{"id":4111,"title":"\u041a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0441: 1 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430\u043c \u043f\u0440\u0438\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0439","url":"\/redirect?component=advertising&id=4111&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/257455-konkurs-dlya-razrabotchikov-s-prizovym-fondom-v-1-mln-rubley&hash=09fdce1da8605e1f5eb2b2aacbabb68d2796e6e436b92ac6cf8255b39ccae26a","isPaidAndBannersEnabled":false}
Приёмная
Diana Zabelina

Мой аккаунт на «Госуслугах» взломали — поддержка не смогла ничего предпринять

12 мая меня взломали на официальном сайте государственных услуг. На портале подтвержденная учетная запись, а это значит, что там хранятся:

• Электронная подпись, при помощи которой можно делать любые операции с недвижимостью
• Данные паспорта, ИНН, СНИЛС, ДМС, ОМС и прочих документов.
• Данные карт разных банков
• Копии и оригиналы заявлений в разные гос. структуры, где указаны все возможные личные сведения, включая передвижения, все контакты с гос органами, и прочее прочее…

Хронология событий:

1. Ровно в 17:00 на мобильный телефон было получено смс сообщение от госуслуг с текстом «Ваш номер телефона был изменен и не может использоваться для входа».

2. После прочтения смс, тут же зашла на сайт госуслуг через компьютер. Было это в 17:03. В это же время, понимая что это мошенничество, быстро меняю номер телефона на свой обратно и параллельно пытаюсь дозвониться до Госуслуг по номерам, указанным в интернете. 3. Также параллельно, дозваниваясь до Госуслуг, в 17:05 меняю пароль на сайте. Все это время я продолжаю висеть на «дозвоне», где система меня кидает от одного пункта меню в другой. Заканчивается это тем, что звонок прерывается на стороне Госуслуг.

4. В это же время, в 17:05, поступает второе смс сообщение с текстом об изменении номера телефона. Так как нахожусь в это время в режиме активной сессии на госуслугах, я это вижу, и опять же мгновенно меняю номер телефона на свой обратно.

5. Начиная с 17:05 делаю еще несколько попыток дозвона по разным номерам госуслуг, где снова упираюсь в конечные выборы меню и как следствие обрыв связи.

6. Пока продолжаются безуспешные попытки дозвона, в 17:09 пишу в чат госуслуг из личного кабинета с текстом «срочно перезвоните» и информацией о том, что кто-то меняет мой номер прямо сейчас и пытается воспользоваться моими персональными данными. Ответа от оператора нет. Телефоны все также молчат, перекидывая по меню.

7. В 17:11 от моего имени, при мне в этот же открытый чат приходит сообщение от того, кто взломал мой аккаунт с текстом «а, ок, выхожу из системы, поменяйте пароль».

Дозвониться до госуслуг я смогла лишь через 10 минут после всех произошедших событий. Оператор на линии, на просьбы «заблокировать аккаунт», «насильно прервать все активные сессии» или сделать "ХОТЬ ЧТО-НИБУДЬ" ответил «Мы не можем ничего сделать, сессия у мошенника автоматически прервется через 24 часа». На мой комментарий, что за это время я останусь без недвижимости, карт и с кредитом на мое имя, мне было отвечено «ну мы составим обращение в тех. поддержку». Понятное дело, я сделала несколько попыток понять как и что произошло. Вот что выяснила:

На госуслугах есть кнопка «Действия в системе», там я увидела, что мошенник впервые попал в мой аккаунт в 16:29, то есть за пол часа до того, как он «решил» изменить номер телефона. Попал он через систему «Центр обработки персональных данных Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», к которой я никакого отношения никогда не имела.
В графе «Выданные разрешения» я обнаружила, якобы мною выданное разрешение центру обработки перс данных партии «ЕР» на использование всех моих данных, зарегистрированных на госуслугах (этого также не делала)
Ну и дополнительно. Помимо этого, оказалось, что мошенник успел написать оператору в чате до меня (скрины ниже).

Общий итог для меня выглядит так:
1. Мошенники могут пользоваться сторонними сервисами для входа в личный кабинет Госуслуг. Это так? Если нет, прошу дать ответ.
2. В случае если аккаунт взломан – надеяться на помощь Госуслуг к сожалению нет смысла. Мне они не помогли. Это уже факт.
3. Возможно вскоре я «прочувствую» на себе чем грозит слив всех данных и документов в третьи руки. А пока я просто не знаю, что делать дальше. Искренне не знаю и всех призываю – используйте сложные пароли, устанавливайте двухфакторную аутентификацию, не храните личные данные на любых сайтах.
P.S. Скрины выкладываю. Мат заблюрила.

{ "author_name": "Diana Zabelina", "author_type": "self", "tags": ["\u0436\u0430\u043b\u043e\u0431\u0430\u0433\u043e\u0441\u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0438"], "comments": 581, "likes": 357, "favorites": 112, "is_advertisement": false, "subsite_label": "claim", "id": 245694, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 13 May 2021 20:08:00 +0300", "is_special": false }
0
581 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
35

Важный вопрос: подумайте, использовали ли вы эту же пару (логин/мобила/мыло)+пароль на любом другом ресурсе хоть когда-нибудь.
Если так, то это обычный кросс-чек (первая-вторая попытка проверки входа  сразу же успешная).
Я долгое время был "на другой стороне баррикады" как оператор инфраструктуры ресурса по кол-ву аккаунтов наверное как 1/10 часть госуслуг  и я могу точно сказать что это был и остаётся самый популярный способ взлома.
И такие кросс-чеки это реально, извините, боль в ж-пе(особенно когда на пользователей не плевать, и ещё больше если включение капчи  просто так менеджмент считает неправильным), мы просто скачивали эти самые базы утечек паролей, чекали их на предмет совпадения с паролем у нас* и тихо-мирно сбрасывали пользователю пароль.

