Продажа контрабанды на маркетплейсах — ответы на запрос сертификата «Яндекс.Маркета» и Ozon

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня хотелось бы вам рассказать о таком интересном явлении, как продажа контрабанды на, ставших ныне популярными, маркетплейсах.

Маркетплейсы стремительно вошли в нашу жизнь, настолько стремительно, что российское законодательство за ними не поспевает, как скотина из известного анекдота про дефицит мяса в СССР, который движется семимильными шагами к победе коммунизма…

Что в итоге мы имеем: маркетплейсы не несут никакой ответственности за тот товар, что продается на их площадках. Для сравнения можно провести аналогию с рынком, где продавцам просто предоставляются лотки, где можно продавать что угодно, лишь бы они отчисляли владельцу рынка необходимую мзду.

Вот некоторые весьма интересные дословные цитаты техподдержки:

ЯндексМаркет на запрос сертификата на товар:

"Мы не храним все сертификаты на продукцию. Мы маркетплейс, то есть онлайн-площадка, на которой пользователи могут покупать товары у самых разных продавцов.

Товары на нашем сайте сертифицированы для продажи в России.

Если возникнет гарантийный случай, вы всегда можете обратиться к нам, к производителю или в ближайший сервисный центр.

Мы работаем с проверенными магазинами-партнёрами, чтобы вы получали товар по выгодной цене".

Озон после их ответа, что сертификата нет у продавца и мой последующий вопрос, почему тогда продавец все еще не снят с площадки, тк нарушает Закон о защите прав потребителей продавая товар без сертификата:

"Дело в том что мы работаем как Торговая площадка, и не мы выставляем товар на продажу и снимаем его с продажи. Вы можете обратиться к продавцу по этому вопросу. Я не могу никак снять товар с Торговой площадки.

Для того чтобы обратится к продавцу, вам необходимо перейти на наш сайт Далее выбрать нужный товар , и внизу пролистав будет плашка "Спросить продавца о товаре".

Простите , что расстроили вас".

В отношении Озона могу лишь сказать, что по большинству запросов они дают ответ такого характера: «спасибо за ожидание. Я передала информацию своим коллегам. Они вернутся к вам в чат с ответом в течение 2-3 дней и предоставят сертификат. Если у вас появятся какие-либо вопросы, пожалуйста, обращайтесь к нам, мы всегда рады вам помочь»

По факту на многие товары сертификаты не предоставлены маркетплейсам, поэтому и нужно 2-3 дня, чтобы запросить продавцов их предоставить. Кто не предоставляет – тем отключают карточку, но не всегда и не всем. По одному запросу уже более недели товар, который сам Озон подтвердил, что продается без сертификата – продолжает продаваться.

А теперь перейдем к самому интересному – к фактам. Мной была произведена контрольная закупка товара в одном из магазинов на ОЗОНе после запроса сертификата. Конкретно – это был Электрический штопор Huohou HU0027 черный. По запросу на сертификат был предоставлен следующий документ:

Как мы видим – заявитель всем известный дистрибьютор электроники – Дихаус, который привозил данный штопор в Россию и продавал его дилерам и розничным магазинам. Контакты Дихауса достаточно просто ищутся в интернете и труда не составило туда позвонить и, представившись заказчиком, расспросить про данный штопор. Разговор был записан на диктофон, и вот самое главное, что было сказано: «Эта продукция в последний раз продавалась в сентябре месяце в прошлом году, ее уже давно нет»

Итак, получаем заказанный штопор, который имеет сертификат импортера ООО Дихаус и который последний раз продавался в сентябре 2020 года:

И что мы видим: наклейки импортера нет, русского языка нет, инструкции на русском нет. Дихаус по идее как бы нарушает ряд законов касательно импорта и продажи продукции. Но, уважаемые мои, «дьявол кроется в деталях» - присмотритесь к дате производства штопора, которая напечатана на упаковке - 27 января 2021 года! Товар то вовсе и не от Дихауса!

Выводы вполне очевидны: некий продавец на Озоне, пользуясь подложным сертификатом, продает товар, ввезенный мимо таможни, а значит мимо налогов и пошлин и вводя в заблуждение конечного потребителя, предъявляя чужой документ, подставляя этим официального дистрибьютора, кто ранее ввозил этот товар. Происхождение же товара в контрольной закупке вполне всем известно – это рынок Садовод и аналогичные им точки продаж контрабандного товара из Поднебесной.

