{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Сомнительный звонок якобы от «Тинькофф»: в банке подтвердили, что это их сотрудник, но потом оказалось, что это не так

2 марта со мной случилась странная и неприятная история. Но реакция но на нее со стороны банка «Тинькофф» оказалась очень странной.

Так сложилось, что это была моя первая встреча с телефонными мошенниками, раньше мне звонили только из “Сбербанка”, чьей карточки у меня уже давно нет. Так что разговоры кончались быстро.

На этот раз звонившие представились сотрудниками «Тинькофф», и приступили к своему сценарию. Сценарий этот плавно вел меня к тому, чтобы я сделал перевод с кредитной карты, и в этом оказалась одна из главных проблем.

За последние пару лет использования кредитки от «Тинькофф» я несколько раз сталкивался с особенностями этого продукта: то не удавалось сделать возврат денег в магазине за отмененный заказ, потому что не существует банковского счета к этой карте, то истории с попытками понять, как высчитывать льготные периоды. В общем, продукт для пользователя сложный, много сложнее обычной дебетовой карты - это я усвоил.

Когда мошенники по телефону объясняли мне, почему я должен был сделать перевод, они ровно на это и уповали: у тебя есть кредитка (откуда они знали?), средства не твои, так что в текущей ситуации, когда реквизиты для входа в личный кабинет скомпрометированы, требуется сделать перевод суммы на резервный счет, вот как это сделать, имя к договору получателя будет указано вашего личного менеджера - не смущайтесь.

Аргументы логичные на мой пользовательский слух, как устроен бэк-энд банка я не знаю, и что так оно не работает тоже не в курсе.

Но звучит это все равно странно. Что надо сделать? Закончить беседу и позвонить в банк - так и делаю. Звоню из приложения по интернету (так обычно быстрее попадаешь на оператора), объясняю оператору, что звонит якобы ваш сотрудник, предлагает какие-то странные операции. Задаю вопрос, а правда ли это ваш сотрудник или мошенники, и тогда ситуация понятна. Девушка, что-то ищет и отвечает, что да - это наш сотрудник. Дальше предлагает заказать обратный звонок, что бы закончить общение.

Мне перезванивают (как это может быть синхронизировано без участия сотрудников банка - не понимаю), вся эта ситуация меня по-прежнему смущает, но “факт” компрометации личного кабинета для меня угроза серьезная. Это угроза и для личных дебетовых и кредитных карт, аккаунта сотовой связи, страховых полисов и, главное, счета для бизнеса. Раз уж мне подтвердили, что это сотрудник банка, надо делать, что говорят.

Ну и все, деньги ушли. Но необычность ситуации заставляет меня еще раз позвонить в банк. Оператор выслушивает все, что произошло, но в этот раз сразу реагирует на слова о переводе денег и переключает на службу безопасности. В разговоре с этим сотрудником службы поддержки качели уже летят в обратную сторону и мне сообщают, что все выглядит как мошенничество, составляют обращение, где я прошу вернуть деньги. Я в гневе от несуразности ситуации, безопасность использования всех сервисов банка выглядит в этот момент также серьезно, как дуршлаг. Начинаются долгие 28 дней рассмотрения обращения, в течение которых отказаться от моих требований пытались очень быстро - уже на 5 день.

Во время этого звонка представитель банка в первый раз озвучил эту совершенно идиотскую историю. А история эта про Олега - голосового помощника. Дескать, вы общались с Олегом по телефону (возможно, не запомнил), поэтому в тот самый ключевой момент оператор мне подтвердил, что звонил мне сотрудник банка, подтвердил “по ошибке”. Это цитата. Слишком дорого для меня обошлась эта ошибка, меня такой ответ возмутил, я потребовал все-таки разобраться в случившемся и вернуть мне потерянное. Попутно объяснил, что звонил я до перевода денег, просил внимательно в этом разобраться.

После этого каждые 3-4 дня мне приходили сообщения, что нужно еще немного времени. Думал, раз нужно время, то что-то выяснилось и разбираются в деталях. У меня появилась надежда, что «Тинькофф» действительно такой один: и сервисы удобные, и бизнес клиентоориентированный. Но 30 марта во время встречи с друзьями по случаю своего 32 дня рождения мне пришло длинное сообщение с примерно теми же словами, которыми мне аргументировали отказ в прошлый раз. Показалось, что на меня вылили ведро холодной воды, чтобы повзрослел и перестал верить справедливость.

В ответе этом было вот что:

Никаких расследований о моих словах про звонок ДО перевода, видимо, не было. Проще все свалить на бездушного робота и концы в воду.

Я не знаю, почему в критически важный момент оператор сказал мне, что “да, это сотрудник банка”. То ли мошенники имеют какие-то связи среди сотрудников банка, то ли это ошибки в служебном ПО банка, то ли это ошибка конкретного оператора. Именно после этого ответа я стал уверенне в происходящем и перевел деньги и своей вины в том, что получил именно этот ответ, я не вижу точно. И не понимаю, почему должен кроме честных платежей за сервисы банка платить большую цену за сбои в работе банковской организации.

