это же ваши денежные средства, мы как банк делаем сейчас все возможное чтобы вам помочь. Нужно оставаться на линии до тех пор, пока вы не подойдете в банк, иначе могут позвонить от вашего имени одобрить любые операции. Думаю, ваш начальник войдет в положение, где вы находитесь, район, станция метро, я подскажу вам ближайшее отделение.

- Водный стадион

- Вам нужно на ул. Адмирала Макарова, 6, стр. 13, сколько времени у вас это займет?

- Мне нужно по карте посмотреть… А, как такое вообще возможно? Обычно же столько уведомлений, там коды, кодовые слова?

- У меня нет данных об этом, скорее всего кто-то из отделения банка продал ваши личные данные, у нас будет внутреннее расследование, но сейчас для того чтобы себя обезопасить вам нужно срочно посетить банк, я сейчас переключу вас на специалиста службы безопасности обратно, чтобы он вас ожидал на линии, ожидайте

--Аверин Николай –

- Ванесса Владимировна, вам понятны ваши действия? Вас проинструктировала наша служба юридической поддержки?

- Да, но мне потребуется время, и мне нужно отпроситься у начальства.

- Хорошо, я подожду на линии и буду вас сопровождать, можете для вашего удобства убрать телефон в карман, и выключить микрофон, главное не кладите трубку.

Так я и сделала, иду к начальству, пока иду карман сбрасывает звонок. Перезвонили. С того же номера, и тот же Николай с тем же голосом. Я попросила еще раз «для блондинок» меня проинструктировать, а также представиться. Николай представился еще раз и проинструктировал. Повторно предупредил о важности идти в банк срочно и оставаться на линии. Мой руководитель в командировке. Я подхожу к коллеге, рассказываю свою ситуацию. Коллега говорит мол, да, наверное, надо бежать, только попробуй параллельно позвонить на их горячую линию с рабочего телефона.

Когда я дозвонилась до оператора (минут 10 у меня это заняло), оператор мне сказал, что мол никакие звонки не производились, и параллельно я разговариваю сейчас с мошенниками (в это же время мошенники сами положили трубку, хоть и были в беззвучном режиме). Да, около 20 минут назад через мой личный кабинет, привязанный к моему мобильному телефону были совершены подозрительные операции, и личный кабинет был заблокирован автоматически. Он – оператор мне ничем помочь не может, мне нужно обратиться в банк за выпиской и в полицию о факте мошенничества, прям срочно бежать в банк не обязательно, но чем быстрее, тем лучше. Отменить операции нельзя, оспорить их можно после обращения в полицию.

С работы я отпросилась, побежала в банк. Там я узнала, что с моей кредитной карты (по которой не было задолженности еще вчера, а для онлайн подписок были собственные средства и которая находилась дома), несколько часов назад (во время разговора с мошенниками) был совершен перевод на мастер-счет, а затем на мастер-счет другого клиента банка, сумма всех переводов с комиссией составила 231 691,51, однако часть средств с мастер-счета они вывести не смогли, так как сработала автоматическая блокировка на подозрительные операции. В банке я с такой историей была не первая. Следующий шаг – полиция, в полиции дадут талон, который нужно будет приложить к заявлению, чтобы обратиться в банк. Отправилась в УВД.

Там написала заявление, взял интервью у меня полицейский. Я у него тоже была не первая в этот день. Был уже вечер. В банк в тот день я не успела. На горячей линии мне сказали, что обратиться я могу в любое отделение. Эта информация досталась мне не сразу: сначала у них висела система и они не могли посмотреть факт моего обращения в отделение, в котором я была до полиции, а это важно, так как если оно там уже подано, то нужно ехать туда, потом, уже утром следующего дня выяснилось, что заявление пока не зарегистрировано, а значит я могу обратиться в любое отделение.

В отделении банка я еще раз рассказала свою историю и написала заявление. Ответственность они не несут, операции отмене не подлежат, за мобильного оператора тоже. О статусе его приемки мне должны сообщить в СМС. В СМС был обозначен срок рассмотрения – 13 марта. 14 марта пришло сообщение о том, что на рассмотрение моего обращение требуется еще 7 календарных дней.

16 марта на почту пришло письмо со ссылками на законы и правила, что по фактам проведено внутренне расследование, операции были совершены в системе «ВТБ-онлайн» после авторизации с вводом логина и ПИН-кода, операции были также подтверждены действительными средствами подтверждения ПИН-код. На момент совершения операций в банк не поступали сообщения о компрометации средств подтверждения, у банка отсутствовали основания для отказа в проведении операций. Банк ответственности не несет. Оснований для удовлетворения моих требований у них нет.

У меня масса вопросов к службе безопасности банка, и как такое вообще возможно. За время совершения операций пришло только одно СМС которое, я никому не называла. Никакого второго СМС о подтверждении операции, мне просто не приходило. Кроме того, мошенники знали про меня все с самого начала. Использовали корпоративные скрипты, переключая с одного сотрудника на другого, музыка была такая же, как и на официальной горячей линии – миди фонограмма песни Stevie Wonder – I just called to say I love you. Зачем мошенники хотели чтобы я пришла в банк? Откуда они узнали мой УНК, если я его как получила лет 6 назад, так и выучила, и он у меня даже нигде не был записан?

Дальнейшие мои действия оспаривать ответ, аргументируя. Почему мастер-счет не застрахован? Где двух-трех факторная идентификация на каждую операцию, тем более на такие суммы, за которые комиссия не мала? Почему от них не поступает рекомендаций менять УНК раз в какое-то время, как например рекомендации о смене тех же паролей и кодовых слов?

0
395 комментариев
Написать комментарий...
Пахомов Иван

Сегодня тоже звонили из "ВТБ". Сразу понял, что мошенники. Решил поговорить подольше, понять, как меня хотят развести. Остановились на вопросе "сколько цифр в вашем унк". При этом ни диктовать сам унк, ни говорить код из СМС не просили. СМС с обычного номера ВТБ: "Nikomu ne govorite etot kod, dazhe sotrudniku banka! Kod хххххх dlya rezervirovaniya scheta". Просто просили зайти в приложении и посмотреть унк.
Неделю назад тоже пытались развести, но уже из "Тинькоффа" (являюсь на клиентом обоих банков) и тоже ничего такого не спрашивали, только баланс на карте.

Ответить
Развернуть ветку
Пахомов Иван

Приложения ставлю только из play маркета. Через браузер в личный кабинет не захожу, только приложение. Между двумя звонками (из ВТБ и из Тинькоффа) поменял телефон на новый. Не пойму где и как меня пытаются нае... и от этого волнуюсь. В обоих случаях блокировал и перевыпускал карту.

Ответить
Развернуть ветку
392 комментария
Раскрывать всегда