Продажа контрабанды на маркетплейсах — ответы на запрос сертификата «Яндекс.Маркета» и Ozon

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня хотелось бы вам рассказать о таком интересном явлении, как продажа контрабанды на, ставших ныне популярными, маркетплейсах.

Маркетплейсы стремительно вошли в нашу жизнь, настолько стремительно, что российское законодательство за ними не поспевает, как скотина из известного анекдота про дефицит мяса в СССР, который движется семимильными шагами к победе коммунизма…

Что в итоге мы имеем: маркетплейсы не несут никакой ответственности за тот товар, что продается на их площадках. Для сравнения можно провести аналогию с рынком, где продавцам просто предоставляются лотки, где можно продавать что угодно, лишь бы они отчисляли владельцу рынка необходимую мзду.

Вот некоторые весьма интересные дословные цитаты техподдержки:

ЯндексМаркет на запрос сертификата на товар:

"Мы не храним все сертификаты на продукцию. Мы маркетплейс, то есть онлайн-площадка, на которой пользователи могут покупать товары у самых разных продавцов.

Товары на нашем сайте сертифицированы для продажи в России.

Если возникнет гарантийный случай, вы всегда можете обратиться к нам, к производителю или в ближайший сервисный центр.

Мы работаем с проверенными магазинами-партнёрами, чтобы вы получали товар по выгодной цене".

Озон после их ответа, что сертификата нет у продавца и мой последующий вопрос, почему тогда продавец все еще не снят с площадки, тк нарушает Закон о защите прав потребителей продавая товар без сертификата:

"Дело в том что мы работаем как Торговая площадка, и не мы выставляем товар на продажу и снимаем его с продажи. Вы можете обратиться к продавцу по этому вопросу. Я не могу никак снять товар с Торговой площадки.

Для того чтобы обратится к продавцу, вам необходимо перейти на наш сайт Далее выбрать нужный товар , и внизу пролистав будет плашка "Спросить продавца о товаре".

Простите , что расстроили вас".

В отношении Озона могу лишь сказать, что по большинству запросов они дают ответ такого характера: «спасибо за ожидание. Я передала информацию своим коллегам. Они вернутся к вам в чат с ответом в течение 2-3 дней и предоставят сертификат. Если у вас появятся какие-либо вопросы, пожалуйста, обращайтесь к нам, мы всегда рады вам помочь»

По факту на многие товары сертификаты не предоставлены маркетплейсам, поэтому и нужно 2-3 дня, чтобы запросить продавцов их предоставить. Кто не предоставляет – тем отключают карточку, но не всегда и не всем. По одному запросу уже более недели товар, который сам Озон подтвердил, что продается без сертификата – продолжает продаваться.

А теперь перейдем к самому интересному – к фактам. Мной была произведена контрольная закупка товара в одном из магазинов на ОЗОНе после запроса сертификата. Конкретно – это был Электрический штопор Huohou HU0027 черный. По запросу на сертификат был предоставлен следующий документ:

Как мы видим – заявитель всем известный дистрибьютор электроники – Дихаус, который привозил данный штопор в Россию и продавал его дилерам и розничным магазинам. Контакты Дихауса достаточно просто ищутся в интернете и труда не составило туда позвонить и, представившись заказчиком, расспросить про данный штопор. Разговор был записан на диктофон, и вот самое главное, что было сказано: «Эта продукция в последний раз продавалась в сентябре месяце в прошлом году, ее уже давно нет»

Итак, получаем заказанный штопор, который имеет сертификат импортера ООО Дихаус и который последний раз продавался в сентябре 2020 года:

И что мы видим: наклейки импортера нет, русского языка нет, инструкции на русском нет. Дихаус по идее как бы нарушает ряд законов касательно импорта и продажи продукции. Но, уважаемые мои, «дьявол кроется в деталях» - присмотритесь к дате производства штопора, которая напечатана на упаковке - 27 января 2021 года! Товар то вовсе и не от Дихауса!

Выводы вполне очевидны: некий продавец на Озоне, пользуясь подложным сертификатом, продает товар, ввезенный мимо таможни, а значит мимо налогов и пошлин и вводя в заблуждение конечного потребителя, предъявляя чужой документ, подставляя этим официального дистрибьютора, кто ранее ввозил этот товар. Происхождение же товара в контрольной закупке вполне всем известно – это рынок Садовод и аналогичные им точки продаж контрабандного товара из Поднебесной.

Вот такое небольшое расследование очевидного всем факта торговли на маркетплейсах нелегальным товаром. Теперь немного о последующих действиях:

- будет подготовлено обращение в Роспотребнадзор на предмет оборота продукции без необходимой сертификации

- будет направлено ходатайство для возбуждения дела относительно преступного бездействия со стороны маркетплейсов

- будет направлено ходатайство на возбуждение дела о мошенничестве со стороны продавцов, которые вводят в заблуждение подложными документами в целях продажи товара, ввезенного незаконным образом на территорию РФ и введенного ими в оборот.

- будет направлено ходатайство о запросе документации у маркетплейсов касательно реализации продукции с подложными сертификатами или вообще без таковых для определения потенциального размера мошенничества. Вполне вероятно будет идти речь об особо крупных размерах и , соответственно, подключится СКР…

Маркетплейсы на протяжении месяца отписывались и отнекивались на запросы. Что ж, пойдем дорогой более длинной, но не менее эффективной…

0
181 комментарий
Написать комментарий...
Nikolay Keskinov

Внесу некоторую ясность. Не оспариваю, что продавец может торговать левым товаром, может быть даже контрафактной, но! 
Сертификат соответствия может быть оформлен другим юридическим лицом. Если продавец купил у инициатора сертификации товар и получил заверенную копию сертификата, то он может закупать эту же продукцию сам в дальнейшем, продавать ее, используя тот же сертификат. Поэтому тут вы, автор, не правы. 
Отсутствие инструкции на русском языке - это нарушение, да. Можно подать жалобу в РПН. Вряд ли там будет что-то существенное, нервы потреплете и всё, наверное. 
На самом деле, самая серьезная проблема в данной ситуации - это отсутствие ответственности торговых площадок. Повторяется ситуация с агрегаторами такси, которые не хотели и не хотят брать на себя какую-либо ответственность. И с этим бороться надо. А не с мелкими ИП. 

Ответить
Развернуть ветку
Bob Marly

большинство магазинов покупают по одной модели официально с документами а остальной запас гонят с Китая контейнерами без каких либо бумаг, платят на таможне и всё проходит спокойно.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Keskinov

Я знаю. Я именно об этом и написал. Повторно сертифицировать товар законодательство не требует. Точно также, как и проводить государственную регистрацию. 
ООО "Ромашка" может смело торговать на основании сертификата ООО "Лютик".

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кочетков

Чел, ты теоретик. ООО ромашка может и дальше покупать у ООО лютик товар и торговать им. Но ООО ромашка не может взять сертификат выданный ООО лютик и привезти такой же товар. И произвести такой же товар не может. 
Оно может купить такой же не сертифицированный товар у ООО подсолнух и торговать под сертификатами ООО лютик, но до первой проверки и неплохого такого штрафа. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Keskinov

Будьте добры ссылку на нормативно-правовве акты. Дабы подкрепить ваши "практические" знания.
К слову, я не уловил, каким образом мы перешли к импорту и производству. 

Ответить
Развернуть ветку
178 комментариев
Раскрывать всегда