P.S. Заявление в полицию, как этого просили в банке, я написал в день мошенничества. От отношения полиции и проявленных компетенций было очень грустно - вся надежда была на банк. Деньги же ушли внутри банка, так что где-то сидит мошенник с картой Тинькофф. Банк о нем все знает, видит его входящие платежи и тот мой, который я сделал, а потом оспорил, заявил о нем как мошенническом, предоставил корешок заявления в полицию по факту этого перевода. Вроде бы вот, справедливость близко. Но за 28 дней все, что мне смогли ответить - это “Операции прошли успешно и их нельзя отменить”. Как будто и не разбирались по существу.

0
595 комментариев
Написать комментарий...
Евгений

Да что с вами не так, люди?!
Везде, из каждого утюга уже вещают фразу «никогда не при каких обстоятельствах не переводите деньги при звонках из банка, даже если звонит якобы сотрудник банка». И каждый день эти истории. Без лоха и жизнь плоха.

P.S.: Мне тоже звонили пару раз, якобы сбер, но после разговора, я спрашиваю - «че прям всю сумму? 1 копейку? А она будет в безопасности?»- бросали трубку.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Не перестаю поражаться отношению людей к жертвам мошенничества. Против человека совершено уголовное преступление и что он слышит? "Ау, чувак, ты лох! Сам виноват. Вот со мной такое никогда не случится! Ха-ха!"
Что с вами не так? 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

А в других странах иначе, хотите сказать? 

Ответить
Развернуть ветку
Иван Гуляев

На news.ycombinator / reddit (некоторых сабредитов) как-то меньше такой токсичности. В основном - предложения, как можно исправить проблему и "sorry for your case". Но это всё эвристическая оценка, конечно же

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кочетков

Все как тут. Но русский человек более открыт, прямо высказывает свои мысли. Никаких тебе: "удачи, друг" в публичном и "во дурак" в голове. Все честно. 
Ну и как иначе набивать ветки по 200+ комментов? Никакого смысла, одни "удачи друг". 

п.с. у них сначала "удачи, друг", а потом пружинка отстрелили и пошел масшутить в школу. А у нас в сети назвал пару человек дураками, пос*ал как следует, выплеснул эмоции, покушал булочку и красота. 
Извините. 

Ответить
Развернуть ветку
ϏϙηαϟϮ

Хочу сказать, что да. Очень сложно такое отношение an masse представить с Канаде или Германии, например.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Сложно представить или есть какие-то подтверждающие факты? Опять же Канада и Германия - 2 страны из более, чем 200. Капиш? 

Ответить
Развернуть ветку
ϏϙηαϟϮ

Никто и не утверждал что вот у нас так, а во всех остальных странах иначе.
Вполне очевидно (для адекватного взрослого человека), что равняться надо на лучшее.

Позиция "а Вовка, вон, тоже так делает!" - это позиция ребенка лет до 12.

Сложно представить или есть какие-то подтверждающие факты?

Если сложно представить, то я рекомендую купить билет и съездить оценить самостоятельно. Любые приведенные мной факты в духе статьи на reddit таковыми признаны все равно не будут.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky
 Никто и не утверждал что вот у нас так, а во всех остальных странах иначе.

А слова «знаменитая российская эмпатия» - это что? А Ваши попытки привести в пример Канаду и Германию?
Замечу, что то, что россияне не уникальны во множестве аспектов никак не оправдывает то или иное поведение (я не про данный конкретный случай, а вообще). Просто в подчёркивании неких «специфических негативных черт нации» есть своеобразное чувство «национальной гордости» и вот с этим-то я как раз не согласен. Нужно признать, что: 
а) бОльшая часть пороков носит общечеловеческий характер; 
б) нужно брать личную ответственность за свои пороки на себя, а не видеть в них некую особенную «русскость». 

Вот про что тут не было ни слова, так это про то, на кого следует равняться - это Вы уже начали выводить собственное моралите из этой истории. 

Насчёт съездить и посмотреть довольно забавно, кстати. «Съездив и посмотрев», Вы мало что увидите - представление о том, что туризм даст какое-то особое понимание о менталитете в той или иной стране, на мой взгляд, ошибочно. А вот общение и взаимодействие с людьми такое понимание может дать. Так получилось, что я работал и с немцами, и с канадцами, и со многими другими. И именно этот опыт дал мне понимание того, насколько люди во многом похожи. Хотя канадцы, конечно, няши... но ведь они именно этой «няшностью» и прославились - тут скорее об их «уникальности» говорить надо. 

Ответить
Развернуть ветку
592 комментария
Раскрывать всегда