{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Тинькофф Инвестиции» убрали возможность продажи акций перед делистингом, теперь они неликвидны

Наверное, многие из вас уже слышали что такое делистинг ценных бумаг, а кто-то даже знает что не так давно, по указу уже бывшего президента США Дональда Трампа, был проведен делистинг компаний сотрудничающих с ВС Китая. Cреди них оказался один из китайских телекомов China Mobile Limited (CHL) держателем депозитарных расписок которого я являюсь. Сам указ вызвал много шума, Нью-Йоркская биржа то объявляла делистинг, то отменяла, затем снова сообщала о его возобновлении. И во всей этой шумихи самую печальную роль для меня сыграл уровень обслуживания премиальных клиентов Тинькофф Инвестиции о котором я и хочу рассказать.

Сообщения о делистинге

7 января 2021 года, на следующий день после сообщения о возобновлении делистинга, появилась новость от АО «Тинькофф Банк», содержащая информацию о возобновлении делистинга на Нью-Йоркской бирже с предупреждением о последнем дне для торгов бумагами CHL — 8 января 2021 года до 23:00 МСК.

Утром 8 января я обратил внимание на предупреждение в моем личном кабинете, согласно которому покупка бумаг CHA и CHL ограничена, а продажа возможна только 08.01 с 17:30 до 23:00 (часовой пояс не указан), позже мне пришло СМС со схожим содержанием.

(время сообщений на всех скринах в статье новосибирское)

Нет возможности продать бумаги

8 января, в 17:30 по московскому времени, я зашел в терминал ТИ чтобы продать бумаги CHL, и каково было мое удивление когда я не смог найти их в списке инструментов. Убедившись, что их действительно нет, я решил оставить заявку через личный кабинет, ведь бумаги в портфеле у меня по-прежнему числились, однако после попытки оставить заявку ничего не произошло. Не было никакого сообщения об ошибке или рекомендации обратиться в поддержку, просто оставляешь заявку, а ее нет, появится она позже или нет — неизвестно.

Обращение в поддержку

После осознания того, что бумаги у меня все-таки не удастся продать, я написал в чат поддержки терминала, где в последнем сообщении от «Команды аналитиков Премиум» говорится об отмене делистинга, и нет никакого сообщения о его возобновлении.

У банка есть два разных чата, в личном кабинете и терминале, вроде как из-за разного уровня поддержки. В чате терминала мне никто не отвечал, поэтому я написал в чат личного кабинета, где получил следующий ответ: 7 января 2021 года биржей установлен запрет на подачу заявок во всех режимах торгов. Сразу возник вопрос, зачем везде писать о том, что последний день торгов 8 января? Мне ответили: произошла дезинформация и все новости необходимо читать на Санкт-Петербургской бирже, она первоисточник. Вот только договор по брокерскому обслуживанию с Санкт-Петербургской биржей я не заключал, и претензий к ней по поводу каких-либо дезинформаций я не могу предъявлять.

Задав вопрос касательно дезинформации, я получил ответ уже от другого специалиста, который утверждал что все-таки сегодня последний день торгов по данным бумагам. Объяснив ему мою ситуацию еще раз, я получил ответ что все операторы заняты, и мне пришлют уведомление когда сотрудник ответит. Спустя два часа я написал повторно, но до конца торговой сессии мне так никто и не ответил.

В 04:19 по МСК мне написал сотрудник по имени Михаил и сообщил, что 7 числа бумаги были скрыты из каталога, а единственная возможность как-то торговать бумагой — открыть портфель и продать. И тут мы видим два неприятных факта работы сотрудников банка, во-первых вам могут скрыть бумаги по которым ведутся торги и даже не предупредить об этом, во-вторых сотрудники поддержки не умеют читать сообщения, ведь я же ясно написал что продать через ЛК не получается. После моего сообщения уже другой сотрудник сообщает о том, что он проинформировал ответственных специалистов и ответ будет дан в течение 3 часов, но никакой ответ так и не поступил.

Персональный менеджер

Утром 11 января проснулся мой персональный менеджер по инвестициям, и сообщил, что у меня всегда есть возможность переключиться на помощников в его отсутствии. Но если говорить прямо, персонального менеджера практически всегда нет на месте, в чем заключается его смысл не очень понятно, еще больше интересен факт, что в чате не было сообщения от тинькофф-бота который предлагает переключиться на любого свободного специалиста в случае срочного вопроса, похоже мой менеджер просто решил пораньше уйти с работы и забыл нажать кнопку отсутствия, поэтому бот не стал ничего писать.

