«Райффайзенбанк» списал деньги со счетов дублирующими операциями без каких-либо уведомлений
Информация для всех держателей денег на счетах этого черно-желтого банка: если у вас открыто несколько счетов, на каждом из них вы можете получить дублирующий минус из-за одного штрафа за скорость или парковку. Как такое возможно? В Райффайзенбанк - легко!
Каждый из нас привык, что у него в мобильном приложении банка есть несколько разделенных счетов: текущий для оплат через банковскую карту, накопительный, резервный и так далее. Таких счетов может быть несколько штук или даже десятков под разные цели и задачи. И вот представьте ситуацию: вы открываете приложение, а у вас на КАЖДОМ счету минус. Причем минус одна и та же сумма. Сначала думаешь, что какая-то ошибка. Но нет, «Райффайзенбанк» думает иначе.
Причем о принудительных списаниях банка вы не узнаете ни в смс, ни в push-уведомлении. А только при попытке оплатить картой на кассе за покупки.
Простая ситуация — ФССП взыскал сумму штрафа, о котором не было заранее известно надлежащим образом (первое взыскание за 10 лет — и те самые бредовые штрафы Собянина за нарушение режима самоизоляции — процедура обжалования уже запущена, но не завершена). При постановлении был ошибочно указан адрес и некоторые данные нарушителя. Но это не помешало ФССП приступить к процедуре взыскания. Это вопрос другой, его можно будет рассмотреть отдельно. Сумма небольшая (в размере 6000 рублей), но все же.
Оказалось, что «Райффайзенбанк» позволяет себе не уведомлять вас о проводимой операции как того требует закон о НПС. То есть вы совершили действие (изменился показатель вашего банковского счета) — банк прислал уведомление. «Райффайзенбанк» по телефону доблестно сообщил, что о «таких мелких операциях они не уведомляют». «Мелкая операция». Правда?
После неудавшейся оплаты на кассе открываешь приложение, а там минус 6000 рублей на КАЖДОМ банковском счету. Где были средства, Райффайзенбанк их списал, где не было — просто загнал счет в минус в размере этой суммы. Даже валютные счета конвертировал в минус. Важно заметить, что ни один из счетов не является кредитным — то есть в минус он не может уходить по умолчанию.
То есть у вас примерно 10 счетов, за один вечер благодаря супер-продвинутой ИТ-системе банка вы стали на 60000 рублей беднее. Очень удобно. И ничего банк делать не будет — есть же постановление ФСПП. На вопрос — но оно же ОДНО, почему вы списали по ВСЕМ счетам — ответа в банке не знает никто.
Причем по телефону контакт-центра не смогут сказать даже причину списания — у них нет данных за что были эти списания. Ни номера постановления, ни правильной суммы: ни-че-го. В чате банка тоже тишина. И это при наличии пакета Gold и выделенной линии обслуживания. Остается только писать в ЦБ для проведения проверки на действия банка.
И вот сидишь ты такой в минус 60000 рублей на счете и думаешь спустя 10 лет активного пользования — а точно «Райффайзенбанк» является банком, а не дырявой банкой? И стоит ли там хранить деньги. После сегодняшнего стало очевидно, что над этим стоит крепко задуматься. А главное — как теперь «Райффайзенбанк» будет решать эту задачу, если у них только одна отговорка — это не мы, это ФССП.
К слову сказать, аналогичная процедура списания в это же время была запущена на стороне другого банка, где тоже было несколько счетов, и она прошла без таких приключений как у «Райффайзенбанк». О том, не лопнет ли у ФССП кое-что взыскивать со ВСЕХ банковских счетов одновременно, это отдельный вопрос "цифровизации" нашего государственного управления и оперативного обмена данными.
UPD: 15-18
Утром Райффайзенбанк вернул минусовые списания - балансы счетов восстановились (откатили списания). Фактическое списание прошло по одному счету. Но информация о минусовых операциях и поступлениях (возвратах) из истории операций ИСЧЕЗЛИ. То есть банк самовольно УДАЛИЛ это информацию - фактически внес изменение в транзакцию и ее скрыл от клиента. Это фактически подлог банковской информации. Такой поворот событий становится очень интересным - банк без вашего ведома может вносить изменение в историю операций? Никаких уведомлений на этот раз тоже не было. Похоже, история будет с продолжением...
Извиняюсь, но вы не совсем верно понимаете систему взыскания от ФССП с банковских счетов клиентов. ФССП запрашивает у банка наличие любых счетов клиента, и если они есть, накладывает арест или взыскание на каждый. Поэтому и не приходит оповещение, потому что в этой операции карта никак не задействована, а оповещения приходят по операциям по карте. А это действие только со счетом.
И некредитные счета подвержены такому механизму, и если, например, на счёте а данный момент нулевой баланс, то из-за ареста замораживается сумма на счете, равная этому взысканию.
Данный минус (холд, hold), накладывается на каждый из счетов, но это не значит, что например, у клиента 10 счетов и с него спишут 60 000 руб. Деньги будут списаны в размере 6000 руб. с того счета, на котором есть деньги, частично, или полностью. Более того, на счетах будет иметься и далее ограничение, пока в банк не придет от ФССП постановление о снятии ограничений со счета. То есть, даже если у клиента сняли деньги в счёт взыскания, банк ничего не сможет разблокировать, пока ему не разрешит ФССП. В других банках абсолютно такой же механизм.
Поэтому, банки зачастую попадают под шквал справедливого негатива клиентов, но ничего не могут сделать.
Фактически это был не холд, а именно минус.
В других банках (например, Сбер) если не хватает суммы на счете, минус не ставится. Взыскивается ровно столько, сколько есть на счете. В Райфе на каждый счет поставили минус. А на некоторых счетах фактически списали средства - реальный минус на депозитах.
Минус поставили на всех картах и во всех банках. В 2019 году была такая у меня беда. Банк мтс, сбер, тинькофф. Ещё из мтс звонили, говорили погасить задолженность, хотя не было кредитных карт и прочих кредитов. бред бредовый.