Пару раз сбрасывали с подробным уведомлением что и откуда мы взяли, получали шквал негатива в наш адрес. 

Поможет проверить мыло и мобилку: https://haveibeenpwned.com/

*)  звёздочка для въедливых буквоежек во избежании быть неверно понятым: у нас естественно всё хешированое-солёное

PS ну и логи входов в узловые места типа почт тоже проверьте(особенно IMAP/pop3 если почтовик умеет переведите на т.н. "пароли приложений")

Ответить
5

Я один тут понял только 50% информации?
Не могли бы вы написать инструкцию, что сделать, как для шестиклассника или для моей мамы?

Ответить
24

Представьте что вы всегда используете логин as@gmail.com и пароль im@ASsuper!995
Пароль хороший, сложный, претензий к нему нет.
Предположим вы ищите в сети что-то и вынуждены зарегистрироваться чтобы что-то скачать. Регистрируетесь с помощью логина* и пароля выше. Ресурс сохраняет ваш логин и пароль себе и пытается его проверить везде где только достанет:
— почтовики (pop/imap/web)
— популярные магазины
— популярные сервисы
— банки
Это не хорошо, не плохо, это просто вот так. И называется это "кросс чек".  И ваша задача сделать так чтобы это не работало.
Единственный способ или второй фактор (так в банках, но с учётом размаха социнженерии мы видим что это работает не очень для массового пользователя) и/или не использовать один и тот же пароль два раза**
Есть несколько решений:
— сложное: использовать менеджер паролей и генерировать каждый раз новый случайны пароль которые невозможно запомнить(но это сложненькое решение, скорее для тех кто разбирается). Спасает от целевой атаки.
— простое: генерировать пароль к каждому ресурсу по какому-то алгоритму известному только вам
Например: для gOsUsLugi.rU — OUL@u1995, gMaIl.coM MI.@m1995 , для ответственных сервисов == "где деньги лежат" использовать другой алгоритм.  От целевой атаки не спасёт конечно же.  Пока что это хорошее решение от массового автоматизированного перебора.

*) Аналогично в ситуации когда вместо логина телефон(тут особенно хорошо атакуются банки через социнженерию)
**) я считаю что на какие-то одноразовые сайты типа "зарегистрироваться чтобы скачать" можно и пароль "000000"(лучше на отдельном ящике), но так лучше всё-равно не делать

Ответить
0

А менеджер паролей не могут взломать?

Ответить
1

Взломать можно всё, надо только применить терморектальный криптоанализатор.

Но менеджер паролей, к которому нет доступа из интернета, вполне себе защитит от многих проблем. Ну и у менеджера паролей можно поставить очень сложный мастер пароль. И тут для рядового пользователя взлом возможен только если на устройстве с менеджером паролей будет троян. В этом случае не поможет ничего :)

Ответить
–1

Надо собирать свой генератор паролей на ардуине...

Ответить
Читать все 581 комментарий
Как прокачать команду, компанию и экологию: акселератор, который понравился бы Кофи Аннану

Рассказываем о простом и классном проекте, благодаря которому METRO развивает сотрудников и генерирует инициативы по устойчивому развитию.

Умер Джон Макафи, создатель антивируса McAfee — его нашли мёртвым в тюремной камере Статьи редакции

По предварительным данным, он совершил самоубийство.

Сервис для быстрой проверки QR-кодов вакцинации

C 28 июня кафе и рестораны Москвы и Московской области будут обязаны проверять QR-коды посетителей на предмет вакцинации. Мы решили немного помочь рестораторам и сделали сайт checkQR.ru, который ускорит и упростит процесс проверки вакцины.

Что внутри у Алены: разбираем чат-бота по косточкам
Учимся подглядывать в портфель Баффета и не только

Наверняка каждый инвестор интересовался, куда инвестируют крупные фонды или известные профессионалы: Билл Гейтс, Уоррен Баффет, Джордж Сорос или Рэй Далио. Узнать все это можно и достаточно просто.

Основатели южноафриканской криптобиржи Africrypt пропали вместе с биткоинами пользователей на $3,6 млрд Статьи редакции

В апреле они объявили о «взломе» платформы и попросили пользователей не обращаться к юристам.

Alser - майним крипту на вашей технике, с любовью

В филиале магазина по продаже техники занимаются майнингом криптовалюты на продаваемых ноутбуках.

В магазине техники Alser на продаваемых, новых ноутбуках майнят криптовалюту
Московские рестораторы попросили власти перенести введение «бесковидного режима» для ресторанов с 28 июня на 1 августа Статьи редакции

И предложили пускать посетителей на летние веранды без QR-кодов.

Lego представила прототип детали из переработанных пластиковых бутылок Статьи редакции

Компания хочет перейти на экологически чистые материалы.

Lego
Часть 2. «СберМегаМаркет» заменил разбитое зеркало

В прошлом посте я написал, как доставка Сберлогистика привезла мне разбитое зеркало.

HR-сервис Т1 TalentForce повышает эффективность массового найма

Наша компания запустила сайт HR-платформы Т1 TalentForcе, которая повышает эффективность рекрутмента за счет автоматизации найма.

Комментарии
null