Вот такое небольшое расследование очевидного всем факта торговли на маркетплейсах нелегальным товаром. Теперь немного о последующих действиях:

- будет подготовлено обращение в Роспотребнадзор на предмет оборота продукции без необходимой сертификации

- будет направлено ходатайство для возбуждения дела относительно преступного бездействия со стороны маркетплейсов

- будет направлено ходатайство на возбуждение дела о мошенничестве со стороны продавцов, которые вводят в заблуждение подложными документами в целях продажи товара, ввезенного незаконным образом на территорию РФ и введенного ими в оборот.

- будет направлено ходатайство о запросе документации у маркетплейсов касательно реализации продукции с подложными сертификатами или вообще без таковых для определения потенциального размера мошенничества. Вполне вероятно будет идти речь об особо крупных размерах и , соответственно, подключится СКР…

Маркетплейсы на протяжении месяца отписывались и отнекивались на запросы. Что ж, пойдем дорогой более длинной, но не менее эффективной…

0
181 комментарий
Написать комментарий...
Nicole Pettway

Я согласна с автором! 
Маркетплейсы берут наверняка с продавцов нормальную комиссию и при этом не отвечают за них перед покупателем. В век технологий и автоматизации можно было бы реализовать сбор и проверку сертификатов, но это отпугнуло бы продавцов вот и нате 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Коробченко

На ozon сбор и проверка сертификатов есть. И это адский ад для продавца, модераторы невероятно тупят запрашивая по кругу одно и тоже, интерфейс в лк не проработан, иногда ошибку или состояние системы невозможно понять на момент времени. Писал фидбек в тп, но всё бестолку. Из 120 аналогичных по типу товаров модераторы опубликовали 10 за две или уже три недели. Остальные в забвении...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Коробченко

А вот и пруфы, как в ТП озон для селлеров можно ждать ответ по 3 недели.  Три недели, Карл!

Прокачайте техподдержку и весь путь пользователя в личном кабинете, и вы начнете расти в 2-4 раза быстрее.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Тюленев

Здравствуйте, Алексей! Ozon Marketplace на связи. 

Проверю вашу ситуацию с сертификатами и вернусь с комментариями позже. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Коробченко

Здравствуйте, Роман. Посмотрим... 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Тюленев

Алексей, здравствуйте! Ситуация с сертификатами действительно запутанная. Привлёк внимание коллег из отдела контроля качества — вернутся с ответом в обращении #12314347 уже в начале рабочей недели.

Что касается долгих ответов поддержки — разберёмся, почему так произошло, и проработаем ошибки. Простите, что заставляем ждать. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Коробченко

Роман, ваши коллеги не подходят к вопросу системно, а запрашивают SKU номера товаров не прошедших модерацию. Например, в Яндекс могут посмотреть мой каталоог и сказать что не так.  Кроме того, в ТП озон советуют посмотреть ID SKU там, где их нет, кажется они сами не ориентируются в интерфейсе. Когда я предоставляю данные и скриншоты, снова не отвечают. Модерация и работа с сертификатами не отлажена, не понятна, ещё раз убедился.

Вот сравнение с Яндекс (хоть я и не в восторге, но всё же). 1. Они звонят и помогают в регистрации. 2) После обращения в техподдержку, квалифицированный специалист звонит и объясняет что исправить в xml фиде, который мы отдаем им из CMS. При прохождении модерации магазина на ошибки четко указывают. Итого, выход на Яндекс - 1 неделя, выход на WB - 4 недели, выход на ОЗОН - 6 недель... Это я к тому, что точка роста любого маркетплейса - это удобство для селлера и ассортимент. Вам нужно основательно взяться за эти процессы.

P.S. Обращаться к партнерам по онбордингу принципиально не хочу. Я считаю, что 300 товаров добавить и ими торговать со своего склада можно самостоятельно, так как у нас товар, документы, контент, автоматизация и логистика уже сделаны. Нужна лишь витрина за % с продаж. Отстегивать дядям за созданные единожды карточки товаров нет смысла.

Ответить
Развернуть ветку
178 комментариев
Раскрывать всегда