Повторно объяснив ситуацию менеджеру, я попал в пучину неразберихи и полного отсутствия координации операторов поддержки. Вначале мне сообщили про какие-то виджеты которые открываются только в мобильном приложении, потом сказали что запрет на подачу заявок был 13 января — получается все это время я мог продать бумаги, но никому не было до этого дела, затем мне пришло СМС сообщение что ошибка была на стороне биржи, после выяснилось что это сообщение по ситуации с Netflix и мне отказано в компенсации, затем у меня сложилось впечатление что про мою ситуацию вовсе забыли, а когда я напоминал о ней, то уже новые сотрудники входили в курс дела заново.

Спустя месяц мне все-таки дали ответ: у брокера ТИ имеется техническая особенность, некие виджеты доступны только в приложении и продать бумаги можно только с их помощью. Получается ТИ умышленно убрали бумаги из инструментов в терминале где я совершал сделки, никак не предупредил меня об этом, через личный кабинет по каким-то причинам продажа так же не осуществлялась, поддержка судя по всему сама не знала когда и как эти бумаги продавать и какими виджетами пользоваться, и вот я получаю ответ, что сам виноват что виджетами не умею пользоваться.

Обратите внимание на ссылку в регламенте брокера о которой говорит менеджер — 12.1.1. Брокер предоставляет Инвестору возможность инициировать совершение Торговых операций с Активами, включенными в Базовый список, размещенный в Личном кабинете Инвестора (Мобильном приложении «Тинькофф Инвестиции») и на странице официального сайта АО «Тинькофф Банк» в сети Интернет по адресу l.tinkoff.ru/securities. Если перейдете по ней, то все еще увидите наличие депозитарных расписок CHL в списке, но совершать сделки по этим бумагам, вопреки регламенту брокера, я не могу.

ссылка l.tinkoff.ru/securities в данный момент ведет на адрес указанный в строке URL браузера

К слову о том, что я знал про неработающие виджеты — это несовсем так, ситуация описанная Александром была совсем иная. Обращение от 2 декабря 2020 года — это мой ответ на коммерческое предложения ТИ, при переходе по ссылкам которых отображалась 404 ошибка, ни о каких виджетах и уж тем более о продаже ценных бумаг там речи не шло, да и сами ссылки выглядели совсем иначе в отличие от той которая была в сообщении про делистинг бумаг.

Еще немного про поддержку

Не забыли про ситуацию с Netflix о которой я рассказывал выше? Ошибки случаются, но как вам такое?

Не удивлюсь, если персональные данные с аттестатом человека оказались где-то у меня в личном кабинете, а владельцу аттестата так и не предоставили одобрение на статус квалифицированного инвестора.

Как и всегда бывает со службой поддержки ТИ, они много обещают, но мало чего делают, вот и в этот раз я не получил никакого ответа по данному вопросу.

Итог

Надежность и качественная поддержка, в частности на тарифах премиум — это то что хочется видеть у каждого брокера. Тинькофф Инвестиции в этом плане не оправдал себя. Надеюсь эта статья побудит руководство банка к действию по решению имеющихся проблем, а так же поможет разрешить мой вопрос касательно продажи депозитарных расписок до начала судебного разбирательства в отношении брокера.

Желаю всем не сталкиваться с подобными ситуациями, и чтобы не получилось так, как если бы вы захотели продать свои бумаги и вывести денежные средства, а вам сказали, что операцию можно сделать только в виджете, который никто не знает где искать, да и не факт что тот работает.

0
61 комментарий
Написать комментарий...
FINANCIAL WORLD

Бывает такое, что брокер просто отключает приложение на 2-3 дня, рынки уходят в глубокую коррекцию, счет тает на глазах, а потом тебе просто на день в качестве возмещения отключают комиссию по сделкам👌

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Бойченко

Как говорил один крымский политик из 90х: "Это же жизнь. Сегодня я тебя кинул, завтра ты меня. Это же жизнь, брат".
Я не поддерживаю, просто почему-то вспоминается в таких ситуациях)

Ответить
Развернуть ветку
58 комментариев
Раскрывать всегда